Вначале – любить, потом учить

Сургут • Разделы    → Школьники

Коллеги о нем говорят: «Мудрый руководитель, который по праву заслужил уважение учителей, родительской общественности, любовь гимназистов». Народному учителю РФ, Заслуженному учителю РФ, Отличнику просвещения, академику Академии гуманитарных наук, Почетному гражданину России и Сургута Валерию САЛАХОВУ на днях исполняется 70 лет. «Есть в Салахове что-то исполинское, но при этом он доступный и даже скромный человек, который любит пошутить и всегда придёт на помощь в трудной ситуации», – рассказывают о нем друзья. Вся его жизнь посвящена любимой работе.

Родился Валерий Салахов в Чувашии, в обычной советской семье. Отец Шайхи Салахович, был начальником охраны научно-исследовательского института, а мама Рашида Гаязовна работала продавцом в магазине. У Салаховых подрастали трое детей, Валера был самым старшим. Кстати, своим именем Валерий Шейхевич обязан знаменитому герою-летчику. «В детстве я очень мечтал летать, – вспоминает он. – Даже имя мне дали в честь легендарного советского летчика Валерия Чкалова. Но, к сожалению, не прошел медицинскую комиссию по слуху. Закончив школу, пошел работать на обувную фабрику, потому что надо было помогать семье: отец к тому времени был на инвалидности, мама тоже не работала по состоянию здоровья, в общем, жизнь была сложная. Отработав полгода на фабрике, поступил в Харьковский университет на физико-математический факультет. Но за неделю до начала учебы пришло письмо из приемной комиссии, в котором сообщалось, что нас, несколько человек, не могут принять в университет, потому что 200 студентов-иностранцев по приказу свыше зачислены вне конкурса, и нам предложили выбрать другие вузы. Мой выбор пал на Орехово-Зуевский пединститут».

- Валерий Шейхевич, а почему педагогический?

– Задатки педагога-организатора уже тогда во мне стали проявляться: во-первых, сказались навыки воспитания младших, во-вторых, я был секретарем ученической комсомольской организации, в 10 классе – членом райкома комсомола и по совместительству вожатым у пионеров, проводил с ними массу времени. Возле меня всегда крутилось много малышей! Неудивительно, что уже в 18 лет областной отдел народного образования отправил молодого студента-заочника Салахова преподавать математику, физику, астрономию и черчение ребятам, которые были старше своего учителя на год-полтора, так как это было интернатное учреждение. Уже тогда опытные наставники почувствовали, что у этого юноши есть настоящий дар педагога.

- Вы помните кого-то из своих учителей?

– Я практически всех своих учителей помню до сих пор. Это были неординарные личности! Только теперь я в полной мере могу оценить, насколько это были талантливые преподаватели. Моего первого учителя звали Павлом Ивановичем. Портрет этого человека до сих пор у меня перед глазами. Еще я очень хорошо помню преподавательницу русского языка и литературы Иду Павловну Дубровскую, она же была нашим классным руководителем. За все время она не пропустила ни одного учебного дня! Только однажды Ида Павловна опоздала на урок минут на десять, потому что сломался трамвай, а добираться в школу ей приходилось с другого конца города. Но, пожалуй, самым оригинальным из всех был преподаватель физики и астрономии Семен Иосифович Мосин. Все ученики прекрасно знали о том, что Семен Иосифович будет вызывать к доске только один раз, и за 40 минут, отведенных на ответ, нужно успеть рассказать весь материал, начиная с прошлого занятия, при этом умудриться выдать его в сжатой форме. Поэтому мы досконально штудировали физику и астрономию, потому что знали: второй попытки уже не будет!

- На Ваш взгляд, поменялась ли миссия педагога с советских времен? И чем дети вашего поколения отличаются от современных учеников?

– Педагог меняется вместе со временем. Меняется общество, а значит, меняются и его задачи. В чем заключалась миссия педагога раньше? Он был основным (если не единственным) носителем новой информации для подрастающего поколения. Телевидения тогда практически не было, радио или газеты – тоже не у всех, поэтому дети и взрослые не просто с уважением, а с большим преклонением относились к учителям. У современных педагогов совсем другие условия и задачи, и для него теперь очень важно самому не отстать от развития общества, от того, как движется ребенок. И при этом уметь предвидеть и прописывать алгоритм его жизни и образования. Мы были «детьми природы», а сегодняшнее поколение – это «дети железа и кнопок ». Раньше учителю здорово помогала семья: многие семьи тогда жили вместе несколько поколениями, при этом очень уважали старших. Праздники отмечали целыми улицами, радость или горе делили поровну, а сегодня семьи разобщены, это маленькие обособленные ячейки. Своим гимназистам я часто говорю: «Вы умнее меня. Я более опытен и профессионален в каких-то узких областях: математике, физике, черчении, психологии, но я не могу показать тот уровень, который можете продемонстрировать вы в компьютерных технологиях, информатике или в знании иностранных языков».

- Валерий Шейхевич, что Вы больше всего цените в людях?

– В первую очередь, честность. Второе: умение человека в сложной ситуации помочь своему ближнему. Это очень важно! Самое страшное в жизни – потерять доверие к тем, с кем дружил и делился последним, кому безмерно доверял. Мне очень импонируют люди настоящего большого труда, причем даже не важно, какой это труд, умственный или физический: еще вопрос, кто больше приносит пользы. Не всегда мы умеем ценить людей, которые своим трудом приносят пользу обществу, и меня это тоже беспокоит. Я очень горжусь своими гимназистами, которые всегда готовы в трудную минуту подставить друг другу плечо, причем, абсолютно не афишируя свою помощь – и это дорогого стоит. Мы в гимназии поддерживаем тесную связь со многими выпускниками, включая достаточно успешных, тех, кто занимает сейчас высокие посты в министерствах или других ведомствах – правда, об этом они всегда просят не упоминать. И, знаете, меня это тоже радует!

- В чем заключается Ваше педагогическим кредо?

– Чтобы учить, надо вначале любить – вот что самое главное. Я очень люблю детей, но при этом я не позволяю никогда с ними «сюсюкать ». Мы должны раскрывать каждому ребенку тот мир, который он осилит. Повторюсь: вначале надо любить, и только потом учить. Сегодня развитие общества идет таким образом, что даже у родителей иногда бывает показная любовь к своим детям, искреннюю любовь они подменяют просто заботой: накормить, напоить, что-то одеть. Очень мало духовного единения, понимания друг друга. Выступая перед родителями, я часто говорю им такие слова: «Любите и защищайте своих детей, но никогда не покупайте их любовь. Не покупайте!»

ВЕХИ КАРЬЕРЫ
1978 – директор Сургутской средней школы №10
1986-1991 – заведующий городским отделом народного образования г. Сургута, открыл первую в СССР детскую компьютерную школу
1991 – создал альтернативное образовательное учреждение гимназию «Лаборатория Салахова»
1993 – организовал работу Всероссийских слётов «Учитель года»
1998 – возглавил эксперимент по разработке и созданию программы дистанционного образования в средней и высшей школе России
1998 – член государственной комиссии по присуждению Президентских и правительственных премий в области образования, член комиссии Российской Академии образования и Российской академии наук по содержанию образования, член Большого жюри Всероссийского конкурса «Учитель года», «Педагог года»

- Говорят, что дедушки-бабушки любят своих внуков больше. Как Вы думаете, почему?

– Они просто исправляют те ошибки, которые пропустили в молодости, воспитывая своих детей.

- С высоты Вашего опыта скажите, директор образовательного учреждения сегодня прежде всего кто: менеджер, организатор, педагог?

– Я никогда не соглашусь с тем, что директор школы или гимназии может быть НЕ педагогом: никогда учителя не пойдут за тобой, если не будут чувствовать твою силу как педагога. Не каждый первый руководитель по идее является таковым. Команду ведет за собой тот, кто является главным генератором идей, а формальный руководитель только создает некие благоприятные условия для их реализации. Я себя отношу к категории лидеров и твердо убежден: если первый руководитель не в состоянии кардинально вносить новые изменения, отстает от жизни, не умеет заранее прописывать развитие организации, не работает над собой, значит, он выработал свой ресурс и должен уйти. Нельзя быть тормозом для своего коллектива! Нужно четко представлять себе алгоритм движения вперед, поэтому очень важно, чтобы не только дети, но и коллеги признавали за тобой право на лидерство.

- Чем сегодня можно привлечь выпускников педагогических вузов идти работать в школу?

– В нашей гимназии сегодня работают 20 молодых педагогов, и я твердо знаю, что молодой специалист иногда может дать фору педагогу со стажем. Замечу с гордостью, что наши молодые учительские кадры никуда от нас не уходят. Дело в том, что молодой специалист хоть и имеет большую сумму знаний, но не всегда может их применить в силу недостатка опыта, а значит, ему нужно в этом помочь. Только эта помощь должна быть не показной и не облегчающей ему жизнь, а такой, чтобы он почувствовал самостоятельность и настоящее удовлетворение от своей работы, а еще уверенность в том, что его ошибка – закономерная, и каждый человек имеет на неё право. Не нужно никогда бояться чужого мнения! Еще один важный момент: никогда не надо загонять молодого педагога в узкие рамки, потому что ему нужно суметь как можно быстрее увидеть свой горизонт мышления и возможностей. И только потом он сможет окончательно определиться, с какими классами ему лучше работать. Пусть сначала попробуют все. У меня никогда не было проблем с молодыми, потому что я их очень уважаю, ценю и никогда не откажу в своей помощи.

- Валерий Шейхевич, как Ваши родные и близкие относятся к вашей работе – с пониманием?

– Мои домашние всегда меня очень понимают, а еще они знают, что один месяц в году я полностью посвящаю им, то есть нахожусь рядом. У меня родственников много, причем не только в Сургуте. В Липецке живут моя мама и сестра Анна, в Макеевке – младший брат Михаил, в Москве – дочь Оксана, тоже педагог по образованию, а еще она экономист, окончила Омский университет и Тихоокеанский университет (США), сейчас работает заместителем руководителя Центра по образованию. У меня двое прекрасных внуков, старшему Сергею недавно исполнилось 22 года, он юрист, теперь получает второе высшее образование в физкультурной академии, активно занимается спортом и тренирует детей. Он даже успел отслужить в армии. Младшему Федору 8 лет, парень пошел в первый класс, но уже через месяц перешел во второй, и сегодня он обучается в третьем классе. Мальчик занимает очень активную детскую жизненную позицию: круглый отличник, играет в футбол и большой теннис, участвует во всевозможных конкурсах и везде показывает блестящие результаты. Стоит добавить, что Татьяна Васильевна, супруга Валерия Шейхевича, сама 25 лет проработала в образовании, поэтому как никто другой понимает беспокойную работу мужа и всегда обеспечивает ему уютный домашний очаг.

Ирина Барканова

СУРГУТСКИЕ ВЕДОМОСТИ
№46 (573) . 24 ноября 2012 года

Фото с сайта www.sgls.ru

=Материал опубликован 28.11.2012