При достижении ребенком 4-летнего возраста меняются показатели его физического и психологического развития: ребенок становится более подвижным и активным, стремление к познанию окружающего мира достигает максимума, речь становится более связной и осмысленной.
Если ребенок посещает дошкольные заведения, родителям куда проще: в детском саду дети проходят регулярное обследование специалистами (контроль массы тела, роста, своевременное прививание), воспитатели проводят с детьми различные занятия на развитие мышления, логики, а также физические упражнения. Кроме того, в детском саду ребенок может общаться со сверстниками, что оказывает положительный эффект на его развитие. Если же ребенок не посещает дошкольное заведение, то родители должны уделять ему особое внимание: проводить регулярное обследование у педиатра, окулиста, ЛОРа, хирурга. Полезным также будет ЭКГ, консультация у кардиолога; по утрам проделывать несложный комплекс физических упражнений; как можно чаще заниматься с ребенком лепкой, рисованием; читать ребенку сказки, и обсуждать с ним их; обеспечивать активное общение с другими детьми.
К 4 годам словарный запас ребенка увеличивается до 1,5 тыс. слов, а размер головного мозга практически равен размеру мозга взрослого человека. Однако левое и правое полушария развиты не одинаково: правое полушарие (а оно, как известно, отвечает за эмоции и чувства) в этом возрасте преобладает. Это объясняет поведение детей в таком возрасте: они очень эмоциональные, открытые, добрые, всегда говорят правду, очень легко обижаются. Именно в 4-летнем возрасте у ребенка формируется понятие о добре и зле, поэтому так важно читать для них различные сказки, обсуждать главных героев, спрашивать у малыша, кто ему симпатичен и почему. Читайте также Что делать, если ребёнок не слушается Что делать, если ребенок подавился Что делать, если ребенок не хочет учиться С какого возраста можно учить ребенка плавать Развитие ребенка 2 лет В 4 года дети пытаются помогать родителям в бытовых условиях: вылаживать постиранное белье из стиральной машинки, вырезать фигурки из теста, нести пакеты из магазина. Очень важным здесь является всяческое поощрение со стороны родителей: ребенка нужно хвалить, используя для этого различные слова (молодец, умница, потрясающе, поразительно, неподражаемо, прекрасно). Это сможет не только повысить самооценку маленького помощника, но и сделает его словарный запас более разнообразным.
Что же касается методов наказания, то им также следует уделять внимание. Развитие ребенка 4 лет позволяет ему совершать осознанные действия. Поэтому если ребенок сделал что-то плохое, не следует это игнорировать, но и кричать на него не следует (а тем более бить). Силовые методы воспитания принесут больше вреда, нежели пользы, и вряд ли ребенок не будет повторять такие действия в будущем. Лучшим методом воспитания в таком случае является разговор с ребенком: ему необходимо объяснить, что именно было плохого в его действиях, почему эти действия вызывают у других людей недовольство. А, также, привести пример, какие методы наказания будут использованы к ребенку, если он повторит такие действия (к примеру, отказ от сладостей на определенный период, отказ от мультфильмов).
Согласно мнению специалистов, в аспекте физического развития, 4-летний ребенок должен уметь выполнять следующие действия:
стоять на одной ноге в течение не менее 5 сек;
прыгать на одной ноге;
прыгать на двух ногах (на месте, в длину);
опускаться/подниматься по лестнице, равномерно переставляя ноги. При подъеме/спуске по лестнице можно вместе с ребенком считать ступеньки, - это поможет малышу лучше запомнить цифры; ловить мяч обеими руками, не прижимая последний к груди;
бегать, с минимальным количеством падений.
В плане психологического развития, дети 4-летнего возраста должны уметь:
отличать левую и правую стороны, верх и низ;
распознавать отличие между величинами (маленький/большой, один/много);
ориентироваться в цветовой гамме (распознавать 7 основных цветов);
уметь считать от 0 до 9;
знать основные геометрические фигуры, и уметь распознавать их (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
уметь складывать конструкторы, пазлы (для соответствующих возрастов);
пересказывать услышанные тексты (сказки, статьи из детских журналов);
описывать увиденную картинку 2-3 предложениями;
знать основные профессии (доктор, учитель, строитель), и что выполняют люди той или иной профессии (учитель учит, доктор лечит);
различать виды домашних животных, называть детенышей каждого вида;
знать название деревьев, которые растут в районе проживания ребенка;
несколько видов цветов;
знать свою фамилию, имя, возраст, имена родителей, бабушки и дедушки, город, в котором проживает ребенок.
В бытовых условиях ребенку данного возраста необходимо уметь:
самостоятельно есть;
одеваться/раздеваться;
расчесываться;
складывать свои вещи;
застегивать молнию, развязывать шнурки;
мыть руки с мылом, вытирать их полотенцем;
чистить зубы.
cвернуть наверх