Боязнь транспорта

Здравствуйте, Анна! Спасибо за вопрос. Важно будет уточнить, с какого момента это началось? В каких ситуациях эта реакция проявляется? (Уже внутри транспорта? Только при приближении к транспорту? Когда машина "работает", издавая шум или как-то иначе?)
Понаблюдайте, такие реакции проявляются только с Вами или в ситуациях с другими членами семьи тоже?

Как Вы реагируете, когда Ваша дочь начинает "кричать и биться руками и ногами"? Что Вы делаете? Что говорите? Что происходит потом после того, как выйдете из транспорта и предполагаемый объект страха будет позади? Что происходит до того, как Вы планируете куда-то ехать? Готовите ли Вы ее к поездке? Как?

Я бы порекомендовала обратиться к профессиональному психологу, чтобы разобраться подробно, в чем именно заключается страх и что Вы принимаете за страх; отличаете ли Вы бурную вспышку протеста, сопротивления, свойственную детям в трехлетнем возрасте от действительно панической реакции?

Что делать сейчас? Я бы порекомендовала:

1. Готовить ребенка к предстоящей поездке, т.е.

  • (проговаривать, куда вы поедете, что поедете, к примеру, на волшебном автобусе, в котором раздают волшебные билетики, автобус волшебный, потому что можно загадывать желания, которые обязательно сбываются. Волшебный автобус привезет туда-то для того-то потом будет то-то и то-то и пр.) Причем напоминать об этом несколько раз - ненавязчиво и доброжелательно!!! (Важно: не используйте эту ситуацию как меру наказания, иначе мы добьемся только обратного эффекта.)
  • После того, как совершили поездку, обязательно похвалите Вашу девочку за смелость, храбрость. Придя домой, не забудьте, похвалить ее при других членах семьи.
  • Находясь в автобусе, говорите с ней, рассказываете о том, сколько вы пути проехали, отмечайте вместе с ней, что за окном происходит, посмотрите на водителя, как он умело водить автобус, купите вместе с девочкой билетик, который она может взять себе "на хранение", ведь он волшебный.  Спросите, какое желание, она загадала в волшебном автобусе и т.д. Я уверена, что Ваш опыт и интуиция Вам помогут в этом.

Если это будет неэффективным (будет не до вопросов и разговоров), обнимите Вашу девочку (телесные прикосновения мамы бывают чаще всего лучшей терапией для ребенка) Важно: не удерживайте силой ребенка в объятиях: это вызывает перевозбуждение и усиление реакции (при чем в любой ситуации). В конце концов, Вы всегда можете выйти из транспорта и пройтись пешком. В этот момент задавайтесь вопросом: что важнее для Вас - психологическое здоровье дочери, ее эмоциональное равновесие или определенные дела, которые Вы запланировали сделать (извините за тавтологию)?

2. Вы хорошо знаете, что ведущий тип деятельности в этом возрасте - игра.

Игра хороша тем, что позволяет прожить в воображаемой реальности волнующую и пугающую ситуацию.
Поэтому Вы можете вместе с ребенком прорабатывать эту ситуации в игре:

  • нарисовать автобус (может быть с тем, чтобы подарить рисунок папе/кондуктору и т.д.). Рисуя объект страха, он (объект) постепенно теряет свою " ужасность", становится эмоционально менее значимым или значимым со знаком "+".
  • дома вдвоем, а лучше всей семье периодически играть в "пассажиров" и "водителя", добираться, к примеру, на кухню на ужин на автобусе, такси, грузовике и т.д. Важным было бы ребенку побывать водителем, а родителям - пассажирами.
  • вылепить семью, которая поедет в счастливое путешествие на автобусе (Важным здесь будет в самом процессе проговаривать каждое действие, каждый этап путешествия, который родится у вас с ней по ходу игры).
  • сочинить сказку про автобус, нарисовать его, может быть дать имя, рассказать для чего он нужен (к примеру, чтобы возить маму, папу и детей есть мороженое, возить купаться и т.д.)
  • Вместе с дочкой берите с собой в реальную поездку ее "друга" (мишку, куклу), которая будет в дороге с ней играть/охранять/помогать и пр.

3. Хотела бы подчеркнуть, что в разрешении этой ситуации важно:

  • опираться на эмоциональное состояние ребенка, его желания (если вы видите, что он категорически против поездки куда-то, есть ли смысл настаивать? Спросите, а чего бы он хотел? Спросите, "как твоему мишке хочется сегодня добираться до магазина: пешком, на автобусе?")
  • не фиксировать внимание на описанных Вами реакциях ребенка (как минимум при ребенке не обсуждать его поведение)
  • в игре не настаивать на сюжете транспорта (если ребенок не откликается на эту тему, продолжайте выполнять то, на что он идет в игре. Если тема транспорта действительно беспокоит ребенка и вызывает определенные эмоции, это обязательно выйдет, но позже или в другом виде деятельности)
  • не отчаиваетесь, если ребенок отказывается от Ваших предложений порисовать, полепить, продолжайте играть самостоятельно, проговаривая все вслух, тем самым привлекая внимание ребенка ненавязчиво и осторожно. Он обязательно к Вам присоединиться, но чуть позже.
  • старайтесь соблюдать терпение и доброжелательный тон
  • чаще обнимайте Вашу девочку, целуйте и больше общайтесь! (Поверьте - это лучшая терапия для любого ребенка).

Удачи, Вам, Анна! Все у вас будет хорошо!

С уважением, психолог Баянова Мария.

Консультации: 
Темы психологических консультаций: