Если ребенок не умеет вести себя в детском коллективе

Сургут • Разделы    → От 1 до 3С 3 до 7

Чаще всего проблемы поведения в детском коллективе возникают у тех малышей, которые не посещали детский сад. «Несадиковские детишки», попадая в общество незнакомых сверстников, нередко выглядят стеснительными и робкими, а многие из них и вовсе уходят в сторону, предпочитая поближе прижаться к родителям, демонстрируя явное нежелание коллективного общения с малышами своего возраста.

Похожее поведение демонстрировала и наша дочка, что вызывало у нас не шуточную тревогу: к четырем годам она совершенно игнорировала детский коллектив, не знала как ответить на казалось бы простой детский вопрос и отводила нас в сторону от детской площадки, если там играло больше двух-трех малышей. Вместе с тем наш ребенок опережал нормы развития в несколько раз: дочка читала с трех лет, для своего возраста имела широкий словарный запас, активно штудировала детские энциклопедии о космосе, человеческом теле и загадках природы. Дома у нее не закрывался рот, и она общалась с нами наравне. Но стоило нам только попасть в детский коллектив, как дочка словно попадала в ступор: зажималась, замолкала и быстрее старалась уйти в сторону, не нарушая зону личного комфорта. Чтобы скрыть свои страхи, наше чадо постоянно твердило: «мне не интересно и не нужно общаться с детьми». И эта установка, казалось, была просто непоколебима.

Полностью осознавая пользу детского сада в социализации ребенка, два раза мы отдавали туда дочку, однако уже через пару месяцев забирали ее обратно. Ребенок часто и сильно болел, что не позволяло нам извлекать необходимую пользу от данного учреждения. А время шло, и поведение нашей малышки только усугублялось. Было ясно: надо что-то делать.

И первое, что мы сделали – что, собственно, и делает большинство родителей - обратились к детскому психологу. Казалось, уж он-то нам сможет помочь и решить нашу проблему. Психолог, пообщавшись с нашим маленьким всезнайкой чуть больше часа, сделала однозначный вывод: ребенок абсолютно вменяем, интеллектуально опережает своих сверстников, нормально общается и вообще посоветовала оставить ребенка в покое! На все мои уверения, что дочь не умеет вести себя среди сверстников, психолог пожала плечами. Раздосадованная вердиктом специалиста, я решила взяться за корректировку поведения нашего маленького «маугли» самостоятельно. Проштудировав море литературы, был составлен план действий, который мне пришлось выполнять методично и изо дня в день, не взирая на рабочую занятость или перепады настроения:

1. Сначала я стала наблюдать, в каких именно ситуациях дочка теряется при общении со сверстниками, чего больше всего остерегается, какую модель общения она использует чаще всего (готова ли исполнять все просьбы своих маленьких товарищей или же все-таки умеет отстаивать собственную точку зрения, какая роль ей достается в играх и т.д.) Оказалось, что нашему чаду сложнее всего подойти к незнакомым деткам и начать играть, а также отстаивать свои желания и потребности в игре.

Так, держа дочку за руку, я сама подходила к детям, знакомилась с ними и вместе с ними играла. И только тогда, когда нас полностью принимали в игру, я аккуратно отходила в сторону, продолжая наблюдать за ходом игр и поведением своего ребенка. Если у нее возникала сложность (не взяли в игру, досталась непривлекательная роль, кто-то забрал игрушку), вмешивалась в ход игры и помогала преодолеть трудность. Наши знакомства с новыми детьми были ежедневными: день за днем я учила дочь знакомиться, играть и отстаивать свои интересы в играх.

2. Вторым шагом стали регулярные походы в гости или приглашение гостей с дочкиными ровесниками к нам домой. Раз в неделю мы собирались с одной или двумя мамами и их детками, я устраивала совместные игры, веселые конкурсы с призами или творческие занятия (совместное рисование, лепка, приготовление несложных сладких блюд и пр.) К своему удивлению обнаружила, что являюсь неплохим массовиком-затейником, а дети, да и их мамы, получали огромное удовольствие от нашей с дочкой компании и с нетерпением ждали следующей с нами встречи.

3. Третьим шагом стали развивающие секции. Если с трех лет наша дочь ходила на рисование и танцы, то теперь выбор пал именно на групповые занятия в детском коллективе, в течение которых детки бы могли постоянно общаться. Прекрасным решением этой задачи стала театральная студия. Занятые одним и тем же делом, участвуя в организации театральных постановок, дети хорошо создают небольшие коллективы и заводят знакомства. Чтобы закрепить дружбу маленьких актеров, раз в два-три месяца я обращалась к услугам небольшого детского клуба в нашем районе. За небольшую сумму нам предоставляли уютный зал и аниматора. Совместные праздники еще больше сплачивали театральную группу, а наша дочка понимала, что игры с детишками могут быть намного веселее, чем развлечения с мамой или папой. Так, нам удалось организовать «Пиратскую вечеринку», «Индейский праздник», «Вечер фокусников» и пр.

4. Одним из главных направлений программы социализации нашего чада стали «маленькие специальные задания», которые мы давали дочке ежедневно. Например, подойти к играющей на площадке девочке и спросить, как ее зовут; подойти к мальчишкам и поиграть с ними и т.д. Надо сказать, что сначала эти задания вызывали море протеста и слезы у нашего ребенка. Но с каждым разом, выполнение этих поручений (которое, кстати, поощрялось специальными мелкими призами) становилось для нашей девочки все менее сложным.

5. Дома мы регулярно проигрывали гипотетические трудные ситуации, с которыми мог столкнуться ребенок (например, ситуации «тебя не взяли в игру», «сверстник сказал обидное слово», «незнакомый ребенок отобрал у тебя игрушку»). Все это мы делали в игровой форме, держа в руках игрушки и озвучивая их. Разбирая каждый раз сложную ситуацию, я старалась предложить ребенку не один, а несколько вариантов выхода из нее. В итоге у дочки появились шаблоны поведения, которые помогали ей не растеряться и с достоинством выйти из трудной ситуации.

6. Все энциклопедии, которые дочь перечитывала по несколько раз, полностью игнорируя сказки, были на время заменены поучительными рассказами, смысл и поведение героев которых мы с ней тщательно разбирали. Отличным кладезем детской мудрости для нас явились произведения советского автора В. Осеевой – маленькие, но очень поучительные и жизненные рассказы.

7. Одним из главных шагов исправления поведения дочки, стало обещание себе не ругать ее за промахи и неудачи в общении со сверстниками. Напротив, мы стали хвалить за каждую маленькую победу, которая давалась ей с большим трудом. И видели, что каждая похвала являлась следующим толчком для новых побед.

За два года регулярных мероприятий по социализации, наша дочка заметно изменилась. Теперь она с удовольствием играет со сверстниками, сама предлагает им новые игры, а знакомства с незнакомыми детьми не вызывают такого страха как прежде.

Главное наше достижение – сдача программы первого класса экстерном и приход в незнакомый для нас, но уже сложившийся детский коллектив, где уже через пару месяцев дочка прочно заняла свое место. Конечно, нам есть над чем работать и мы продолжаем это делать, хотя уже не встречая от нашей девочки такого яростного сопротивления в виде слез и яростных отрицаний. Теперь дочка преодолевает трудности с радостью и гордостью за свою смелость.

Необходимо понимать, что быстрого превращения стеснительного и теряющегося в обществе сверстников малыша в бойкого и уверенного ребенка не будет. На это уйдут долгие месяцы, а, возможно, и годы регулярной, ежедневной работы. Однако ввести ребенка в детский коллектив и помочь ему занять там свое место – выполнимая задача. Так или иначе, это одна из самых важных обязанностей родителей. Пожалуй, не менее важная, чем обеспечение ребенка кровом, едой, одеждой, игрушками и, конечно же, родительской любовью.

Текст: Анна Черкасова

=Материал опубликован 09.08.2013