Высший класс? Образование в модной «обёртке». А что внутри?

Сургут • Разделы    — Школьники

Ремонтная пора, очей разочарованье

До начала нового учебного года осталось две недели. Большинство школьников от этой мысли ощущают дрожь в коленках. С неменьшим трепетом 1 сентября ожидает и педколлектив, а подрядчики, выполняющие в школах ремонт, даже с животным страхом. С первым звонком рабочие должны оставить молотки и кисти, уступив место детям. Однако в некоторых учебных заведениях ремонту еще конца и края не видать.

В общей сложности на ремонты образовательных учреждений Сургута в этом году заключено 36 контрактов. Как сообщили в департаменте образования горадминистрации, всего удалось охватить ремонтом 53 учреждения. При этом бюджетные ассигнования на 2009 год были урезаны вдвое (для сравнения: 106 млн. руб. в этом году и 206 млн. руб. в прошлом против почти трехсот миллионов в 2007 году).

Понятно, что в таких условиях подготовка школ к учебному году проводится скорее по возможностям, а не по потребностям. В приоритете те образовательные учреждения (ОУ), у которых выше степень износа. Всего же в капитальном ремонте сегодня нуждается треть сургутских школ.

Была избушка лубяная, а стала крутая

Сургутской гимназии № 3 (а раньше это была вторая средняя школа) однажды повезло. В 2006 году одно из старейших учебных заведений города закрыли на реконструкцию. Правда, на целых три года гимназия, получившая имя Фармана Салманова, везения лишилась: подрядчик, который выиграл конкурс, сорвал все сроки и растратил все деньги.

120 млн. рублей горе-строителям не хватило, чтобы сделать из старой школы настоящую гимназию. Да, три года назад город еще мог позволить себе такие проекты. Зимний сад и концертный зал, медиатека и тренажерный комплекс, самый настоящий фонтан в центральном холле… Именно такой была задумана обновленная гимназия, носящая имя легендарного, но скромного в быту геолога.

Несмотря на то, что исправление ошибок муниципалитету дорого стоило, в этом году ремонт гимназии все-таки удалось завершить. Руководители новой подрядной организации — строительной компании «Сок» — посчитали это не тольковыгодным предложением, но и делом чести — сами выпуск-ники этой школы. Доплатить за окончание работ пришлось, по сравнению с первоначальной суммой, немного — 49 миллионов рублей. Зато к облику alma mater даже дизайнер руку приложил.

Ходишь по зданию школы и удивляешься: окна везде пластиковые, классы на римские аудитории больше походят, даже в туалетах кафельная плитка расписная и писсуары стоят. С обычной типовой средней школой мало что общего.

Общегородская комиссия, зайдя в обновленную гимназию, тоже ахала. Директор департамента образования Надежда Стрельцова обещала внести добросовестного подрядчика в некий «золотой список», а замглавы горадминистрации Яков Черняк только приговаривал: «Здесь все на позитиве!».

Осталось только запустить сюда детей, которых почему-то сложно представить на фоне этого «офисно-декоративного» стиля. Однако родители уже мечтают отдать свое чадо именно сюда: конкурс в первые классы — шесть человек на место.

Там школой пахнет…

Средней школе № 8 в этом году тоже повезло. В ноябре она отметит 40-летие, поэтому в гонке за бюджетными ассигнованиями сразу обошла нескольких конкурентов. Руководство учреждения целый год неустанно напоминало о себе письмами и прошениями, надо ведь привести здание в надлежащий вид к юбилею.

В итоге впервые за много лет на ремонт школе выделили... 500 тысяч рублей, а после перераспределения дополнительных средств еще 200. На эти деньги удалось заменить в шести самых проблемных классах линолеум, сделать ремонт в столовой, подсобных помещениях, покрасить стены, кое-где привести в порядок потолки.

Заведующая хозяйственной частью школы Елена Разина скрупулезно проверяет за строителями качество работы, понимая, что следующего ремонта не дождаться. Учителя и родители по традиции тоже помогают приводить свои кабинеты в порядок, без этого — никак. Даже сами школьники внесли свою лепту — замазали щели на стене для расписаний и стенгазет.

Пытаются помочь школе ее бывшие шефы. Гендиректор ОАО «Тюменьэнерго» Евгений Крючков, например, меняет в школьном музее окна. Директор ГРЭС-1 Евгений Овчинников обещал подсобить рабочей силой. Бывшие ученики сбрасываются кто стройматериалами, кто краской, кто деньгами. С миру, в общем, по нитке.

Без бравурных речей и фанфар школа заметно обновилась, несмотря на почтенный возраст, который то и дело выдает старая наружная электропроводка, подтекающая канализация и облупившаяся краска.

Но это все — не главное. Восьмая школа, получившая имя Андрея Сибирцева, при своей нищете далеко не самая худшая в городе. И даже малярные старания учителей здесь ни при чем. По инициативе директора Алевтины Вершининой несколько лет назад она решилась пойти по пути инноваций и реализовать совместно с легендарным педагогом-новатором, доктором психологических наук, академиком РАО Шалвой Амонашвили программу «Гуманизация образовательного процесса».

С тех пор главной особенностью школы стала готовность принять и понять любого, пусть даже не самого лучшего ученика. Здесь чтут традиции и передают накопленный багаж новым поколениям. К юбилею при содейст-вии выпускников и бывших (а может, будущих?) шефов воссоздается музей школы.

В эту школу, несмотря на отсутствие фонтанов и писсуаров, тоже большой конкурс на место. Многие родители нынешних дошколят сами когда-то учились здесь и знают истинное мерило качест-ву образования.

Элитный «неуд»

Помимо первоклашек, в гимназию имени Салманова вернутся и больше сотни учеников. Хочется верить, что они объективно оценят новшест-ва своей школы. Воспитать в детях бережное отношение к окружающему миру сложнее, чем вставить новые пластиковые окна.

Педколлектив 38 школы, временно принявшей большинство ребят из соседней гимназии, тоже вздохнет спокойно. К своему разочарованию, учителя констатируют, что гости-гимназисты показали себя не самым лучшим образом по отношению к чужому для них имуществу принимающей стороны.

Вряд ли материальные ценности смогут заместить недостающие нравственные основы. Пока же складывается ощущение, что большинст-во думает иначе. Гимназии, лицеи, колледжи... Образование сегодня модно преподносить в дорогой обертке. Чем элитнее статус учебного заведения, выше его расценки, тем лучше. Но кому?

Применим ли принцип «дороже — значит качественнее» к процессу обучения? Да и что такое — элитное среднее образование? В отношении собственно программ обучения: они, как правило, закреплены государственными стандартами, а значит, в обычной школе должны быть не хуже.

Что же касается непосредст-венной внутренней организации (устава) учебного заведения, то тут уж действительно кто на что горазд. Если, к примеру, в гимназии «Лаборатория Салахова» из учеников «куют» вундеркиндов непомерной нагрузкой, дисциплиной и, конечно, соответствующей оплатой за образовательные услуги, то в некоторых не претендующих на элитность школах учащиеся разве что не курят прямо на уроках. Но ведь и первая, и вторая системы — одинаково спорные, не находите?

С одной стороны, серьезное отношение к учебе необходимо, с другой, ученик —не средство для реализации чьих-то педагогических амбиций. Покидая парту, неважно, стандартную из ДСП или же из массива, выпускники вступают в реальный мир. Позволит ли «тепличное» мировоззрение, сформированное у гимназистов, адекватно относиться ко всем его обитателям? Получать профессию? Защищать родину? Или из них вырастут очередные юристы-экономисты, дрожащими ручонками держащиеся за мамины юбки и папины кошельки?

Равняйсь!

У советских граждан такого права не было: выбирали ту школу, которая поближе к дому. В большинстве стран Европы этот принцип по-прежнему основной, только обусловлен он не однотипностью учебных заведений, а одинаково высоким качеством обучения в них. Разнообразие направлений и профилей образования на Западе является данностью, а не дополнительным благом. Отсюда и пресловутые тесты ЕГЭ, которые никак не приживутся в российских школах, учащиеся щелкают как орешки.

Определенно, что и наши образовательные учреждения должны стремиться к лучшему. Привлекать лучшие кадры, использовать лучшее оборудование, передовой опыт. Но вряд ли для этого стоит превращать основное образование в рынок услуг.

В дорогих школах на родителей первоначально производит впечатление внешний антураж. Но со временем они наверняка увидят, что уровень образования в них ничем не лучше, чем в обычных государственных учебных заведениях, а может, и хуже...

«По данным на 1 августа, не у всех подрядчиков складывается одинаково хорошая ситуация, — отмечает директор департамента по экономической политике админист-рации Сургута Владимир Базаров. — Где-то есть исполнение на уровне 95 процентов, а где-то 15-20 процентов, на иных объектах — ноль». Среди отстающих — школы № 26 и № 39, гимназия «Лаборатория Салахова», детсады «Солнышко», «Мальвина», «Дельфин». Базаров также отметил, что в ряде учреждений ремонты по графику заканчиваются в конце сентября, а значит, там, вероятно, запланированы мелкие работы, не мешающие учебному процессу.

Вера Куликова
Газета "Новый город"

=Материал опубликован 14.08.2009