Понимает, но не говорит. Когда родителям нужно обратиться к логопеду

Разделы    → С 3 до 7Здоровье
Ребенка надо показывать логопеду в 3, 5, 6 и 7 лет. © / Александр Фирсов / АиФ

Речевых патологий стало больше.

Не секрет, что практически в каждом детском саду есть логопедические группы. И количество детей с различными речевыми отклонениями, которые занимаются в этих группах, не уменьшается.

По мнению специалистов-логопедов, если вовремя не обратить внимание на речевые проблемы, то они могут стать необратимыми и исказить развитие личности ребенка.

От двух до пяти

Достаточно часто приходится слышать, как родители говорят про своего маленького ребенка: «Все понимает, но не говорит». Обычно так говорят про детей, которые в общении используют мимику, жесты, так называемые лепетные слова (слова, состоящие из одинаковых слогов – баба, ляля). И если такое речевое поведение характерно для детей первого года жизни, то в 2-3-летнем возрасте такая ситуация – повод для беспокойства.

«Если у ребенка с рождения диагностируется патология, связанная с нарушениями центральной нервной системы, то развитие у него речевых навыков специалист должен наблюдать с самого раннего возраста, – говорит логопед детской поликлиники ГБУЗ «Челябинская областная клиническая больница № 2» Наталья Тышкевич. – В этих случаях логопед определит характер и глубину речевых проблем, будет корректировать речевое развитие, даст рекомендации родителям».

При отсутствии глубоких патологий обязательный осмотр у логопеда ребенок должен проходить в 3, 5, 6 и 7 лет. Конечно, если родителей беспокоит, что ребенок «мало говорит», надо обращаться к специалисту и до 3 лет.

Обратите внимание: в период с 1,5 до 3 лет у ребенка активно формируется словарный запас, появляются двусоставные предложения, он проговаривает свои действия, когда играет.

Важно, чтобы логопед осмотрел ребенка перед тем, как он пойдет в детский сад. Логопед может диагностировать проблемы и, возможно, выяснится, что ребенку нужно идти не в обычный, а в логопедический садик.

Родителям не стоит надеяться на то, что в обычном садике с «говорящими» детьми их ребенок научится правильно говорить, и проблема решится сама собой. Наоборот, именно регулярные занятия со специалистами сформируют у ребенка речевые навыки, необходимые для дальнейшего гармоничного развития.

Особенно эффективна коррекционная помощь в возрасте от 2,5 до 5 лет: в это время идет активное становление речевых функций. В результате можно добиться полной компенсации речевого недоразвития еще до поступления ребенка в школу.

Заикание и компьютер

«Сейчас патологии в речевом развитии у детей наблюдаются гораздо чаще, чем 10-15 лет назад, – говорит Наталья Петровна. – На мой взгляд, это связано с тем, что родители меньше уделяют внимания коммуникации, общению с ребенком.

Например, достаточно часто обращаются с таким нарушением, как заикание. Когда пытаешься понять, в чем причина заикания, то выясняется, что дома маленький ребенок проводит много времени у телевизора или за компьютером.

Визуальная и информационная нагрузка в этом случае настолько велика, что ребенок с его неустойчивой психикой ее не выдерживает. Почему появляется заикание? Речевая функция еще хрупкая, она не сформирована, и, следовательно, деформация психики приводит к деформации речи».

Как ни банально это прозвучит, но для нормального речевого развития детей родители должны с ними как можно больше общаться, причем с младенческого возраста. Общение, совместные игры, чтение вслух – все это развивает речевые навыки, формирует «чистое» произношение звуков.

Важно

Признаки благополучного развития речи у ребенка:

  1. У ребенка нет никаких неврологических заболеваний
  2. Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми
  3. Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит
  4. Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить сам свои ошибки

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка:

  1. У ребенка есть неврологическое заболевание
  2. Он неохотно повторяет слова и предложения, которые он слышит
  3. Когда ребенок слышит просьбу «повтори» или «скажи еще раз», то он молчит или уходит, как будто вас не слышит
  4. Он решает свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью
  5. Ребенку безразлично, понимает его ли кто-то, он говорит на только ему понятном языке.
Инна Панкова

«Аргументы и Факты»

=Материал опубликован 11.09.2017