Битого бьют!

Сургут • Разделы    → Школьники

«Раньше мы исправно вносили плату за музыкальную школу. Теперь же нас обрадовали: обучение вроде как будет бесплатным. При этом известили, что с родителей будут собираться «добровольные пожертвования». Совершенно непонятное нововведение!», - удивляется читатель сайта СИА-ПРЕСС Ирина Мельниченко.

В самом деле, наше образование, некогда лучшее в мире, ныне переживает смутные времена. ЕГЭ, новая система оплаты труда учителей и прочие «подарки» от бывшего министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко и других «небезразличных» лиц сделали все, чтобы отечественное среднее образование стало действительно средним. При этом под ударом вновь – кто бы вы думали? – учителя. Вместо того чтобы сеять разумное, доброе, вечное, они теперь учат своих подопечных правильно расставлять галочки в контрольно-измерительных материалах. Роль педагога свелась к транслированию комплекта сведений, которые в нынешнем быстро меняющемся мире могут устареть еще до того, как ученик попадет за экзаменационный стол. «Надо учить не знанию, а умению мыслить», - твердят педагогам со всех сторон. Но тем некогда: они пишут бесконечные отчеты, участвуют в собраниях, посвященных повышению этого самого качества. Им не до детей – и винить их в этом язык не поворачивается.

В добровольные пожертвования не верю...

В погоне за мифологическим «качеством образования» государство, продолжая создавать видимость заботы о детях (все эти ограждения чад от вредной информации вместо строительства новых дворцов культуры и нормальной политики в формировании из ребенка полноценного, талантливого, сильного, здорового гражданина России), поставило вне закона... оплату дополнительного образования. Изменения коснулись, естественно, в первую очередь детских школ искусств.

- Теперь мы можем не взимать плату за обучение, а только предлагать родителям учащихся у нас детей внести добровольное пожертвование, - рассказывает директор детской школы искусств им. Г. Кукуевицкого Марианна Дунская. — Родительская плата и раньше была чисто символической, потому что последние 15 лет не индексировалась. Для сравнения: в 80-е годы при зарплате примерно в 200 рублей обучение ребенка музыке, танцам, живописи и т.д. стоило 23 рубля в месяц, то есть около десяти процентов дохода. Сейчас же всего 500-700 рублей, а зарплаты сами знаете какие.

По словам Дунской, теперь такое понятие, как родительская плата, не существует в принципе.

- Да, родители могут на добровольных условиях пожертвовать школе деньги, и мы даже заключаем с ними договор о сотрудничестве в начале года, чтобы хоть как-то представлять, какими средствами в итоге будем располагать. После, на родительском совете, решаем, куда пойдут деньги – оплатить детям поездки на конкурсы или сделать ремонт в классе. Естественно, так как пожертвования добровольные, требовать от родителей деньги никто не будет.

В целом, по словам директора, сколько родители выделяли денег на обучение, столько и продолжают выделять. Однако никто не исключает варианты, что будут и «спады» (пожертвование не может быть систематическим, это все понимают), и тогда любая из школ искусств может оказаться в стесненных обстоятельствах. Преподаватели, конечно, будут получать столько же (зарплатный фонд никогда не формировался из средств, полученных от родителей, а выделялся муниципалитетом).

Впрочем, «отклонения» уже возникли (речь сейчас идет не о какой-то конкретной школе, а в целом о ситуации по стране). Начались неоднозначные намеки родителям (не будете вносить добровольные пожертвования - будем плохо учить вашего ребенка) и преподавателям (не убедите родителей платить добровольные пожертвования – вычтем из вашей зарплаты). В такой зыбкой системе пожертвований ой как легко оступиться.

- Я не верю в добровольные пожертвования, - делится своими мыслями о новой системе руководитель сургутского отделения программы «Новые имена», музыкальный педагог Ольга Пилецкая. – Дело в том, что мне довольно часто приходится ходить по спонсорам для поддержки одаренных детей, но все безрезультатно. Наши меценаты скорее вложат в деньги в очередной конкурс «Мисс Сургут» вместо того, чтобы помочь по-настоящему талантливому ребенку, например, съездить на конкурс.

Культура в России и так финансируется по остаточному принципу, и очередное закручивание гаек вряд ли будет иметь позитивные результаты.

Родители и так много платят

Появились в новом учебном году добровольные пожертвования и в спортивных школах. Причем сотрудники некоторых из них даже не могут толком объяснить, что это значит. Например, за три недели до сентября методист СДЮСШОР «Олимп» в телефонном разговоре с корреспондентом СИА-ПРЕСС сообщила: «В этом году у нас нет оплаты за посещение секций, но теперь мы вводим добровольные пожертвования. Это будет максимум 200 рублей в месяц». «Но как вы можете фиксировать добровольные пожертвования? – удивленно перервал свою собеседницу корреспондент СИА-ПРЕСС. – Сегодня у родителей есть возможность заплатить за обучение ребенка, а в следующем месяце он взял кредит и добровольных взносов не будет». «Для этого мы будем заключать с родителями договор о добровольных пожертвованиях, в которых будет прописана определенная сумма», - пояснила мне методист.

Получается, это самая обыкновенная плата за обучение, просто называется она теперь по-другому?

Однако директор ДЮСШ № 3 Светлана Кадочкина считает, что называть добровольные пожертвования оплатой как минимум некорректно: «В нашей школе всегда занятия были бесплатными. Даже если мы открывали какие-то дополнительные специальные секции по желанию детей или родителей. У нас нет собственных помещений, тренировки проходят на базах общеобразовательных учреждений на основании договора об оказании безвозмездной муниципальной услуги. Если у человека есть желание финансово помочь школе, то он, естественно, должен прийти к нам и заключить договор, указав в нем ту сумму, которую готов подарить. Просто так положить деньги на стол не получится. Это незаконно. И лично я не сталкивалась с такими ситуациями. Нам никогда и никто пожертвований не делал».

Хорошо это или плохо?

Например, в СДЮСШОР № 1 есть своеобразный прейскурант пожертвований. Рекомендованная сумма взноса за ребенка, посещающего спортивно-оздоровительную группу, составляет 100 руб., группа начальной подготовки должна обходиться в 150 руб., самая дорогая - учебно-тренировочная группа - 200 руб.

- Нам не говорили, что добровольные пожертвования должны быть «обязаловкой». Это уже порадовало, – признается президент Федерации национальной спортивной борьбы народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Давид Егшатян. – Пояснили, эти деньги будут тратиться исключительно на ту группу, где занимаются дети родителей, пожертвовавших деньги. Но, если честно, я не поддерживаю эту идею, потому что мы и так часто собираем деньги с родителей – то на поездки, то на спортивную форму. А тут еще какие-то пожертвования. У нас нет условий для занятий, моя секция лишилась спортивного зала. Так за что платить?

В какой-то мере солидарен с Егшатяном и президент городской федерации бокса и по совместительству тренер СДЮСШОР № 1 Антон Малаховский:

- Добровольные пожертвования в принципе всегда существовали как в сфере культуры, так и в спорте. Другое дело, как они теперь будут преподноситься родителям руководителями на местах. Все зависит от директора школы, его коллектива. Если у меня есть возможность помочь спортивной школе, где занимается мой ребенок (а условия у большинства школ сами знаете какие), почему бы этого не сделать? Только помощь должна быть целевая – конкретно на что-то и под что-то. А лучше, чтобы родители не давали деньги, а сами покупали необходимые вещи – компьютер или, например, шведскую стенку. Тогда не будет ощущения, что средства использовали не по назначению.

Что касается «особенного» отношения к детям со стороны тренеров, то это исключительно на совести педагога. На самом деле большинство сургутских спортивных преподавателей из кожи вон лезут, чтобы его воспитанник достиг определенных результатов, стал лучшим и получил возможность отправиться на турнир за пределы нашего города. И вот на такой случай как раз таки необходимы родительские финансовые вливания. Бюджет школы не всегда позволяет отправить на соревнования всех достойных ребят, а выпросить у спонсоров недостающие деньги бывает ой как сложно.

Так что в данном случае гораздо эффективнее было бы вернуть старый закон, по которому предприниматели, оказывающие финансовую поддержку спорту, освобождались от уплаты налогов, а не просить родителей «добровольно» жертвовать.

Учиться, учиться и ещё раз учиться...

Директор одной из детских школ искусств озвучил весьма любопытную цифру. Оказывается, на обучение одного ребенка музыке в месяц государством выделяется около 35 тысяч рублей. Конечно, эти деньги включают в себя все: зарплату преподавателю (который, кстати, занимается с каждым ребенком индивидуально), обслуживающему персоналу, коммунальные услуги и т. д., но сложно себе представить, чтобы эти деньги платили сами родители. Такие средства абсолютно неподъемны для большинства. Плата в 500-800 рублей в месяц по сравнению с вышеназванной символична и ударить по бюджету (особенно в Сургуте) вряд ли может. Раньше то же дополнительное образование было не бесплатным, и за него платили (многие до сих пор помнят, сколько – 23 рубля в месяц).

Однако споры об этом можно вести долго. Разумно было бы поступить по принципу вузов: одних детей брать на бюджетные места, других — на платные. Например, действительно талантливым детям, у которых есть способности к музыке, спорту, танцам и т. д., после отбора можно давать возможность учиться бесплатно. Те же, кто хочет, но не обладает явными талантами, могут учиться на за деньги. Если вдруг талант проснется, то можно и на бюджет перевести.

- Я не вижу ничего плохого в том, что обучение станет бесплатным. Мы все время с сожалением вспоминаем старые времена, когда не надо было за это платить, что позволяло всесторонне развиваться большему количеству детей. Я обеими руками за. Есть, конечно, и одно но. Сейчас ситуация и так не из легких, поэтому школы просто-напросто могут лишиться внебюджетных средств, которые помогали приобретать новые инструменты, делать ремонт и т. д. Бесплатным обучение государство сделало, но оно же не позаботилось об увеличении финансирования учреждений дополнительного образования, - считает Ольга Пилецкая.

Советский и российский педагог и психолог Шалва Амонашвили в беседе с корреспондентом СИА-ПРЕСС отметил, что дополнительное образование должно быть доступным:

— В советское время вся эта система была бесплатна. Существовали кружки, секции при домах культуры. Те же дома пионеров, в которых дети имели возможность выбрать себе дело по душе. Что же произошло ныне, когда за все надо платить? Ведь таким образом мы загоняем таланты в мусор. У людей нет возможности оплачивать дополнительное образование детей – особенно если в семье два-три ребенка.

Какой из этого можно сделать вывод? Очередная попытка государства проявить заботу о детях (по сути своей не менее абсурдная, чем и Закон о защите детей от вредной информации) – это просто симуляция бурной деятельности. Отменив родительскую плату за обучение в некоторых сферах дополнительного образования, нарушена еще одна уже устоявшаяся, если хотите, традиция. Не возникало бы никаких вопросов, если бы в ответ на эту меру была обеспечена какая-то адекватная финансовая поддержка со стороны государства, закрывающая ту брешь, которая образовалось благодаря очередному запрету.

В противном случае стоило просто оставить все на своих местах, а не доводить директоров учреждений дополнительного образования до шантажа родителей и преподавателей, а педагогов превращать не в людей, которые должны давать знания, а в менеджеров, выбивающих из родителей деньги. Хотели как лучше, а получилось как всегда?

Согласно Постановлению администрации города Сургута № 4439 от 14.06.2012 была отменена родительская плата за обучение детей в учреждениях дополнительного образования, подведомственных департаменту культуры, молодежной политики и спорта. На основании Приказа Министерства образования и науки РФ от 26.06.2012 № 504 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей», учреждения вправе осуществлять прием детей сверх установленного государственного (муниципального) задания на платной основе, а также привлекать дополнительные финансовые средства за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц.
В Европе стоимость обучения в музыкальной школе начинается от 160 евро за семестр и от 50 евро за участие в групповых уроках – сумма, впрочем, не включает в себя расходы на литературу, инструменты, а также прочие сопутствующие траты. В Японии существует бесплатная практика обязательного участия каждого школьника в дополнительных занятиях, не входящих в школьную программу по физической культуре, художественному творчеству и национальным видам искусства – по выбору ученика.

СИА-ПРЕСС

Антон Ковальский, Светлана Могилдан, Юрий Нуреев

=Материал опубликован 09.09.2012