Агрессия, капризы, непослушание, отклонения в поведении

Ребёнку 2,8 не может концентрировать внимание на чем-либо. Если книга, то не слушает, а старается быстрее перевернуть страницы. На детской площадке бегает от одной качели к другой, а катается на них меньше минуты. Я это связываю с тем, что с полутора лет ребёнок проводит много времени с IPad. Даже наблюдается зависимость от гаджета. Смотрит мультики, собирает пазлы. Скажите, можно это исправить или процесс уже не обратим? (Марина)

Ребёнку 4 года, отказывается кушать и чистить зубы. Отказ объясняет боязнью тошноты и рвоты. Ест мало, пищу не кусает, щипает очень маленькими кусочками. При попытке выяснить, что беспокоит начинает паниковать и закрывается. До этого никаких проблем с питанием никогда у нас не было, прекрасно кушали и все, а сейчас отказывается даже от любимых продуктов. (Виктория)

Подскажите пожалуйста, что делать. Сыну 9 лет. Когда я его вежливо прошу что-то сделать, он начинает спорить, и доходит до скандала; начинает чуть ли не замахиваться на меня, спорить. Тогда я перехожу на крик и могу дернуть за ухо. Затем он подуется,потом просит прощения, потом мы миримся. У сына имеются проявления энуреза и энкопреза. С отцом общение не разрешаю, так как он неуважителен даже к собственным родителям. (Светлана)

Здравствуйте! У меня сын, 12 лет. Мои просьбы ни во что не ставит. Если я пытаюсь ему спокойно что-то объяснить, он с такой ненавистью начинает на меня орать, что я просто остаюсь без сил. Он обманывает меня, не делает уроки. Я не знаю, что делать. Ломает все вещи в доме. Берет все без спросу. Даже когда я его прошу элементарное сделать, допустим, убрать за собой обрезки от бумажек, он либо сильно орёт на меня, хамит, выгоняет из комнаты, игнорирует, либо запихивает все себе в шкаф. В школе на его поведение учителя все жалуются. Дневник весь красный.... Подскажите пожалуйста, что мне делать. (Алина)

Сыну 6 лет. Стал вести себя агрессивно по отношению к родителям. Это проявляется, когда не делаешь, как он хочет. Говорит, что мы ему не нужны, он нас выкинет, не хочет нас видеть. Может кулаками махаться. Есть маленькая сестренка, ревности никакой. Уделяем внимание одинаково, обнимаемся, разговариваем, вместе играем, проводим время. Так он очень добрый, заботливый, внимательный, дружелюбный, веселый. Темпераментный был всегда. Но как вести и реагировать на такое, просто уже не знаем.
Физическое наказание не используем, стараемся договариваться. Объясняем, что очень неприятно такое слушать и т.д., вроде
все понимает. Но как опять "не по его", все начинается заново. Такое поведение только дома и с близкими, в саду всегда хвалят. (Алена)

Добрый день! В последнее время моя дочь (9 лет) может повысить на меня голос, много психует, не слушает меня! Пытается заставить сделать так, как этого хочет она! Не знаю, что делать! Пытаюсь с ней поговорить, но это всегда заканчивается скандалом! Что делать? Может вы подскажете, как правильно поговорить с ней!? (Дарья)

Пишет вам бабушка мальчика 12 лет. Его мама -моя дочь. Прожили они с мужем 10 лет. На момент развода (2 года назад) мальчику было 10 лет и девочке 6 лет. Бывший муж дочери хамил, грубил, бил мать в присутствии детей. Когда мальчик был маленький - кидался мать защищать. Подрос - стал уходить в другую комнату. Суд определил проживание детей с матерью. Отец всё же убедил сына жить с ним.
В этот период всеми силами пытался вернуть жену. Устраивал сцены суицида в присутствии сына - попытки броситься с балкона, повеситься. Общаться с сыном маме не позволял. В результате всех ее битв (органы опеки суды администрации) сын (по истечении 2 лет) живет с ней. И вот теперь самое страшное - он ведет себя так же, как отец. Все швыряет, кидает, ломает. Кидается на мать с кулаками, грозится броситься с балкона, повеситься, если что-то не по его желанию. А потом когда успокоится - плачет. А ведь был нормальный мальчишка: учился, занимался спортом. За эти 2 года (что жил с отцом) запустил учебу, практически забросил спорт. Зато "благодаря" папе увлёкся игрой в "танчики".
И какие тут психологи! Ведь его не уговорить, хотя разговоры с ним ведём. Прошу совета в одном - как уговорить внука пойти к психологу. И я, и мать были у них не раз. Но все это ... Очень надеюсь на ваш совет.
С уважением Татьяна Тарасовна

Проблемы в отношениях с дочкой. Ей 8 лет, учится во втором классе. Стала плохо учиться, на уроках отвлекается и отвлекает остальных, дерется. После школы возвращается с опозданием, может не отвечать на звонки, или сбрасывать. Пару раз приходилось её искать. Дома ничего не делает, убрать у себя в комнате не заставить, уроки не учит, позволяет себе огрызаться. Такое ощущение, что с подружкой разговаривает. Мало того, ещё и на воровстве ловили, причем она в магазине с мамой и бабушкой была. Пробовали и разговаривать и наказывать, но на неё ничего не действует. (Алёна)

Моему сыну 11 лет. Он никого не слышит и не хочет слушать. В школе скатился на одни 2. На уроках балуется, учителя от него в школе страдают. В дневнике одни замечания. Что делать? Мальчик очень активен. Занимается в спортшколе по хоккею и плаванию. Думали бросить тренировки, но тогда он будет с друзьями бегать по улицам. Пытаемся с ним говорить, он все понимает, но на следующий день опять замечания. (Юлия, г. Краснодар)

Ребенку 4 года исполняется на днях и он у нас "сам по себе"...Например разбросает игрушки. Я его прошу их собрать, а он делает вид как меня не слышит. В основном дальше играется с ними, я прошу его еще раз говорю, и я устала -помоги мне ,или поможешь мне я тебе приз дам (как правило, это сладкое),если и это не помогает бывает прихожу к тому-если не уберешь выбирай сам-или я тебя наказываю или собираешь и опять награждаю чем-то...конечно иногда на очень недолго это помогает ,он например складывает одну игрушку и все отвлекается и опять ничего не делает...таких примеров полно у нас. Например еще так же дело обстоит с одеванием одежды, мы все собираемся он не реагирует на нас, на нашу просьбу одеваться или мы уйдем,он оденет одну вещь и дальше играет, занимается еще своими делами...уже все собраны,а он в одной штанине.....мы ему говорим все мы пошли и уходим ,если он не оденется - конечно выходим в подъезд, так он начинает дикий ор с криками подождите меня и т.п,далее мы заходим в квартиру и он опять бежит и делает "свои"дела и начинается опять то же самое!!!!я просто не понимаю,что еще сделать мне или как сказать в этих ситуациях ему,чтоб он начал слушаться!!!ему особенно при одевании одежды этот процесс не интересен ,он почти зевает всегда при этом, он знаете, как не думая это делает, не концентрируясь на этом, например он может каждый день спрашивать где передняя сторона у одежды, где другая, когда мы каждый день ему показываем...просто уже не понимаю как надо себя везти при этом. Помогите пож-ста на моих примерах. К слову он у нас к своему возрасту достаточно развит,уже может простые ходы в шахматах делать, считает до 130 и т.п, но вот с некоторыми вещами мы отстаем. (Екатерина, г.Сургут)

В детском саду моих детей у многодетной семьи считают недоразвитыми. Мои дети 7, 4 и 2 года. Старших двух признали с отклонениями, хотя они развиваются по моему мнению очень активно. Старший читает, считает, можем стихи учить. И меня убедили, что они нуждаются из нормальной группы в группу ЗПР. Два месяца они там, и они стали вести себя намного хуже . У старшего начались тики . Меня очень беспокоит состояние своих детей. Что мне делать? Я хочу судиться, потому что считаю, что они это сделали намеренно. Я работаю, муж тоже. Может мне некогда ,но сколько могу я уделяю им времени всегда. Подскажите, по каким законам я сейчас могу действовать. Они совершенно моими детьми за время в садике ничем не занимались и хотят в этом обвинить нас. (Галина, г.Ульяновск,)

Примечание: текст письма, формулировки автора остались без изменений

Подскажите, может я поступаю не правильно, когда прихожу в школу и пытаюсь разрешить конфликт всего класса с моим ребенком!!! Со стороны, особенно одной мамочки, так я выгляжу как скандалистка, а мой ребенок всегда виноват во всем. Дело в том, что мы в 3 классе перевели свою дочь из одной школы в другую. Довольно быстро, как мне казалось, мой ребенок адптировался к новому школьному коллективу. Однако на деле оказалось не так: ежедневные
обзывательства, доводили дочь до истерики. Естественно, мне приходилось идти в школу, разговаривать с учителем, с детьми. Своей постоянно говорю, не обращай внимания, это бывает, это пройдет. Наступил 5 класс, я думала, что дети повзрослели, поумнели,но не тут то было!!!! Уже со 2 сентября все началось тоже самое, только с большей силой. Стали по классу рисовать неприятные рисунки про нее, обзывали, спрятали шапку в душевой, ребенку в -30 пришлось идти домой с не покрытой головой. Разговаривала с завучем, говорю поймите ведь одна не может быть во всем виновата!!!! Как и почему, моя дочь может дружить с ребятами параллельных классов, а со своим не может!! Обещали разобраться, провести беседу.
Вроде все затихло, но буквально на днях ... подралась с девочкой из своего класса, не сошлись мнениями. Ладно, всякое бывает, вечером наша позвонила к этой девочки они все обсудили. На следующий день эта девочка приглашает мою дочь в темный коридор поговорить. С ее стороны были ребята, со стороны дочери тоже ... разговора не получилось и девочка решила
собрать толпу и прийти к нам домой, с целью снова просто поговорить!!! Скажите, может правда дети в 11 лет не могут разговаривать один на один???? И 7 человек, которые с ней пришли, просто тоже не могут говорить по одному???? Естественно, я опять иду в школу, говорю с надо разбираться. Встретились с мамой этой девочки, была завуч, и понимаете. .. мне доказывали, что я не права. Я слишком эмоциональна. Что все попытки этой девочки- это просто желание поговорить! Вы не поверите, настолько стало неприятно, что здесь, ребенок вышел за грань дозволенного, а общество это воспринимает как само собой... почему когда моя что то не то сделает, так ей объявляют бойкот!!! Скажите, может правда не стоит уже интересоваться проблемами ребенка?? Пусть как может так их и решает??? А может лучше вообще перейти в другую школу??? Спасибо.
(Ирина, г.Сургут)

У меня один ребенок, ему 2 года 2 месяца. В детский сад пока не ходит. Во время прогулок, игр, хождений в гости, встречая не агрессивных, миролюбивых детей и сын такой же - спокойный, наблюдает, подражает, взаимодействует. Когда попадается задиристый ребенок, то мой сын проверку задиры не проходит: зажимается, пятится, чем еще больше провоцирует агрессора. Не плачет, но вижу, что переживает. Дома, перед сном вспоминает плохого мальчика (значит, переживает, держит в себе) ОЧЕНЬ ХОЧУ ПОМОЧЬ СЫНУ научится защищать себя, в ответ на "мяу" в сторону мышки отвечать:"Ав!" Осознаю, что эта ситуация - следствие каких-то моих перекосов в воспитании сына, но проанализировать себя очень сложно. Как менять такое положение вещей? Какой нужно быть маме по отношению к маленькому сыну, чтобы он был, наверное, более уверенным и смелым? Сын еще малыш, но его ровесники такие разные: на одного махнешь совочком, играя в песочнице, - и тут же получишь по голове ведерком; у другого нечаянно заденешь куличик - и тот сразу же обругает тебя на своем малышовом тарабарском языке. Также буду признательна, если порекомендуете хорошую литературу по этой проблеме. (Елена, г.Санкт-Петербург)

Так случилось, что жена с дочкой живут в другом городе, уехали от меня когда дочке было 3 года. Я навещаю их раз в 1-2 месяца, иногда реже, все эти годы. Перезваниваемя, общаемся по скайпу. Отношения между нами хорошие, хотя и не живем вместе. Мы любим дочку и вроде все было хорошо, но вот в последний год у дочки начались нервные срывы. Как мы поняли при каком-то разладе с подругами или определенном жестком давлении на нее со стороны близких она начинает говорить о суициде, сбегает из дома. В такие моменты говорит, что она обуза для родных и ей не нужно жить. У нее есть определенный лишний вес, что может являться предметом насмешек, но вроде бы особо не издеваются в школе по поводу этого. Кроме этого, в последнее время она не хочет учить уроки и идти в школу, говорит, что она будет уборщицей и никакое
образование ей не нужно. Жестко с ней разговаривать не удается, так как начинаются более серьезные нервные срывы с суицидальными угрозами. Мама всегда помогала ей делать уроки, мама очень добрая и понимающая, дочка тоже росла доброй. Всегда по-хорошему помогали ей делать уроки, беседуем, но последние полгода просто не знаем что делать. Нормальное поведение все чаще прерывается такими поступками. Иногда стала просить деньги и подарки для того, чтобы она училась. Хотя когда у нее нет срывов, она прекрасно все понимает и ведет себя хорошо. Учится в основном на четверки, учителя конечно строгие, но в принципе она не говорит, что учителя ее проблема. Мы не можем понять причину ее срывов так как она не называет ее. То это выглядит как неудовлетворенность собой, то как намек на давление на нас. Зная ее как "хорошую девочку", мы сейчас в шоке и не знаем что делать?
(Андрей, г.Пермь)

Моему сынишке 11 месяцев. В последнее время он сам себя бьет (точнее бьет себя о другие предметы). Я читала в интернете о таком явлении как аутоагрессия, но зачастую там описывается возраст 2-3 лет или школьников. А как быть с годовалым? Сказать, что ребенку много запрещают или неправильно воспитывают, нельзя поскольку как таковой процесс воспитания еще не начинался - он еще совсем мал. У нас спокойная обстановка в доме, мы живет втроем (я, муж и малыш), я занимаюсь только малышом. Однако в последнее время он сильно эмоционален и такие приступы битья бывают просто на ровном месте. Малыш играется, все в порядке, никаких запретов и все в зоне его досягаемости, а он ложится и бьется подбородком об пол. Я не знаю как реагировать и конечно меня это очень беспокоит. Обычно я делаю вид что не замечаю его поведение и отвлекаю его на что-то другое. Малыш мой очень общительный, очень активный и жизнерадостный. Однако меня беспокоит, что если сейчас что-то не сделать это будет повторяться и в более старшем возрасте. Подскажите, где я бы могла получить консультацию детского психолога и занимаются ли такими маленькими детками?
(Надежда, г. Сургут)

Моей дочери 5,6 г. Она слушается только папу. На фоне папы меня не воспринимает, может обозвать дурой. Я уже неоднократно плачу от ее высказываний, но дочка подходит ко мне и тут же просит прощение. Так может происходить по 5 и т.д. раз в день. Спать ложиться очень поздно в 12 часов ночи пока папа не скажет. На мои просьбы лечь спать кричит "отстать". У меня единственный ребенок. Родила в 31 год, а мужу 47 лет, он ее балует и все позволяет. Помогите как мне поступать в этом случае. (Елена, г. Челябинск)

Моему сыну сейчас 4,5 года. В сад пошли прошлой осенью. Ходили редко (часто болел). В начале ему нравилось, рассказывал про новых друзей, с кем играл. Но потом, после очередной продолжительной болезни как-то все поменялось. В сад идти отказывался, воспитатели стали жаловаться, что он начал драться, вредничать, жадничать. Я с ним много разговаривала, объясняла. Драться перестал. Но и отношение к нему со стороны детей видимо изменилось. Вот вернулись из отпуска, и я вижу, что детки с ним не здороваются, даже игнорируют. Он каждый день со слезами идет в садик. А сегодня мне сказал, что у него нет друзей и никто с ним играть не хочет. Хотя он активный, веселый, хорошо разговаривает. Не знаю как наладить эту ситуацию, подскажите.
(Марина, г.Сургут)

Моему сыну 16 лет, учится в техникуме на первом курсе. Поступил самостоятельно на бюджет. Сейчас у него много пропусков и несколко незачетов. На мои замечания реагирует агрессивно...Посоветуйте, как ему обьяснить, что учеба нужна ему, и от этого зависит его будущее... (Роза, г.Сургут)

Сыну скоро будет 3 года 6 месяцев. Мальчик очень активный. Говорит он хорошо, знает достаточно много слов. Но если задаешь ему вопрос, например: что вы делали в садике ? или что ты кушал сегодня?, он его как бы не слышит… Просто рассказывает что-то свое... вообще не по теме... Цвета повторяем каждый день между делом в играх, но по просьбе не называет или ошибочно. То же самое с именами бабушек, дедушек. Зато может вспомнить событие годичной давности. В саду практически не участвует в коллективных играх. На занятиях музыкой, сидит на лавочке с пальцем во рту. По просьбе стишки не рассказывает, но недавно играя, бурчал себе под нос отрывок мухи-цекотухи. Больше трех минут он ничем заниматься не может (за редким исключением), очень быстро переключается от лепки, к машинкам, потом рисовать, играть на гитаре и т.п. Сидеть с ним и с книжкой раза 4 получилось за 2 года. Вроде просит почитать, но 2 минуты и ему уже не интересно. Лечь спать днем или ночью - проблема. Нормально поесть, тоже из ряда фантастики. Его ровесники в саду при виде родителей рассказывают что-то, отвечают на вопросы, а мой просто балуется, бесится … и просто меня не слышит... и ни на какие вопросы не отвечает... Вот... У невролога не наблюдались. Педиатр молчит. Психолог детского сада сказала так "...он у вас холерик..":) В общем, к специалисту знаю - надо, не знаю к какому в первую очередь. (Мария, г. Петропавловск-Камчатский)

Девочка 2 года 3 месяца. Очень активная. К примеру, как только выходим на улицу начинает полубегом хаотично куда двигаться, не дает взять себя за руку, не дает даже скорректировать маршрут её движения. Не дает - это одергивает руку, плачет, кричит, падает на землю и вырывается, чтобы побежать туда, куда и изначально направлялась. Не признает запретов родителей, отрывает от стен обои, говоришь - нельзя, нет - начинает рвать их с еще большим желанием. Не можем научить её никаким правилам - ни как вести себя за столом (упорно на стол закидывает ноги), ни как общаться с другими детьми. Например, она пытается отобрать у всех понравившиеся ей игрушки, притом насильно. Идем мимо футбольного поля, где играют подростки, бежит прямо на поле, чтобы забрать у игроков мяч. Ни объяснения, ни уговоры не помогают. Отчего то, как только приходим в поликлиники, притом разные, поведение всегда одно - бегает по коридорам и громко кричит, пытается открыть двери кабинетов, хлопает ладошкой сидящих в коридорах людей, как бы заигрывая с ними. Успокоить, отвлечь не получается. Чувствую себя никудышной и бессильной мамашей. Дома иногда так утомит своей активностью, попытками стать на голову, прыжками с дивана, кувырками (все это время приходится ее подстраховывать, а то был случай, когда она подошла к краю дивана, пытаясь меня запугать, что сейчас упадет, видимо, нравится меня дергать, затем просто плашмя стала валится на пол, т.е. никакой осторожности и осмотрительности), что просто спасаешься мультиком, сидя в кровати, так она успокаивается. Муж для нее также не авторитет. Но бывает у нее и дни, когда она настроена на послушание и ведет себя практически идеально. Практически не разговаривает, хотя занимаюсь с ней постоянно. Но заметно, что она все прекрасно понимает, иногда даже проявляет некую хитрость. Словарный запас ограничен немногочисленными простыми словами. Зачастую когда к ней обращаешься, делает вид, что не слышит. Подойдешь к ней, по имени раз десять обратишься, чтобы привлечь ее внимание, а она отворачивается и не слушает ни просьб, ни замечаний. Днем спать не ложиться, при этом в последнее время и вечером не уложишь. Спит за сутки около 10-11 часов. На горшок не просится. Сама посажу или поймаю в процессе - пописает на горшок, а нет - так написает в штаны и будет ходить мокрой, даже не показав вида, не просит, чтобы ее переодели, не пытается снять мокрые штанишки сама. Просто продолжает заниматься тем, чем и занималась. А теперь еще появились ночные крики ( 2 раза). В первый раз она еще не уснула, начала кричать "нет, нет..." и отбрасывать мою руку (до этого засыпала только взяв мою руку), затем истерика разгорелась, несмотря ни на какие уговоры, прибаутки. Ничего не помогало - ни песенки, ни мультики и т.п., она словно меня не слышала, только громко плакала и на все мои вопросы, попытки её отвлечь кричала "нет". Успокоил её только выход на улицу. Второй случай был уже во сне, через часа полтора как уснула. Поведение то же. Спрашиваю, что болит? Показывает - голова. Через секунду спрашиваю еще раз, что болит, показывает - живот. Пугает, что говорить не умеет, непонятно, плачет из-за боли или по другим причинам. Кстати, оба раза случились, когда у нее резались зубы, но я на это не списываю, поскольку днем они ее не беспокоили и все было как обычно. Муж очень эмоционален, поэтому в семье часто общение родителей на повышенных тонах. Ребенок на это, как и на многое другое, что касается родителей, внимания не обращает. Он достаточно смелый и дома, и на улице - обращается ко всем взрослым, идет на общение со всеми, не боится животных. В год у невролога было подозрение на пирамидальную недостаточность (из-за того, что ребенок при ходьбе широко расставлял ножки). Мы принимали диакарб, валерианку, делали парафиновые сапожки. После этого мы уехали на время в поселок, где просто не было возможности посетить невролог, его просто там не было. Но за это время она стала ходить ровнее, просто у нее такое иксообразное строение ног). Очень боимся упустить момент, после которого авторитет у малыша уже не завоевать, да и как его завоевать? Не сделаешь, как она хочет - получишь такую истерику, что пожалеешь! Хотелось бы услышать какие-то рекомендации по общению с ребенком. (Виталия)

У меня сын – подросток, 12 лет, меня совсем не слушается. Матерится без конца, постоянно мне грубит, никого не стесняясь. Мне даже стыдно с ним куда-либо выйти, язык – это ужас! Уроки вообще не делает... гуляет, либо в компьютере сидит. Когда ругаюсь, на меня кулаками машет. Я разведена, его отец не принимает никаких мер по воспитанию. Что мне делать? (Алена)

Моей дочери 5,5 лет. Я стала замечать за ней агрессивное поведение, она обижает животных - "знакомых" кошек и собак, т.е. знает, что те в ответ не укусят, старается убить насекомых, любит играть с пистолетами и "убивать" всех вокруг. А недавно в газете увидела картинку - у ребенка открытый перелом руки, так она ее часа три рассматривала, а потом с собой еще носила. В игре с другими детьми любит командовать. Дома никто жестокое обращение не проявляет, постоянно с ней веду беседы, что у жучков, паучков есть детки и родители и т.д. Скажите, как реагировать на такое? Это пройдет с возрастом? (Юлия)

Моему сыну 7 лет. Мы переехали в Сургут в октябре 2010 г. Сначала приехала одна, через 2 месяца приехал сын. Здесь нет родственников и друзей. Я устроилась на работу и просто пропадала там, в этот момент ребенок сидел дома один, в садик мы не смогли устроиться. С папой ребенка мы в разводе, и это тоже очень сильно повлияло. Я отправила его на родину к бабушке, там он жил 5 месяцев, встречался с папой, с сестренкой двоюродной, были друзья. В конце лета вернулся и пошел в школу. И тут начались проблемы... В школе все новенькие, 13 учителей с первого класса, там многие ребята в сад вместе ходили, а мой сын один. Сразу начал проявлять себя как лидер, но в их классе практически все ЛИДЕРЫ. С учителями не нашел общего языка, в классе дерется со всеми. Дома, чужой дядя (папа), который требует тишины и послушания. Дошло до того, что учитель продленного дня написала отказ. Ребенок, говорит, что его никто не слышит и не верит ему. Дома говорит, что убьет себя, да и вообще всех! Привлекает к себе внимание всеми способами, ревнует. (Папа), говорит, что с ним надо только кнутом справляться. Иногда я ставлю пощечину или бью по губам. В угол или ремнем у меня не выходит, он сильный и сопротивляется. Совершенно не слушает меня и материт всех в школе. Еще, в семье частые скандалы и потасовки, которые видит сын. А (папа) не понимает, что так нельзя. Ребенок хочет, чтобы я сошлась с первым мужем и переехала в родной город. Пожалуйста, помогите! (Маргарита)

Подскажите, что делать? Когда гуляю с ребенком 2 г.10 мес., на площадке он может ударить другого ребенка исподтишка или подойти и обсыпать его песком. Постоянно говорю, чтобы играл дружно. Как вести себя в данной ситуации? (Лена)

У нас 2 детей, сыну 1,5 г. и дочке 7 лет. Нахожусь в д/отпуске. Дочь пошла учиться в первый класс, девочка очень ответственная (собирает сама портфель, готовится к урокам частично - в школе ей нравится, говорит что появились друзья, учительница хвалит ее), дополнительно посещает 2 кружка, после уроков. Девочка в общем-то характерная, с лидерскими качествами, но эмоционально ранимая, не всегда склонна к открытому проявлению эмоций (видимо в папу). Проблема в том, что дочь изменилась, часто грубит нам, в ответ на какие либо просьбы, говорит - Я не хочу, не буду делать! Может заплакать по малейшему поводу, обвиняет нас в том, что уделяем ей мало внимания, кричим (но это не всегда так, сейчас очень контролирую себя, голос не повышаю вообще, в начале покрикивала). Всегда стараемся разговаривать с ней, особенно я, т.к. дома нахожусь большую часть времени, стараюсь привести пример через свои действия (нпр. я устала, не хочу готовить ужин, но знаю что надо, т.к. семья останется голодной), старюсь внушить ей мысль, что теперь появилось слово "Надо" и нужно к этому быть готовым. Стараюсь обнять ее почаще, похвалить за помощь и т.д. Братика она любит, хоть иногда и выплескивает на него командные нотки, но очень привязана к нему и отцу. Мы с мужем стараемся поиграть с ними двумя, хотя бы минут 10 (любят когда раскачиваем и бросаем их на диван - хохочут оба). Всегда стараюсь почитать перед сном ей книгу, именно ей одной, а малыша папа укладывает спать. Понимаю, что действительно на фоне мл. брата, кажется что от нее много требуют, но мне кажется это необходимо (говорю ей, что у него будут обязанности, ответственность когда подрастет). В целом по многим вопросам - самостоятельна, иногда психует, если что то советую ей (нпр. делала поделку учительнице к празднику, ей не понравилось, что я ей советовала, причем свое мнение я ей не навязывала, нервничала в виде резкий интонаций и чуть ли не слез). Т.е. мне кажется, что мы ее не зажимает, не давим, а требуем именно только необходимое, понимаем, что у нее сложный период в жизни, его надо пережить, но как себя все таки правильно вести себя? Если во всем соглашаться и настаивать, не приведет ли это к обратному эффекту, как реагировать на резкий тон, иногда (редко) грубость? Обычно в таких случая, я говорю о свои чувствах (что мне стало обидно, неприятно) и ухожу из комнаты, через какое то время, она приходит, как не бывало, покрутится около меня и просит прощение, как правильно себя вести? Кризис 7-ми лет? Я сама очень активная, интересуюсь жизнь детей, состою в род. комитете, может быть ей кажется что я сильно вмешиваюсь, давлю на нее? Я запуталась... (Зарина)