Как понять, что ваш ребенок - "цифровой абориген"

Разделы    → Развитие, методики
фото www.yandex.ru

Легко фильтруют гигабайты информации, мгновенно переключают внимание, живут в соцсетях 24/7... Кто они - современные подростки? "Цифровые аборигены?" "Поколение Z"? И так уж они отличаются от родителей? Это решили выяснить в Центре исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ.

Специалисты "Вышки" сравнили мифы о "цифровых" детях с реальными данными научных исследований. И вот, что выяснили:

Миф: Многозадачные и невнимательные?

Правда ли, что современные дети могут эффективно "распылять" внимание и одновременно "мониторить" сразу несколько открытых окон в браузере, приложений и диалогов в мессенджерах, но сосредоточиться на чем-то одном им чрезвычайно трудно?

- "Многозадачность" современных подростков не уникальная черта "Поколения Z". Более того, подростки справляются с одномоментным выполнением некоторых задач даже хуже, чем взрослые: у них еще не развиты до конца функции когнитивного контроля и рабочая память, - говорят психологи Института образования НИУ ВШЭ. - С другой стороны, исследования подтверждают, что представители "поколения Z" с трудом концентрируются на одной задаче.

Миф: Прагматичные гедонисты?

Часто можно услышать: подростки зациклены на себе, думают только собственном удовольствии, новых "шмотках" и гаджетах. Так ли это?

- Ориентация на удовольствие связана с существенно расширившимися возможностями для его получения, а не с принадлежностью к конкретному поколению, - отвечают специалисты ВШЭ. - При этом статистические данные говорят о снижении интереса к алкоголю и раннему сексу.

Что это значит на практике? К примеру, сегодняшнее поколение 30-летних молодых людей в детстве мечтало об игровых приставках и всем классом откладывало карманные деньги на новую кассету. А сейчас на смартфон, который есть в кармане каждого школьника, можно скачать практически любую игру: бесплатно и в два клика.

Миф: Им легко войти в "АйТи"

Правда ли, что подростки гораздо лучше взрослых владеют информационными технологиями?

- Исследования показывают, что это не так: достаточный уровень цифровой грамотности демонстрировали только 34% российских подростков, а их родители и учителя - 31% и 34% соответственно. Сходные результаты показывают международные исследования, - уверяют специалисты ВШЭ.

Миф: Одиночество в сети

Еще в 2010 году более половины российских подростков признавались, что чувствуют себя более общительными в социальных сетях, чем в реальной жизни. Значит ли это, что они одиноки? Нет - уверяют ученые.

- Виртуальное общение не уступает реальному, становясь для подростка источником социальной поддержки и позитивно влияя на чувство групповой принадлежности, - сообщают в ВШЭ. - Другая популярная идея - подростки не умеют оставаться наедине с собой. Так, студенты колледжа в ситуации, когда у них забрали цифровые устройства и письменные принадлежности и дали инструкцию провести 6-15 минут в тишине, испытывали негативные эмоции. Однако люди старшего возраста в этом эксперименте показали те же результаты.

Комментарии

- Подростки могут быть настроены достаточно прагматично в отношении профессиональной деятельности и образования, однако это не значит, что они забывают о вечных ценностях. И, естественно, они инфантильны, индивидуалистичны, стремятся к успеху и свободе - потому что они все-таки подростки, - говорит автор исследования, кандидат психологических наук Наталья Богачева.

- Слишком рано делать универсальные выводы о "поколении Z". Главное - дети не становятся хуже или лучше - как и взрослые, они приспосабливаются к новым условиям жизни, используют новые возможности, отбрасывают старые способы жизни, - говорит директор Центра исследований современного детства Инобра ВШЭ Елизавета Сивак.

Ксения Колесникова

"Российская газета"

=Материал опубликован 04.03.2019