Тайм - менеджмент. Приучаем с дошкольного возраста.

Сургут • Разделы    → Маме на заметку

Правильно суметь организовать своё время является привычным занятием для взрослых, хотя многие с этим не эффективно справляются. Для детей эта «наука» считается совсем не лёгкой. Впервые на это родители обращают внимание в возрасте, когда ребенок начинает посещать детский сад, и, конечно, в начальных классах школы, когда начинается учебный процесс. Но у нас есть возможность помочь нашим деткам и воспитать организованных и успешных будущих взрослых.

Усваиваем временные понятия.
Начинать учить детей ориентироваться во времени необходимо до поступления ребенка в школу. Именно в этом случае вы сможете воспитать такие качества, как точность, собранность, организованность, целенаправленность. Благодаря всем этим качествам дети добиваются больших успехов в обучении и повседневной жизни.

Одна из задач вырабатывания временных навыков у ребенка – умение определить и измерить время, усвоить длительность отрезков времени, а кроме того в соответствии с имеющимся временем координировать темп своей личной деятельности. Также ребёнка надо научить правильно, определять время с помощью речи.

Сначала ребенок «учится времени» через свои ощущения, затем через восприятие, позже через представление. Психологи утверждают, что в два года ребенок понимает, что есть некоторые события, которые происходят быстро, а есть такие, которые приходиться ожидать. Взрослея, малыш кроме настоящего времени, начинает уже отличать и прошлое, и будущее. Далее для освоения времени требуется вмешательство взрослых.

По причине специфики мышления, довольно сложно рассказывать ребёнку маленького возраста о том, что невозможно продемонстрировать перед ним зрительно. Время - не материальное понятие, но оно необратимо «движется». В данной ситуации у детей возникает вопрос, насколько оно в целом существует. Поэтому надо вместе с малышом уточнить временные единицы и их связь с жизненными событиями, повторяющейся деятельностью. Об этом ребенок должен узнать из своего личного опыта, занимаясь разнообразными видами деятельности, далее наглядно познакомиться с часовыми приборами.

На первых ступенях, не сравнивая ощущение времени и реальное временное течение, ребенок накапливает знания о таких понятиях, как «завтра», «вчера», «сегодня», «потом», «сначала», сведения о сезонах года. Часто это случается вследствие опыта личного проживания, который поддерживается развитием мышления и речи. Для того, чтобы более активно научить малыша оценивать время, которое только попутно событиям, необходимо начать на нем акцентировать внимание ребенка. Не стоит забывать, что такое восприятие чрезвычайно неустойчиво и происходит с большим трудом.

Части суток: «вечер», «утро», «ночь», «день» для ребенка могут быть различимы в большей степени по сути деятельности в данные периоды. Правильный распорядок дня поможет ребёнку сформировать эти реальные знания. Неплохо, если родители вместе с ребёнком проговаривают план действий на день, акцентируя внимание на том, о какой части суток идет речь. Эффективным является метод, когда малышу показывают яркие, эмоциональные картинки, на которых изображена разная деятельность детей, взрослых, персонажей из мультфильмов, и обозначаются суточные отрезки. Процесс постижения ребенком временных понятий необходимо контролировать, используя вопросы о разном времени суток и деятельности, которая им соответствует. Детей постарше можно уже учить связывать время суток и явления природы («солнышко встало» и тому подобное ). Освоение времени подкрепляется также эмоциями, тематическими стихами, рассказами.

По утрам родители могут проговаривать с ребенком дни недели, спрашивать название сегодняшнего дня, предыдущего и следующего. Можно пояснить, почему каждый день недели имеет такое название, скажем, «понедельник» является первым днем недели, а «вторник» вторым и так далее.

Существуют ещё важные временные понятия, как «медленно» и «быстро». Их дети хорошо осваивают, участвуя в конкурсах, соревнованиях. Важно, чтобы ребёнок осознал понятия «сначала», «до», «потом», «после». Можно придумывать для малыша рассказ, в котором встречаются эти слова, а потом уже наблюдать за тем, как он самостоятельно их распределяет. Более точно ребенок освоит их в младших классах школы.

После того, как ребенок овладеет понятиями «год », «неделя», «месяц», нужно, чтобы малыш понял, как они связаны. О временах года можно узнать из детских стихов и загадок. Прочтите ребенку наиболее интересные из них, и вместе их проанализируйте. Лучшему усвоению времён года помогут сравнения: весна-осень, лето-зима. Неплохим средством для обучения и осознания времен года и того, как они связаны с явлениями природы являются правильные вопросы, которые помогут заинтересовать ребёнка. Скажем, «что происходит осенью с листьями на деревьях?», «как меняется жизнь птичек осенью?». Считается, что перед тем, как пойти в школу, ребёнок должен понимать, какие основные изменения происходят в жизни животных, в неживой природе в соответствии с разным временем года.

Получив знания о месяцах, днях недели можно начинать знакомство ребёнка с календарём.
В этом вопросе важен вид календаря, к примеру, подобранный по временам года. Можно познакомить ребёнка и с праздниками в нём. Зная календарь в возрасте 6-7 лет, ребенок легче привыкнет к школьному режиму.

О часах.
Знакомить ребенка с временными единицами (сутками, часами, минутами …) надо с учетом познания порядка, в котором единица измерения одной составляющей включает единицы предыдущей. Важно и то, чтобы ребенок осознал непрерывность времени. Сначала обычно детей знакомят с длительностью 1-й, 3-ей , 5-ой , 10-ой минуты используя песочные часы, секундомер. Необходимо, чтобы ребенок смог почувствовать данное время, выполняя задание или делая что-либо за определенное ограниченное время. Похвалите ребёнка, если он успел справиться с каким - то делом за отведенное время.

Последовательность в познании минут происходит путем сравнения объема выполняемых действий сначала за одну или за три минуты и т.д. Знакомиться с пятью минутами, можно воспользовавшись какими - то наглядными часами, показывая по черточкам этот интервал. Как правило, понятие 10 минут, ребенок осваивает по заданиям, в которых акцентируется внимание на том, как показано на часах данное время, два раза по 5 минут.

Можно изучить часы по макетам. Попробуйте попросить ребёнка, чтобы он большую стрелку поставил на 12, а маленькую двигал, вспоминая о том, чем он обычно занимается в это время. Передвигая большую стрелку с интервалом в 5 минут, можно продемонстрировать то, что час состоит из минут. Можно таким же образом объяснить, что 30 минут составляет половину часа – полчаса. Необходимо чаще связывать с часами деятельность ребёнка. Это даст ему возможность почувствовать время, чтобы потом им управлять.

Родители должны учиться находить интересные, системные подходы для того, чтобы ребенок освоил сложные временные понятия, обучился «пользоваться временем».

Тайм-менеджмент для младших школьников.
У школьников младших классов продолжается развитие временных воззрений. В 7-8 лет ребенок уже имеет некоторое внутреннее понятие о текущем времени. Но пока он ещё не умеет идеально ориентироваться во времени, он путается в нём. Перед тем, как поступить в школу, ребенка могут спросить знает ли он времена года и их последовательность (скажем, по картинкам), дни недели ,части суток и их очередность. Необходимы и знания о связи временных отрезков, это поможет ребёнку разобраться в происходящих событиях, найти связь между причиной и следствием.

В школе появляется большее число «раздражителей», которые основаны на временных промежутках. В результате ребенок начнет быстрее чувствовать и осознавать время. Но и родители также должны помочь ребенку освоить основы управления временем, тайм-менеджмент.

Чтобы помочь ребенку управлять временем, научиться планированию часто родители покупают помещаемое на стене расписание уроков. Таким же точно образом следует составить расписание внешкольных дел. Его непременно надо повесить в комнате ребенка на самом видном месте. Приучите ребёнка просматривать каждое утро его план и думать о планировании дел на будущее. Таким образом, вы заранее подготовите ребёнка к каким-то серьёзным делам, нужным визитам. Подготовка затронет не только материальную сторону, но и поможет эмоционально подготовиться к будущим событиям.

Специалисты также предлагают использовать специальный календарь на неделю, по горизонтали в нем расположены дни недели, по вертикали - 24 часа (начиная с 7.00 утра). Ребёнок может в течение дня отмечать цветом (закрашивать квадратики) приблизительное время, которое потрачено попусту. Скажем, когда он увлекся игрой и затратил, тем самым, больше времени, чем на это было выделено, или дольше засмотрелся телевизор. Вечером это время надо подсчитать. И, скажем, в конце недели подвести итоги. Видя результаты, можно объяснить ребёнку, на что он впустую потратил время. Такой метод эффективен уже после трех недель использования. Конечно, если вы будете проводить с ребенком работу по подведению и рассмотрению итогов. Именно начиная со 2-й недели , ребенок уже пытается работать со своим личным временем. Календарь тоже необходимо расположить на видном для ребёнка месте, чтобы он не забывал им пользоваться и делать пометки.

Существует ещё метод применения «хронометража», в течение двух дней ведется запись по времени всех дел и потом делается анализ. Но этот приём не рекомендуется проводить очень часто.

Составление плана на день является очень важным элементом, которому родителям должны научить ребёнка. Ребенок изначально не умеет планировать, а «подгоняет», придумывает деятельность под то время, которое осталось свободным. Обычно имеет склонность к планированию ребенок, посещающий секции, кружки. Но уметь планировать важно для всех, вот поэтому включайте в план любую деятельность, предположим, это будет и помощь по дому. Обязательно надо указать в плане время деятельности. Научите ребенка выделять особо самые важные дела. Отметку о выполнении ставьте напротив каждого занятия. План надо совместно анализировать и корректировать. Планирование дает возможность ребёнку стать более ответственным, организованным, а кроме того заняться и самыми нелюбимыми делами.

О расписании уроков.
Если ребенок научиться управлению временем, он сможет быстрее и лучше подготовить домашнее задание. Научите малыша сначала разделять сложное задание на более маленькие пункты, составить план последовательности выполнения заданий для разных предметов. Покажите ребенку, как расположить задания в зависимости от их сложности, и требуемого внимания (ранжировать их). Попытайтесь объяснить своему малышу, что лучше делать быстро и эффективно, чем «мучиться» нехотя до вечера, тратить время, которое можно было бы использовать иначе.

Рекомендуется разработать вместе с ребёнком небольшую общую памятку, имеющую пункты, напоминающие о планах на следующий день его внеклассных, школьных мероприятий, помощи родителям, отдыха, анализ выполнения плана (разобрать, выставить отметки о выполнении).

Обучать управлению временем можно с использованием и работой над сказкой, текстом или устным рассказом. Родители могут придумать свой рассказ, в котором герой в течение дня потратил время зря. Покажите ваше произведение ребёнку, обсудите ошибки героя и предложите малышу составить более правильный с его точки зрения план этого дня. Такой же рассказ ребенок потом может составлять самостоятельно: сначала повествуя о неэффективном использовании времени, а после с исправлением, как правильно должен герой распределить своё время. Пусть ребёнок пишет эти рассказы в течение недели, а на выходных презентует для всей семьи. Можно делать инсценировку таких рассказиков, привлекая сестёр, братьев, друзей, использовать игрушки. Обязательно обсудите с ребёнком каждый представленный рассказ, сказку, сценку, помогая ему сделать верные выводы, убеждая в их пользе для реальной жизни.

Эффективно управлять временем – это возможность для ребёнка почувствовать себя уверенным в настоящем и будущем. Умение управлять своим временем полезно скажется на физическом, эмоциональном, психическом состоянии ребёнка.

Марина Романова

=Материал опубликован 11.11.2012