Страх относят к типу эмоции, к которым принадлежат гнев, радость и печаль, отличие только в том, что страх возникает как предвосхищение ситуации, которая может быть угрожающей. Между детскими и взрослыми страхами нет принципиальных отличий, разве только детские страхи могут сказаться на всей последующей жизни. Такие качества личности как темперамент, акцентуация, экстраверсия (интроверсия) и другие влияют на то, как проявляется эмоция страха.
К защитному рефлексу на опасность относят, например, поведение ребенка, который цепляется за мать при первом знакомстве с водой: окунания, купание. У маленького ребенка страх выражается, когда он начинает часто моргать, вздрагивать, зажмуриваться, вскидывать ручки вверх, или проявляет беспокойство при резких звуках, крике, изменении яркости света, появлении чужого человека.
Как только ребенок появляется на свет, он тоже издает звук, его первый крик является рефлекторным ответом на беспокойство, просто резко изменились привычные и удобные внутриутробные условия существования, на новые, непривычные и неизвестные. Поэтому чтобы минимизировать страх младенца, мама сразу берет его на руки, обнимает, прижимает его к себе, поглаживает, разговаривает с ним, кормит. На малыша успокаивающе действуют ее голос и ритм ее сердца. Как утверждают психиатры и физиологи, новорожденный ребенок могут напугать резкие движения, перемещения, падения и резкие звуки. Молодая мама должна знать об этом и при общении с ребенком соответственно себя вести.
Такие формы реагирования имеют безусловный (врожденный) характер, им свойственно нивелироваться, они постепенно пропадают в конце первого полугодия жизни. Ориентировочно к 4 месяцу жизни существенно ослабевает рефлекс вздрагивания. Семимесячный ребенок боится незнакомых взрослых людей, а у ребенка дошкольного возраста рождает страх уход матери.
Если мать недостаточно нежно относится к ребенку, он это чувствует, начинает беспокоиться, потому что ему очень нужна любовь и поддержка взрослых. Часто это становится причиной первых серьезных детских страхов. Если беспокойство ничем не подкрепляется, по-прошествие времени оно ослабеет и элементарно уходит. Проявление эмоционального отклика неуемных родителей отражается в их чрезмерной заботе, которая только способствуют усилению беспокойства ребенка. В возрасте одного года ребенок начинает учиться ползать, ходить, его ожидают еще большие опасности, что приводит к увеличению детских страхов. Многие дети в этом возрасте по - разному реагируют на опасность.
Итак, детские страхи проявляются в различном возрасте. Чаще всего им подвержены дети от 2 до 9 лет, которые уже много знают, но не все понимают.
Есть дети, которым не надо долго объяснять, что они, скажем, не должны брать несъедобные предметы в рот, у них хорошо развит инстинкт самосохранения. А многие дети, прежде чем проявить осторожность, совершают множество ошибок и неудач.
Сильные детские страхи часто имеют серьезные последствия. Причиной появления многих невротических проявлений являются не исчезнувшие вовремя детские страхи. Например, всем знакома ситуация, когда родители заставили ребенка засыпать одного, он долго плачет, зовет маму, а она не приходит. Мама таким способом стареется научить ребенка самостоятельности, ей хочется, чтобы впоследствии он засыпал сам. На самом деле такое поведение может стать причиной невротических страхов в последующей жизни ребенка. Ребенок рано или поздно уснет, однако у него может остаться чувство тревоги.
У трехлетнего – пятилетнего ребенка детские страхи приобретают большую интенсивность и насыщенность. Именно в этом возрасте усиленно развивается эмоциональная сфера, и формируется единая психологическая структура беспокойства (между страхами существует сильная связь, эмоции их побуждают к действию). Детей дошкольного возраста могут напугать сказочные животные, глубокий водоем, страшные сны, огонь, болезни. Баба Яга, Кощей, Волк и Крокодил - некрофильные, противостоящие жизни персонажи, угрожающие разлучить ребенка и мать, ребенок понимает, что все эти персонажи - носители зла.
В возрасте 6 - 8 лет ребенок испытывает самое большее количество страхов, сила связей между ними понижается, они становятся более обоснованными психологически и отличаются познавательным характером.
К 6 годам заканчивается базовое эмоциональное развитие ребенка, он становится смышленым, взрослеет, в подавляющем большинстве случаев уже понимает, чего надо бояться, то есть что может ему навредить. Теперь у страхов появилось не только эмоциональное, но и рациональное основание.
Существуют и внушённые детские страхи, источником которых являются взрослое окружение малыша, его родители, бабушки, воспитатели в детском садике, которые непроизвольно и излишне настойчиво эмоционально указывают на наличие опасности. Маленький ребёнок пока ещё не осознает, в чем таится опасность, реально он воспринимает только часть фраз: «Не подходи - упадёшь», «Не гладь - укусит», «Осторожно, злая собака!» и другие. Но ребенок уже услышал сигнал тревоги, и естественно, пугается. Взрослые добились своего - ребёнок послушался, а страх закрепляется и проявляется в похожих ситуациях.
Страх может вызывать посещение каких-то мест (прием у врача), разговор на определённую тему, ребенок может смущаться и стесняться при общении. Чересчур обеспокоенный ребенок может растеряться, не найти нужных слов для ответа, говорить невпопад, невнятно, у него от волнения дрожит голос и потом он совсем перестает отвечать.
Если ребенок боится темноты, ему надо объяснить, откуда она появляется. Если ребенок чего- то не понимает, он приписывает предмету или явлению опасные и пугающие качества. Все пробелы знаний о предметах или явлениях ребенку нужно помочь заполнить.
Что такое тревожность?
Наряду с понятием страх существует понятие тревожность. Психологи определяют тревожность как психологическую особенность, заключающуюся в том, что ребенок склонен преувеличивать переживаемое беспокойство и даже в таких жизненных ситуациях, которые к этому не предрасполагают. Между тревогой и тревожностью есть отличия. Если тревога является эпизодическим проявлением беспокойства, волнениями ребенка, то тревожность - устойчивое и часто повторяющееся состояние. Тревожность никак не связана с ситуацией, и часто она возникает на пустом месте. Скажем, ребенок волнуется, отвечая у доски или перед выступлениями на празднике. Но это беспокойство проявляется редко, в дальнейшем в похожих ситуациях ребенок ведет себя уже совершенно спокойно. В этом случае можно говорить о проявлениях детской тревожности, если такое состояние повторяется часто в зависимости от ситуации (при общении с незнакомыми взрослыми и так далее). Тревожностью можно назвать переживание, которое отличается эмоциональным дискомфортом, связанным с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности.
Ситуативную тревожность порождает некоторая конкретная ситуация, вызванная объективным смятением. Данное состояние вызывают ближайшие потенциальные неприятности и жизненные осложнения. Это состояние вполне нормальное, даже иногда играет положительную роль. Это - своеобразный мобилизирующий механизм, позволяющий человеку серьезно и ответственно подготовиться к решению появившихся проблем.
Ненормально, если ситуативная тревожность снижена, и ребенок ко всему относится безалаберно и безответственно, это говорит об инфантильной жизненной позиции, недостаточно выраженном самосознании.
Личностную тревожность можно рассматривать в качестве черты характера, она проявляется в том, что человек постоянной за все переживает даже в самых обычных жизненных ситуациях, которые к этому совсем не располагают. Ее основные свойства - безотчетный страх, неопределенное ощущение угрозы, готовность видеть в любом событии только опасность. Ребенок, которому свойственно такое состояние, постоянно насторожен и подавлен, он боится окружающего мира, который стал для него враждебный. В дальнейшем такой ребенок станет мрачным пессимистом с заниженной самооценкой.
Со страхами и тревогами жить нельзя, существует множество способов борьбы с ним. Дети должны научиться справляться с причинами появления страха и своим личным отношением к этому явлению. Основную помощь в этом ребенку окажут родители, они смогут доверительно решить все проблемы и морально поддержать.
Марина Романова
| |