Привязанность к маме

Здравствуйте, Екатерина!

Спасибо за вопрос. С одной стороны то, что Вы описываете (играет с детьми, играет в комнате, но важно, чтобы мама была рядом), для данного возраста нормально. Привязанность к матери (близкому взрослому) обеспечивает ребенку чувство безопасности, самосохранения, чувство «базового доверия» к миру («Со мной ничего не случится, если мама рядом»). Это чувство «базового доверия», складывающееся именно из отношений с мамой в раннем детстве, во многом определяет черты ребенка, его уверенность в себе и мире. Неожиданные разлуки с мамой (ситуации «обманного ухода», отъезды на более длительный срок) могут подорвать это доверие. Поэтому поведение девочки вполне понятно и объяснимо – она постоянно находится в напряжении, боясь упустить маму из виду. Все что ей сейчас требуется – это Ваше внимание, забота, ощущение безопасности (ровно столько, пока не придет насыщение). Как создать ощущение безопасности для ребенка?

  1. Не создавать ситуации неожиданного для ребенка ухода
  2. Проговаривать вслух свои планы, намерения, действия (даже если это «домашние дела»)
  3. Мягко включаться в интересы, игры ребенка и также мягко включать его в свои занятия (особенно полезным будет работа с тестом, мукой, водой).

Если позволите, я для примера приведу две ситуации, прочитав которые можно понять, где есть условия для поддержания «базового доверия», а где есть условия для формирования неустойчивых амбивалентных отношений.

Петя, мальчик полутора лет, играет на полу с игрушками. Мать заканчивает работу по хозяйству, подходит к ребенку и наблюдает за его игрой. "Какая красивая машинка и кубики. У тебя получился настоящий гараж, молодец Петя!" – говорит мать. Петя улыбается и продолжает играть. Мама берет книгу, начинает читать. Прошло несколько минут. Петя берет детскую книжку, подходит к матери, и пытается забраться к ней на колени. Мать сажает малыша на колени, откладывает свою книгу и говорит: "Хочешь, чтобы я почитала тебе эту книжку?" Петя отвечает "да", мать начинает читать.

Другой двухлетний мальчик, Саша, играет с игрушками. Закончив свои дела, мать говорит ему: "Подойти ко мне, я почитаю тебе интересную книжку". Саша оборачивается, но не подходит к матери, а продолжает увлеченно катать машинку. Мать подходит к сыну берет на руки и говорит: "Давай почитаем". Саша вырывается и протестует. Мать отпускает его, и Саша возвращается к своим игрушкам. Позднее, закончив игру, Саша берет детскую книжку подходит к маме, пытается влезть к ней на колени. "Нет, - говорит мать, - ты не хотел читать, когда я тебе предлагала, а теперь я занята".

В первой ситуации мать была отзывчива и внимательна к ребенку, она ориентировалась на его потребности (дала возможность доиграть в игру), чутко реагировала на инициативу ребенка (просьбу почитать книжку).

Во второй ситуации мать больше склонна "подстраивать ребенка под себя", не считаясь с его потребностями и желаниями.

В любом случае выводы делать Вам о том, чего Вы хотите как мама для своей девочки и что Вы готовы для этого сделать. По поводу садика или кратковременной группы – я с Вами согласна, не рекомендовала именно сейчас отдавать девочку в группу, чтобы не ухудшить ситуацию, но общение с детьми должно быть обязательно. Я бы рекомендовала Вам вступить в какой-нибудь родительский клуб, где была бы возможность для девочки - получить общение с детьми, а Вам – общение с другими мамами, завести новые знакомства, расширив тем самым круг общения свой и дочери. Я знаю, что при данном сайте существуют мамочки, которые активно общаются, организовывают встречи для себя, для своих детей, вдохновляя и поддерживая этим друг друга.

Размышляя о теме привязанности в принципе, в поиске материала об этом, нашла, на мой взгляд, интересную информацию. Хотела бы кратко ею поделиться. Возможно, это пригодится другим родителям.

Некоторые специалисты выделяют несколько типов привязанностей в этом возрасте, которые грубо можно разделить на надежную и ненадежную. Наиболее благоприятной для развития является надежная привязанность. Такие дети уже в раннем детстве проявляют общительность, сообразительность, изобретательность в играх. В дошкольном и подростковом возрасте они демонстрируют черты лидерства, отличаются инициативностью, отзывчивостью, сочувствием, а также психологически устойчивы. Взрослые с надежным стилем привязанности и на работе чувствуют себя уверенно, они не боятся сделать ошибку и не позволяют, чтобы личные отношения мешали работе.

Дети с ненадежной привязанностью (аффективной, двойственной и индифферентной, избегающей) часто более зависимы, требуют больше внимания со стороны взрослых, их поведение неустойчиво и противоречиво по сравнению с детьми с надежной привязанностью. При тревожной двойственной привязанности у взрослых людей отмечается большая зависимость от похвалы, страх отвержения и, кроме того, они допускали, чтобы личные отношения сказывались на их деятельности. Избегающие привязанности взрослые используют работу, чтобы избегать социальных взаимодействий. В последнее время говорится еще об одном типе привязанности – отвергающем. Это тип поведения (паттерны), в которых эмоциональная близость отвергается, люди чувствуют себя некомфортно при установлении близких отношений, предпочитают не зависеть от других, но при этом формально поддерживают отношения. http://www.portal-slovo.ru

Однако, надо понимать, что в зависимости от жизненных обстоятельств тип наших привязанностей может меняться, что мы можем сочетать несколько паттернов поведения: один с мужчинами, один – с женщинами, третий – с начальником и т.д.

Как психолог добавлю также, что скорректировать дисгармонично закрепившуюся привязанность к людям возможно, однако для этого нужна глубокая внутренняя работа и поддержка специалиста.

С уважением, клинический психолог
Баянова Мария

Консультации: 
Темы психологических консультаций: 

Комментарии

При ответе упустила еще один важный пункт (к тем трем) - распределение обязанностей (в том числе воспитательных) с папой девочки. Понятно, что папа много времени проводит на работе, устает, но от этого он не перестает быть папой (по-своему нужным и незаменимым). Поэтому очень важно было бы включать папу в ваши с девочкой "дела", чаще и больше быть вместе (просмотр ТВ сюда не отношу). Попробуйте быть посредником между ними, помогающим им понимать друг друга.С психологически близким взрослым ребенку хорошо и спокойно. Частое присутствие папы, его понимание помогут стать еще одним значимым для девочки взрослым.Но на это тоже нужно время.