Логопедический массаж или как помочь малышу заговорить.

Сургут • Разделы    → Логопед

Логопедический массаж является частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий. Полный комплекс массажа состоит из:
1. Развитие ручного праксиса (способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов).
Кончики пальцев - это «второй мозг». Доказано, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
К упражнениям по развитию мелкой моторики относят:
упражнения по выработке обобщенного зрительного образа предмета (внутренние и внешние обводки плоских фигур, их штриховка; дорисовывание второй половины рисунка; рисование по образцу)
упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета (плетение, шнуровка, завязывание узлов, бантиков; вышивание, вязание; имитация жестом различных конкретных предметов, действий)
упражнения по выработке мускульной памяти, которая непосредственно подготавливает руку ребёнка к письму (отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации, вращение между пальцами рук карандаша, бобины с нитками; выкладывание букв из счетных палочек и шнурка; игра на воображаемом пианино, выкладывание колодца из палочек - при этом держать палочки нужно только одноименными пальцами обеих рук).

2. Развитие тактильных ощущений.
С улучшением тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшается тактильная чувствительность артикуляционного аппарата. Для её развития ребёнку рекомендуется: выкладывать с помощью мелких предметов узор по пластилину, нанесенному тонким слоем на картон; выполнить мозаику с помощью пластилиновых шариков; вылепить геометрические фигуры, цифры, бусы, буквы; определить с закрытыми глазами, к каким пальцам его рук притрагивается педагог; с закрытыми глазами, на ощупь, опознать предмет как правой, так и левой рукой или ощупать предмет одной рукой и найти его вреди прочих другой (вариации игры «Волшебный мешочек»).

3. Релаксация.

4. Собственно массаж.
Видов массажа существует много. Хотелось бы остановиться на сегментарно-рефлекторном массаже. Способ массажа, основанный на принципе использования сегментарного строения тела, называется сегментарным массажем. В классическом массаже применяются четыре основных приёма: поглаживание, растирание, разминание и вибрация.
Основным при выборе приёмов в логопедическом массаже является зависимость их от тонуса мускулатуры ребёнка.
При гипотонусе мускулатура (паретическое состояние) используются возбуждающие, стимулирующие приёмы: интенсивное прерывистое поглаживание, растирание и разминание.
При гипертонусе (спастические состояния) применяются в основном не интенсивное поверхностное поглаживание и лёгкое растирание.

5. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения для тренировки подвижности мышц губ и щёк.
Совместное действие круговой мышцы рта и щёчных мышц очень важная для речи, т.к. от этого зависит дикция человека.

а) упражнения для включения в движения круговой мышцы губ. Ребёнку необходимо предложить:
- надувать мягкие резиновые шарики;
- набирать воздух то под одну, то под другую щеку, губу (по очереди);
- выдувать воздух с напряженными и ослабленными щеками;
- вытянуть губы вперед, изображая «хобот»;
- растянуть губы в улыбке «лягушка»;
- смыкать губы в виде «поцелуя» (мгновенно);
- размыкать и смыкать губы при открытом рте;
- сомкнуть губы, надуть щёки, медленно кулаками выдавить воздух через плотно сжатые губы;

б) упражнения для мышцы смеха:
- оттягивать углы рта сомкнутых губ одновременно или поочередно в стороны, кверху.

в) упражнения для квадратных мышц (верхней и нижней):
- поднять верхнюю губу, показав зубы (наморщить нос);
- опустить верхнюю губу, оттянуть её в рот за зубы;
- опустить нижнюю губу, показав нижний ряд зубов;
- поднять верхнюю губу и одновременно опустить нижнюю;
- завести нижнюю губу в рот за зубы.

Далее подключаем звуковые упражнения:
- предложить ребёнку тянуть звук М,, при этом то вытягивая губы трубочкой, то растягивая в стороны.
- произнести несколько раз подряд звукосочетание согласных, в процессе выговаривания которых принимают непосредственное участие губы (МБ, БМ, ТВ, ВТ, МП, ПМ и т.п.)
- произнести звук М (губы должны быть сомкнуты), З (нижняя губа опущена), В (верхнюю губу при этом приподнять);
- произнести звукосочетание КС, ГЗ, БЗ, оттягивая вниз нижнюю губу (при движении губы её сильно прижимать к зубам).

Упражнения для развития мимико-артикуляционных мышц. При выполнении ребёнком преложенных упражнений, следует обратить внимание на то, чтобы у него не возникло синкенизии (дополнительных движений) в не тренируемых мышцах лицевой мускулатуры. Развитие мимической моторики следует проводить параллельно с развитием артикуляционной.
Исходное положение: голова - прямо, мышцы лица расслаблены. Движения выполняются на счёт «раз - два».
- поднять брови вверх - расслабить мышцы;
- нахмурить брови - расслабить мышцы;
- глаза спокойно закрыть - открыть;
- глаза прищурить - открыть;
- глаза с силой зажмурить - открыть;
- глаза поочередно открывать и закрывать;
- одновременно оскалить зубы и наморщить лоб - расслабить мышцы.

Упражнения для тренировки подвижности мышц языка. Предложить ребёнку:
- выдвигать язык вперёд - вернуть назад;
- облизывать губы по кругу в одну и в другую сторону «вкусное варенье»;
Следить за неподвижностью губ и нижней челюсти.
- Губы сжать. Опираться кончиком языка поочерёдно в одну и другую щёки «твердый орешек»;
- «По цокать» языком с максимально открытым ртом «лошадка». Следить, чтобы нижняя челюсть при этом оставалась неподвижной. работать должен лишь язык.
- Укорачивать язык, поднимая его спинку кверху, кончиком языка упираясь в нижние зубы «мостик»;
- Суживать язык и постепенно его округлять «иголочка» и «лопатка».

Далее подключаем звуковые упражнения:
- положить кончик языка на нижнюю губу и не убирая его, произнести несколько раз подряд звукосочетание БЯ (ПЯ) «накажем язычок»;
- быстро высунуть язык, затем энергично поднять его за зубы и произнести звукосочетание АС;
- тянуть звук М, поглаживая языком зубы;
- тянуть звук М, вытянув и изогнув язык на верхнюю губу;
- произнести несколько раз подряд звукосочетание согласных, в процессе артикуляции которых принимает непосредственное участие язык (ГКР, КРТ, ДРТ или ТХ, ХТ, ДТ и т.д)

Упражнения для тренировки подвижности мышц мягкого нёба.
Для развития подвижности нёбной занавески можно использовать такие упражнения, как имитация покашливания, зевоты, глотание капель жидкости (воды, сока и пр.), которые взрослый медленно капает на корень языка пипеткой; для детей постарше 3.5-4 года полоскание горла без звука и со звуком (во время полоскания тянуть звук Ы, запрокинув голову назад, при этом нижнюю челюсть не выдвигать).

При отборе материала для такой гимнастики следует помнить, что на начальных этапах работы нужно использовать более простые упражнения, постепенно усложняя их.
Формирование любого двигательного навыка приобретается путем тренировок. А закрепляются эти навыки систематическими ежедневными повторениями (не менее 2-3 раз в день).

С уважением, логопед
Анна Арнаутова

=Материал опубликован 26.04.2011