Дети – барахольщики

Сургут • Разделы    → Маме на заметку

Что означает хоардинг, если речь идет о ребенке?

Уже двухлетний ребенок способен более ли менее разделять предметы и складывать их на хранение в отдельное место. Он может приносить с улицы разные сокровища и держать их в своей комнате. Взрослея, ребенок уже начинает относиться к коллекционированию и собирательству избирательно. Он начинает собирать игрушки, связанные определенной темой. Многие дети в шестилетнем возрасте владеют какой-либо упорядоченной коллекцией (барби, трансформеры, машинки и тому подобное). Все это относиться к общим тенденциям и эти варианты являются нормой.

Наивысший интерес к собирательству появляется у детей в возрасте до десяти лет, а затем этот интерес постепенно уменьшается. Ребенок, старше десяти лет, уже может бросить заниматься накопительством. Характер собирательства и коллекционирования зависит от типа личности.

Есть дети, которые равнодушны к собирательству, есть такие, которые готовы принести вещь с помойки, если она является объектом их интересов.

Выясним, что является патологией. Что в поведении ребенка указывает на хоардинг, и чего должны опасаться родители:

  1. Коллекция ребенка не объединена в определенную тематику, он собирает все подряд, включая то, что уже не подлежит использованию (обрывки тряпочек, колеса, куски пластика).
  2. Ребенок собирает подарочную бумагу, упаковку, фантики, картоночки, ленты от подарков. Эти вещи не имеет ничего общего с прямым игровым назначением, хотя потенциально их можно использовать в игре.
  3. Ребенок постоянно говорит о том, что он будет играть со своими собранными вещами, но зачастую, никогда к ним так и не притрагивается. Бывает ребенок и не помнит о том, что есть в его коллекции. Кроме того, ребенок все время просит купить ему какое-то нескончаемое количество определенных игрушек. Вновь купленную игрушку он просто складывает в коробку или в кучу, и не использует ее в игре, или использует крайне редко.
  4. Ребенок достаточно негативно относится к тому, что родители убирают или выкидывают раздобытые им вещи.
  5. Ребенок наотрез отказывается расставаться с игрушками, которые ему не подходят по возрасту и с ними он уже не играет. Например, школьники младших классов, продолжают беречь свои погремушки.

Какова причина такого поведения детей?

Раньше предполагали, что причиной является плохое обращение родителей с детьми. Если ребенок обделен вниманием или чувствует какую-то тревогу, он старается собирать вокруг себя предметы, которые помогают ему ощущать контроль над окружающей его средой. Но это не означает, что все дети, чьи родители считаются «плохими», склонны окружать себя разными вещами и накапливать их бесконечное количество.

Исключение составляет стремление детей запасать еду, которое возникает у детей, не имеющих признаков психического заболевания. Это может случиться в семьях родителей алкоголиков, наркоманов, в которых еда для ребенка бывает не всегда доступна.

Зачастую семьи, в которых дети имеют черты хоардинга, являются вполне себе благополучными. Но почему дети из благополучных семей имеют тягу к собирательству и хранению вещей?

Многочисленные наблюдения установили различия между познавательной способностью здоровых детей и тех, которые имеют признаки хоардинга.

В результате выяснили следующее:

  1. у ребенка хоардинга есть трудности, которые он испытывает, принимая решения, которые касаются выбора наиболее оптимальной стратегии и тактики. Скажем, держа в руках уже сломанную игрушку, ребенок, отличающийся здоровым поведением, будет думать, как использовать ее в другом качестве, сможет ли он починить ее или нет, и принимает решение игрушку выбросить. Ребенок-хоардер, скорее всего, примет решение «отложить пока ее и что-нибудь с игрушкой сделать потом». О том, что конкретно можно сделать, он не будет думать.
  2. ребенок не достаточно внимателен. Собираясь сделать что-то реальное с поломанной игрушкой, он переключается на другой, а потом и на третий вид деятельности.
  3. у ребенка хоардинга хуже развита память, по сравнению с другими детьми. Употребительно к накопительству вещей, такой ребенок через какой – то период времени просто забывает о наличии в своей «кладовой» того или иного предмета.
  4. ребенок отличается расплывчатой визуальной стратегией воспоминания. Обычно человек, вспоминая, где он оставил, например, ключи, представляет картинку с окружением данного предмета. Так он определяет район поиска. Тот, кто склонен к хоардингу, плохо рисует такую картинку, это осложняет поиск нужной вещи, даже если он осознал, что она у него есть.
  5. дети, склонные к хоардингу, имеют сниженную способность к обработке информации, организации вещей, категоризации. Они с трудом сортируют свои накопления, им трудно разложить их по тематике и принять решение о том, надо ли им хранить данные предметы.

Это все приводит к тому, что, принявшись за уборку и начиная наводить порядок в своих накоплениях, ребенок медлит, занимается простым преставлением и перемещением вещей, не имея какого-либо организационного решения. В результате эти перемещения приводят к иному расположению собранного им хлама, но, в целом не решают проблемы.

У большинства детей-хоардеров есть проблемы с функционированием мозга, им трудно получать школьные знания. Они могут плохо читать, писать с ошибками или писать неаккуратно, испытывают затруднения со счетом, им сложно ориентироваться в пространстве. Ребенок может долго думать где "лево", где "право". Однако эти признаки не являются обязательными, они могут также быть незначительно выражены.

Иногда в поведении ребенка, имеющего симптомы хоардинга, могут быть осложнения другого качества. Даже если родители довольно хорошо знают, какие проблемы есть у их малыша, они должны внимательно наблюдать за своим ребенком, особенно если:

  1. малыш стал собирать предметы, которые представляют опасность для его здоровья, или добыча предметов связана с опасностью. Например, собирая предметы, ребенок может контактировать с токсическими веществами, электричеством, водой, низкой температурой и т.п.
  2. Ребенок начинает воровать или нападать на других для того, чтобы завладеть нужным предметом и пополнить свой запас. Он крайне агрессивно относиться даже к тому, кто просто говорит о его накоплениях.
  3. Ребенок не хочет ничем заниматься, только ищет и запасает вещи. К остальным видам деятельности он равнодушен, и избегает социальных контактов любого вида.
  4. начинает собирать очень странные предметы, являющимися источником инфекции, также просто «отвратительные» - испражнения животных, фантики и упаковку из мусорного контейнера (коллекционирование такого типа может и не иметь никакого отношения к хоардингу, а причиной может быть другое заболевание, но такого ребенка надо показать специалисту).

Что необходимо делать, если это действительно «хоардинг»?

Проблема связана с особенностями работы мозга и его строением.

Лучше всего себя зарекомендовал специальный терапевтический метод (когнитивно-бихевиоральный), он дает стойкий и неплохой эффект. Человек в процессе терапии обучается определенным навыкам, учится организовывать, классифицировать предметы, и учится принимать решения.

Чтобы помочь ребенку, родители должны:

  1. Уважительно относиться к коллекции ребенка, поговорить о вещах, которые в нее входят. Это довольно благотворно влияет на ребенка. Ребенок после многократных обсуждений получает больше информации об обсуждаемом предмете и начинает думать, можно ли пользоваться предметом или признать его негодным к применению.
  2. Учить ребенка классифицировать предметы, которые он приносит и хранит. Эти знания ребенок усваивает не сразу, поэтому довольно долго вы должны будете проделывать это вместе.
  3. Когда ваш ребенок принес домой какой-то грязный предмет, надо обсудить с ним вопрос по его обеззараживанию, и проследить, чтобы ребенок действительно это сделал.
  4. Надо обсудить с ребенком стратегию по использованию тех предметов, которыми он собирается когда-нибудь воспользоваться. Можно составить план действий, назначить день, так вы поможете ребенку сконцентрироваться на конкретной задаче и ее выполнить.
  5. Предложите ребенку составить электронную коллекцию некоторых вещей из его запасов. Он может не сразу согласиться, но будет иметь этот вариант в виду. Некоторые дети очень увлекаются идеей создания коллекции в компьютере.
  6. Можно предложить малышу другое место хранения его коллекции. Скажем, на чердаке, на даче, в гараже. Главное, чтобы ребенок всегда имел возможность добраться до нужного ему места.
  7. Проанализируйте свое поведение, может быть, вы сами - хоардер. Часто у родителей тоже имеются скопления вещей в квартире. Одежда впрок (если потолстею, похудею). Книги, которые хранятся, но никто их не читает, и не будет читать, старые газеты, журналы, остатки косметики.
  8. Не стоит избавляться от накопленных ребенком вещей насильно. Это не решит проблемы, только повысит тревогу у ребенка и усилит негативное отношение к родителям.

Главное – доброжелательные, последовательные действия, и у вас все получится.

Марина Романова

=Материал опубликован 02.06.2013