Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Оценка математических способностей у детей
Сургут • Разделы → Психология
Есть несколько видов творчества, которые определяются различными видами духовной и практической деятельности человека. Но основными считаются художественное, техническое и научное творчество. В любом виде деятельности человека есть элемент творчества, поэтому можно говорить о наличии художественных творческих способностей, технических способностях, математических способностях и других. У ребенка могут быть способности к любому из этих видов творчества. Математические способности являются особенностью умственной деятельности, поэтому их не всегда умеют точно определить. Есть несколько распространенных заблуждений о математических способностях. Некоторые люди думают, что эти способности проявляются в умении быстро и точно считать и производить математические вычисления в уме. Но способности к быстрому счету не всегда являются признаком формирования настоящих творческих математических способностей. Также многие ошибочно полагают, что ребенок, у которого есть способности к математике отличается хорошей памятью на числа, формулы, цифры. Ребенок может и не достигнуть успеха в математике, несмотря на то, что умеет запомнить большое количество формул и цифр. Быстрота мыслительных процессов тоже не может быть показателем выдающихся математических способностей. К математическим способностям высокая скорость работы может не иметь никакого отношения. Успехов в усвоении математики может добиться и такой ребенок, который работает неторопливо и медленно, но вдумчиво и творчески. Наука математика определяет интеллектуальное развитие ребенка, формирует познавательные и творческие способности. Начать развитие творческих способностей ребенка надо с вызывания интереса к познанию. Занятия следует проводить в игровой и увлекательной форме. Игры занимают особое место в развитии творческих способностей ребенка, через игру проявляется отношение ребенка к действительности. Детям нравится сам процесс игры, они играют, проявляя фантазию, что-то выдумывают. Играя в математические игры, ребенок постигает явления окружающей действительности ярче и глубже, лучше познает мир. Во время игр с математическим содержанием у ребенка развивается память, логическое мышление, творческое воображение. Творческая целенаправленная математическая игра помогает развивать творческое начало личности ребенка. Определяется творчество умением выражать свои чувства разными способами. Условно математические игры для дошкольников можно разделить на логические, арифметические и геометрические виды. Арифметика, логика и геометрия представляют собой основу математики. Математические игры по сути представляют собой логические задачи, в которых проявляются элементы творчества. Логические игры воспитывают у ребенка познавательный интерес, учат творческому поиску, зарождают желание учиться. Математические игры это: настольно-печатные игры; головоломки; логические задачи; задания позволяющие развить логическое мышление; кубики, лабиринты; игры на составление целого из частей; игры на передвижение. В эту группу игр также входят игры в шашки и шахматы, лото, игры с палочками, мозаики, игры на классификацию, игры на составление узоров. Математические творческие способности помогают развить игры со строительными наборами, конструкторы, математические сказки, загадки, считалки, задачи и стихи шутки, занимательные вопросы. Задачи помогают активизировать умственную деятельность, учат планировать свои действия, думать, искать ответ. В результате активизируется мыслительная деятельность ребенка, развивается ум, математические представления расширяются и углубляются. Очень полезно дошкольникам играть в игры- головоломки в которых из геометрических фигур нужно составлять изображения предметов, кораблей, животных, птиц. Из геометрических фигур и их частей ребенок должен уметь составлять целый предмет. Для этого он учится анализировать изображение, выделяет основные геометрические формы и составляет фигуры. Игры –головоломки с палочками и блоками также имеют большое значение для умственного развития дошкольников. Математические способности ребенка можно развивать дальше, особенно, если ребенок одарен от природы. Оценить способности ребенка к математике можно по нескольким критериям: знание чисел и знаков, умение логически и абстрактно мыслить. Если этих способностей нет, обучение можно проводить по специальным методикам со специалистом. Для того чтобы диагностировать математические способности проводят тестирования или на бумаге или в электронном виде. Как развить математические способности у ребенка? Математика - это точная наука. Для того чтобы развить у ребенка способности к математике материал нужно подавать ему в игровой форме, нельзя ребенка заставлять учиться. Занятия с ребенком должны быть регулярными. Математические способности помогают развивать решение в уме примеров и задач (без вычислительной техники), решение нестандартных примеров, построение логических цепочек. Интерес к математике помогает усилить изучение новинок в области математики, информатики и программирования. Очень полезно знать биографию известных личностей. На досуге полезно заниматься упражнениями, которые развивают память, логику, мышление. Это ребусы, кроссворды, числовые задачи, настольные игры, задачи, которые учат думать. Очень важно учить ребенка самостоятельно находить решение задачи. Дошкольное развитие является наиболее эффективным. Ребенок не только запоминает числа, но и решает логические задачи, также в процессе обучения игры развивается мелкая моторика ребенка. Математические способности нужно развивать вместе с гуманитарными науками, так как ребенок должен вырасти всесторонней развитой личностью. Способность перерабатывать самую разную информацию называют интеллектом. Математически интеллект нужно развивать с детства у каждого ребенка, а занятия должны быть интересными и веселыми. Есть много игр, которые формируют пространственное мышление, внимание, память, логику. Простейшей игрой, которая поможет развить математический интеллект, является игра на поиск отличий. В эту игру дети очень любят играть, кроме того, она тренирует усидчивость и внимание. Особенно хорошо, если ребенку предлагают найти отличия на картинках, которые отличаются по количеству предметов. Например, на одной картинке на ветке сидят 5 птиц, а на другой – 3 и тому подобное. Такие развивающие карточки можно нарисовать и самостоятельно. Для того чтобы сформировать и закрепить понятие числа, вместе с ребенком полезно будет считать все предметы, которые попадают в поле зрения. Считать можно все подряд - ступеньки на лестнице, количество картинок в книжке, машины по дороге в садик и так далее. Ребенка также нужно попросить показать число, которое получилось при счете на пальчиках, если не хватает пальчиков – использовать счетные палочки, пуговицы, любые другие предметы. Полезно задавать малышу вопросы на сравнение количества предметов. Пример таких вопросов: « Чего больше в комнате – ящиков с игрушками или полок с книгами? Карандашей или деревянных кубиков?» Заниматься с малышом геометрией можно и во время приготовления еды. Познакомьте ребенка с геометрическими фигурами при помощи спичек или сухих макарон. Из спичек можно складывать квадрат, треугольник, ромб, прямоугольник. У этих фигур нужно вместе посчитать количество углов и сторон. Сначала ребенок учится складывать простые фигурки, потом можно ему давать задания по-сложнее. Например, попросите малыша сложить треугольник, у которого сторона будет равна 2 спичкам, или квадрат со стороной 5 вермишелей. Из одного и того же количества спичек можно сложить разные фигурки, например, и квадрат и ромб. Мыслительные способности маленького математика можно развивать не только дома во время занятий, но и, например, по дороге в садик, загадывая ребенку загадки, задавая простые логические вопросы. Можно воспользоваться всевозможными тестами, предназначенными для оценки способностей. Хотя они, по сути дела, раскрывают не способность, а фактическое наличие у ребенка определенных знаний, умений, навыков, показывают уровень оперативного мышления и находчивости. |
=Материал опубликован 10.09.2014