Трудный выбор. Как помочь нерешительному ребёнку?

Разделы    → Психология
© / Iakov Filimonov / Shutterstock.com

Почему некоторые дети не знают, чего они хотят? Не могут выбрать для себя увлечение, теряются, когда их спрашивают, как бы они хотели провести свободное время.
Наш эксперт – психолог Ольга Сапожникова.

Чем шире, тем лучше?

Мы живём в такое время, когда нам и нашим детям доступно многое. Нас окружает богатый выбор из разнообразных возможностей. Это и немыслимое количество игрушек (многие из которых в былые времена показались бы фантастикой), и целая индустрия развлечений, и всевозможные развивающие занятия на любой возраст и вкус, и электронные игры, и море информации (один Интернет чего стоит!)… Но если нам, взрослым, такие возможности позволяют реализовать, наконец, наши детские мечты из прошлого, то для нынешних детей дело обстоит иначе. Искренне желая дать своим детям всё, что нам в их возрасте было недоступно, мы не учитываем, что встреча с чрезмерным количеством событий и информации подвергает их организм нелёгкому испытанию: мозг ребёнка не успевает переработать такой вал нового и буквально впадает в ступор. Как следствие ребёнок начинает бояться вообще делать какой бы то ни было выбор.

Инстинкт самосохранения

Современных детей трудно удивить – они и так перегружены впечатлениями. Родители часто недоумевают: они дают ребёнку возможность выбрать из множества вариантов, а тот предпочитает, чтобы взрослые решили за него, предлагают ему несколько способов интересно провести выходные, а он хочет просто спокойно посидеть дома. Конечно, тем, кто в детстве вынужден был без разговоров надевать и есть что дают и идти, куда скажут, трудно это понять, а чересчур мнительный родитель может даже заподозрить своё чадо в чёрной неблагодарности. Однако слишком широкий выбор – такая же крайность, как и его полное отсутствие. Так что подобную реакцию на него у нового поколения можно считать скорее проявлением инстинкта самосохранения.

О пользе скуки

Когда ярких впечатлений слишком много, это притупляет чувства, мешает ребёнку понять собственные желания и интересы, тормозит развитие фантазии. В этом смысле для современных малышей очень полезна так называемая скучная жизнь (у поколения их бабушек-дедушек и родителей её было в избытке – и вспомните, сколько интересных способов себя занять мы придумывали!). События и праздники должны быть редкими и долгожданными. Ребёнку нужно время, чтобы разобраться в себе, почувствовать себя, заметить обычную повседневную жизнь, состоящую из простых вещей. Так ему будет легче научиться понимать свои предпочтения и делать выбор.

Искусство маленьких шагов

Выбор у ребёнка должен быть обязательно. Но не нужно начинать сразу с большого и сложного. Начинайте с малого – с выбора одного из двух. «Какое платье ты хочешь надеть – красное или синее?», «Что ты хочешь на завтрак – омлет или кашу?», «На какой детской площадке погуляем сегодня – на той или на этой?» Это так называемое искусство маленьких шагов. Осваивая его постепенно, человек учится рассматривать большее количество вариантов. Кроме того, обращаясь к простому выбору, мы развиваем в ребёнке привычку всё делать осознанно, что пригодится ему во взрослой жизни.

Первый читатель

Сергей Губанов, актёр:

– Лучшая помощь нерешительному ребёнку – перестать что-либо делать за него с отговорками: «Ну он просто стесняется»… Чтобы научить плавать, надо бросить в реку, но страховать. Чтобы смело вести себя на публике, это нужно практиковать. Объясняйте ребёнку, зачем ему это нужно, поддерживайте и аккуратно награждайте за проявленную инициативу.

Статья из газеты: АиФ Здоровье № 27 04/07/2017

«Аргументы и Факты»

=Материал опубликован 11.07.2017