Ученые считают, что электронные девайсы здоровью ребенка напрямую не угрожают

Разделы    → Развитие, методики
Фото с сайта momlovesbest.com

Компьютеры и смартфоны – зло, они мешают учебе, умственному развитию, плохо влияют на зрение и здоровье в целом. Так ли это?

Мозг сохнет, учеба страдает…

Вот, например, исследование на весьма впечатляющей выборке в 10000 детей 9-10 лет. Его проводит Национальный институт здоровья США, и в декабре 2018 года директор проекта доктор наук Гайа Доулинг поделилась промежуточными результатами.

Проанализировав данные, ученые сделали два вывода, которые не могут не встревожить родителей.

Во-первых, МРТ показало, что у детей, пользующихся смартфонами, планшетами и прочими девайсами с экранами более 7 часов в день, несколько быстрее идет утончение коры головного мозга.

Как говорит доктор Доулинг, это нормальная часть физиологического процесса взросления, но то, что типично для более старшего возраста, происходит у этих детей несколько раньше. (Насколько это реально плохо для здоровья, пока не вполне ясно).

Во-вторых, дети, проводящие за экранами более двух часов в день, демонстрировали худшие результаты в тестах на мышление и владение языком.

Неочевидно, однако, есть ли между экранным временем и обнаруженными проблемами прямая причинно-следственная связь. Доктор Эллен Селки, специалист по подростковой медицине детской больницы при Мичиганском университете, считает, что делать далеко идущие выводы пока не следует.

Вполне вероятно, что учеба страдает, если школьник слишком много времени проводит за компьютером, но вероятно и обратное:

именно потому, что ребенок испытывает сложности при выполнении определенных учебных заданий или имеет сниженную мотивацию к учебе, он с большей готовностью откликается на те стимулы, которые предлагают ему электронные экраны.

То же, по мнению доктора Селки, относится и к ускоренному созреванию мозга.

Впрочем, здравый смысл подсказывает, что более 7 часов в день почти любой однотипной активности в возрасте 9-10 лет вряд ли способны не создать того или иного перекоса в развитии ребенка, и, если такое происходит с вашим младшим школьником или подростком, скорее всего, у вас, действительно, есть проблема.

«Испортишь глаза»

Это один из самых распространенных демотиваторов, которые используют взрослые, пытаясь убедить подростка отлипнуть от смартфона или компьютера.

С этим вопросом, к счастью, полная ясность. Нет никаких данных, которые бы подтверждали, что голубой свет экрана снижает остроту зрения, хотя напряжение глаз как таковое, будь то от сиденья за компьютером, чтения бумажной книги или вышивания, может приводить к усталости, сухости глаз, головным болям.

Поскольку самый главный защитный фактор для зрения ребенка (и взрослого тоже) – это прогулки в светлое время суток, то увлечение компьютером может повредить косвенно, сокращая время активности на свежем воздухе.

Примерно то же самое можно сказать и о связи сидения за компьютером с детским ожирением. Она существует, но, если бы ребенок точно такое же время сидел за книгой, конструктором или за игрой в шахматы, его риск ожирения от этого не снизился бы.

Другое дело – сон.

Голубой свет снижает продукцию гормона мелатонина, способствующего засыпанию, а потому сомнологи рекомендуют выключить компьютеры и телевизоры хотя бы за час до сна.

Разумный совет, однако не нужно сильно переживать, если вам не удалось убедить старшеклассника взять за правило не пользоваться смартфоном перед отходом ко сну.

Большое исследование ученых Оксфордского университета под руководством профессора Эндрю Пржибыльского на выборке в 17000 детей из Ирландии, США и Великобритании не нашло никакой связи между вечерним использованием девайсов и нарушениями сна у подростков.

Более того, оксфордские ученые пришли к выводу, что и остальные неприятности от излишнего использования детьми и подростками компьютеров очень сильно преувеличены, а большинство исследований с тревожными результатами – следствие предвзятого анализа не вполне точных данных, основанных по большей части на опросах родителей.

Работа Пржибыльского и его коллег была опубликована в апреле 2019 года, а чуть раньше увидело свет большое канадское исследование, посвященное малышам.

От двух до пяти

«Принципиальная новизна нашей работы в том, что мы исследуем совсем маленьких детей в возрасте 2-5 лет, когда развитие мозга идет быстрыми темпами и развитие ребенка разворачивается на наших глазах», – говорит руководитель исследования группы ученых из Университета Калгари доктор Шери Мадиган.

Исследователи опрашивали родителей 2441 ребенка трижды: когда ребенку было 2 года, 3 года и 5 лет. Их интересовало, сколько времени ребенок проводит суммарно перед телевизором, компьютером и с другими электронными девайсами.

Кроме того, родители заполнили стандартную анкету, отвечая на вопросы о развитии ребенка, например, умеет ли он рисовать объекты определенной формы, имитирует ли в игре определенные типы поведения, насколько хорошо ребенок формулирует предложения, как владеет моторными навыками.

Ученые приняли во внимание и иные обстоятельства жизни ребенка: хорошо ли он спит, читают ли ему книжки и насколько позитивно настроена мама.

В среднем дети проводили перед экранами 17 часов в неделю в возрасте двух лет, почти 25 – в возрасте трех лет и 11 – в возрасте 5 лет.

Ученые установили отчетливую корреляцию: чем больше времени проводил ребенок перед экраном, тем ниже были показатели его развития. Эта зависимость прослеживалась для всех возрастов.

В заключении публикации авторы исследования рекомендуют всем педиатрам обсуждать с родителями, сколько времени их малыши проводят перед экранами и предостерегать от излишнего увлечения ими в раннем возрасте.

Выводы канадских ученых, однако, подверглись критике коллег. Отметим: никто не спорит с рекомендацией ограничивать время маленьких детей перед экранами, однако тот же профессор Пржибыльский из Оксфорда считает, что в выводах ученых акценты расставлены не вполне корректно.

При статистическом анализе оказывается, что разница в баллах, отражающих развитие маленького ребенка, в значительно большей степени зависит от других факторов, и только порядка 1% этой разницы объясняется большим временем, проводимым перед телевизионным или компьютерным экраном.

«Это говорит о том, что до 99% траектории развития ребенка, проанализированной в данном исследовании, никак не связано с экранами», – говорит Пржибыльский.

С ним согласен доктор Макс Дейви из Королевского колледжа педиатрии и здоровья ребенка.

«По сути дела данные исследования демонстрируют, что связь развития ребенка с экранным временем слабее, чем со здоровым сном, чтением книжек и позитивным настроем матери», – говорит он.

Возможно, внимательный читатель уже предположил, что существует и такая закономерность: чем позитивнее настрой матери, чем большую часть дня она читает ребенку либо играет с ним в развивающие ролевые и подвижные игры, тем меньше времени остается у малыша на сидение перед экраном. И наоборот.

Что же в сухом остатке?

Скорее всего, правы те ученые, которые считают, что напрямую здоровью и развитию ребенка электронные девайсы не угрожают.

По большому счету, важно не то, сколько именно часов ребенок любого возраста проводит за компьютером. Ключевой вопрос: сколько времени остается у него на те виды деятельности, которые абсолютно необходимы в его возрасте для здоровья и развития.

Если это малыш, достаточно ли он играет с игрушками в ролевые игры? Осваивает ли при помощи взрослых навыки опрятности? Дышит ли свежим воздухом? Проводит ли время со сверстниками? Достаточно ли двигается?

Если школьник, разобраться несколько сложнее. От него требуется выполнение достаточно больших домашних заданий, компьютер же при этом может помочь, а может и отвлечь. Он может способствовать развитию зависимости от быстро меняющихся и поверхностных стимулов, а может предложить захватывающие виды деятельности, способные повлиять на выбор профессии и судьбы, создать новые мотивации для изучения самых разных областей знания и освоения навыков, от химии до кулинарии, от иностранного языка до плетения из лозы.

И тем не менее, в том, что касается маленьких детей, стоит прислушаться к рекомендациям Американской академии педиатрии. Вот они.

  • Детям до полутора лет не следует находиться перед экранами, за исключением видео-чата с близкими.
  • Дети от полутора до 5 лет могут до часа в день смотреть развивающие программы хорошего качества с комментариями родителей.
  • Родителям детей от 6 лет и старше следует установить временные границы с учетом того, чтобы телевизор и компьютер не сокращали время, необходимое на сон, физическую активность и другие занятия, важные для здоровья и развития ребенка.
  • Договоритесь с детьми, в каких ситуациях никто из членов семьи не пользуется девайсами: за обедом, во время совместной поездки в машине, в спальне.

А вот Королевский колледж педиатрии и здоровья детей (Великобритания), который упоминался выше, советует родителям не чувствовать себя виноватыми, если им не удается ограничить ребенка в пользовании компьютерами.

«Джин выпущен из бутылки, и затолкнуть его обратно мы не можем», – говорит президент Колледжа доктор Рассел Вайнер.

Наш лучший план действий – способствовать физической активности детей, предоставить им с раннего возраста спектр разнообразных видов деятельности, которыми они могли бы увлечься, и помочь извлечь максимальную пользу из компьютера как инструмента в изучении мира и коммуникации с ним

Источники:
Is Too Much Screen Time Harming Children’s Vision?
American Academy of Pediatrics Announces New Recommendations for Children’s Media Use
Is Screen Time Altering the Brains of Children?
Study links high levels of screen time to slower child development
‘No evidence of being toxic’
Screen time before bed has very little impact on mental health in teenagers, Oxford study concludes

«Милосердие.ru»

=Материал опубликован 28.11.2019