Татьяна Османкина: «Мы не можем ждать, пока построят новые садики»

Сургут • Разделы    → Школьники

Татьяна Османкина рассказала нашему изданию о том, как проходила подготовка к очередному учебному сезону.

Дело – за кардинальными решениями.

– В этом году в сургутских школах обучается почти 4,5 тысячи первоклассников. Были ли трудности с тем, чтобы обеспечить всех местами в школах?

– Такие рекордные цифры департамент образования прогнозировал еще в прошлом году. Мы сумели всех детишек обеспечить местами в школах, но для этого необходимо было заранее провести реорганизацию нескольких образовательных учреждений. Так, здание вечерней школы №2 мы преобразовали в корпус начальной школы-детского сада №43. Благодаря этому появились дополнительные места для жителей новых домов на улицах Университетская, Каролинского, И. Захарова. В начальную школу полного дня была трансформирована 30-я школа. Там открыто восемь первых классов. Всего мы реорганизовали три учреждения, изменили вид одного учреждения. В итоге появилась 1000 дополнительных мест в начальных классах.

– Такие же методы вы использовали и для того, чтобы уменьшить очередь в детские сады?

– Сократить очередь в детсады нам удалось благодаря оптимизации возможностей в существующих дошкольных учреждениях. Так в наших садиках дополнительно появилось 264 места. Также мы открыли десять дополнительных дошкольных групп и 107 групп кратковременного пребывания в действующих садиках. Еще одним решением может стать то, что теперь многие родители смогут отдавать своих детей в школу в возрасте от 6,5 лет. Это стало возможным благодаря тому, что многие учреждения приобрели статус школы полного дня. Помимо проведения уроков для ребят организовывают трехразовое питание, тихий час в оборудованной спальне, возможность выучить уроки. Таким образом, несмотря на то что с марта 2012 года ни одного нового садика в городе построено не было, очередь у нас сократилась на несколько сотен человек. Ждать, когда построят новые детсады, мы не можем. До 2015 года будем решать проблему доступности дошкольного образования несколькими путями. Планируем открыть еще 11 дополнительных групп в десяти детсадах. Также ждем реконструкции зданий дошкольных учреждений «Ивушка» и «Золотой ключик» и появления благодаря этому еще 380 мест. И, конечно, к тому времени у нас должны построить новые садики на более чем 5 тыс. мест.

По следам ЕГЭ.

– Если говорить о качественных показателях нашего образования, как завершился предыдущий год и каких изменений ждать в новом?

– Если говорить о результатах ЕГЭ, то количество детей, получивших «4» и «5», у нас растет из года в год. Незначительно, но растет. По некоторым предметам результаты остаются стабильными, а по другим мы несколько уходим в минус: например, по английскому языку и математике. Снижение показателей достаточно существенное – на 5-6%.

В этом году результатами ЕГЭ и результатами выпуска школьников я недовольна.

Прежде всего, потому, что сразу 20 выпускников по результатам заседаний педсоветов не были допущены к итоговой аттестации. А еще 75 человек не преодолели минимальный порог ЕГЭ и тоже получили справки. Таким образом, в этом году 95 учеников не завершили курс среднего образования. Для сравнения – в прошлом году таких детей было 56. Я считаю, что это плохой результат. Оправданием может служить только то, что большая часть этих учеников – 55 человек – выпускники двух вечерних открытых сменных общеобразовательных школ. Это сургутяне от 22 лет и старше, которые учились в форме экстерната. Я делаю вывод, что качество подготовки этих выпускников было крайне слабым.

Какие решения будете принимать в связи с такими результатами?

– Мы уже реорганизовали одну из наших вечерних школ – ОСОШ №2. В ОСОШ №1 поставили задачу усиления диагностической составляющей при выборе форм обучения в соответствии с потенциальными возможностями обучающихся. Также определены образовательные маршруты для 12 несовершеннолетних выпускников, не сумевших получить школьный аттестат. Повсеместно будут скорректированы учебные программы старшего звена обучения с учетом затруднений выпускников 2012 г.

Ориентация на педагога.

Какой в связи с этим Вы видите роль преподавателя?

– Главное сейчас – изменить идеологию работы учителя. Все мы научились передавать знания, но ребенок также должен научиться менять сумму знаний каждые три года. Еще раньше объемы информации в мире менялись через пять лет. Мы должны научить ребенка продуктивному обучению – это значит, он должен знать, откуда брать информацию, как ею пользоваться, как работать с интернетом и т.д. Требования к учителю только ужесточаются сегодня. Он не может быть только учителем-предметником.

Как ведется подготовка педагогических кадров? Много ли у нас желающих стать учителями?

– Ориентация на педагогические специальности выпускников школ – сейчас одна из важнейших задач муниципальной программы профориентационной работы. Одна из форм – совместная программа СурГПУ и МУК «Центр индивидуального развития» по направлению дошкольного образования. Рекордно высокое за последние пять лет число молодых специалистов сегодня работает в школах города – 327. Для сравнения – в 2007 году было 125. И значительная их часть – выпускники СурГПУ. Новая практика в решении кадрового вопроса и привлечении молодых специалистов была апробирована в прошлом учебном году – мы принимали студентов старших курсов из СурГПУ и СурГУ на вакантные должности учителей физической культуры, ОБЖ, начальных классов, иностранного языка.

Помимо педагогических специальностей российские школьники традиционно не очень жалуют рабочие профессии? Как сургутских учеников приобщают к такому труду?

– По рабочим специальностям мы работаем с Управлением по работе с кадрами ОАО «Сургутнефтегаз». Предприятие устраивало для детей экскурсии.

Это сотрудничество позволило нам познакомить детей с рабочими профессиями. Это именно те профессии, которые сейчас нужны «Сургутнефтегазу». Ориентация на рабочие и педагогические специальности – главное стратегическое направление в работе по профориентации. Сейчас в городе действует один межшкольный учебный комбинат – Центр индивидуального развития. Он и занимается этой работой, организовывает предпрофильные курсы и обеспечивает исполнение образовательной программы по предмету «Технология».

Менеджмент в школе.

В рамках улучшения качества сургутского образования были ли за прошедший год сделаны серьезные кадровые смены в школах?

– Кадровые перестановки были, и они будут продолжаться. У нас идет замена директорского корпуса. Мы уже сменили семь директоров: шесть – в школах, одного – на станции юных техников. На прошедшей в Сургуте педконференции от ученых прозвучала мысль: надо преодолеть сопромат руководителей. Руководитель сегодня – ключевая фигура. Если директор верно мотивирует учителя, то, конечно, он не будет отвлекаться на какие-то иные заботы и станет действительно отдаваться работе.

Директор образовательного учреждения сегодня должен быть в большей мере менеджером или учителем?

– Директор школы сегодня должен быть очень приличным управленцем, но при этом обязательно оставаться педагогом. Это особенно важно сейчас. Мы нацелены на развитие самостоятельности образовательных учреждений. Сейчас муниципальные школы и детсады сами в статусе заказчика готовят план финансово-хозяйственной деятельности, планы-графики закупок, занимаются поиском исполнителей различных услуг для своих учреждений. Кроме того, школы сейчас самостоятельно утверждают правила приема учеников. Образовательные учреждения в новых условиях хозяйствования должны привлечь потенциальных потребителей образовательных услуг. Для этого нужно использовать конкурентные преимущества, полученные как за счет повышения качества традиционных образовательных услуг и выполняемых работ, так и за счет расширения их спектра. Сегодня перед образовательными учреждениями ставится задача формирования маркетинговой стратегии своего развития.

Автор: Наталья Антонова

stribuna.ugra-news.ru - Информационно-аналитический портал

=Материал опубликован 28.09.2012