«Быть интересной детям!» За что и ради кого учитель биологии школы Сургута дважды удостоилась внимания президента России

Сургут • Разделы    → Развитие, методики
Автор фото: Александр Онопа

Еще пятнадцать лет назад Татьяна Землянко и подумать не могла, что будет удостоена внимания самого главы государства. Учитель биологии просто скромно делала свое дело, прививая детям любовь к окружающему миру и заботу о нем. А в 2007 году получила президентский грант на реализацию проекта. Тогда, десять лет назад, впрочем, как и сейчас, ее методическое пособие по биологии для проектной деятельности с учащимися было единственным в России. За большой вклад в развитие системы образования страны Татьяна Землянко и получила в конце минувшего года благодарность президента страны. Вместе с сургутским учителем Югру в числе награждаемых представляли почетный нефтяник и опытный летчик из нашего региона.

Без аналогов

Татьяна Брониславовна не очень любит вспоминать события десятилетней давности, когда она стала лауреатом первой степени всероссийского конкурса «Педагогические инновации в образовательном процессе».

- Это было только начало большого пути. Я представила концепцию своего проекта по введению элективного курса для учащихся 10-11 классов. Тогда уже начали говорить о введении ФГОС. Это означало, что учителям необходимо больше внимания уделять исследовательской деятельности. Я разработала пособие, по которому педагоги могут заниматься с детьми. А сразу после конкурса мне написал мой рецензент, который попросил завершить дело и издать книгу, - вспоминает педагог МБОУ СОШ №46 Татьяна Землянко.

И так началась работа над изданием методического пособия. Педагог старалась выполнить все рекомендации рецензентов, шлифовала каждое предложение, разрабатывала тестовые задания для учеников и, в конце концов, постаралась сделать учебник, который научит детей анализировать и запоминать пройденный материал.

- Издать пособие мне удалось лишь в 2012 году. Я поехала к дочери в Екатеринбург. И она меня спросила, как обстоят дела с моей работой. Я сказала, что никак не доделаю книгу. И она меня поддержала в тот момент. Практически сразу я запатентовала свою разработку, - говорит Татьяна Землянко.

Теперь уникальным в своем роде пособием пользуются не только педагоги Сургута, но и Екатеринбурга. Методичку, как ее в быту называют сами учителя, отыскать легко в библиотеках Москвы, Новосибирска и Санкт-Петербурга.

Жизнь сама выбирает профессию

Однако больше педагог школы №46 гордится даже не тем, что за 35 лет работы она смогла издать пособие, аналогов которому нет в стране, а тем, что ей удалось привить своим ученикам любовь к биологии и химии.

- Мои выпускники часто идут в медицину, биологию. Некоторые становятся косметологами, кто-то идет работать в школу. Один мой ученик - Апти Хасанов - сейчас преподает биологию в военно-медицинской академии Санкт-Петербурга. Для меня важно заметить ребенка, который способен заниматься биологией. Есть ученики, которые хотят просто освоить курс и получить хорошую оценку, а бывают такие дети, которые схватывают темы на лету, но стесняются проявлять себя на занятиях. И я всегда к таким школьникам стараюсь присматриваться, - объясняет Татьяна Землянко.

Удивительно, но, говоря именно об этом, педагог вдруг замешкалась и даже чуть было не расплакалась. Видимо, много лет назад и она была таким же школьником, который в опытных руках учителя смог раскрыть потенциал будущего почетного педагога. Вообще же Татьяна Брониславовна училась в Петропавловском педагогическом институте, а сразу после защиты диплома пошла работать в школу, но не биологом, как можно подумать сейчас, а учителем химии. Долгое время и сама педагог считала, что это ее призвание. Пока не переехала в Сургут и не устроилась на работу в школу №12.

- 18 лет я проработала в этой школе. Пришла я туда как учитель биологии (по специальности я химик-биолог, а потому могу вести биологию). Иногда замещала коллегу-химика. Для меня это было несколько неожиданно, ведь я всегда считала, что хочу учить детей химии. Одно время даже планировала уйти на завод. А тут – биология… Но постепенно я привыкла и даже полюбила свой предмет. Сейчас не представляю, что было бы, если бы тогда я не стала преподавать биологию, - вспоминает Татьяна Брониславовна.

Сюрпризы для родных детей

Помимо того, что Татьяна Землянко – инициативный педагог, который находит время не только для проверки домашнего задания и подготовки к урокам, она еще и активист в своей школе №46. К примеру, возглавляет методическое объединение школы. Более того, этот год за 35-летнюю карьеру стал первым, когда Татьяна Землянко не взяла классное руководство над детьми.

- Захотелось отдохнуть от дополнительной занятости, поскольку классное руководство – это большая работа и ответственность. Но уже сейчас я скучаю по детям. Удивительно, но мои дети всегда были очень активными: мы участвовали и в творческих, и в спортивных конкурсах, выезжали с ними на природу, чтобы изучать биологию и экологию не в классе, а на живом примере. Да что там говорить – встречаемся до сих пор, я стараюсь делать для них сюрпризы и создаю видеоролики о нашем классе, - улыбается педагог.

К слову, как считает учитель, нынешнее поколение детей хуже прежних не стало. И даже наоборот – сегодняшние школьники куда более коммуникабельные.

- Чтобы быть им интересным как педагог, уже недостаточно иметь диплом учителя. Нужно постоянно развиваться, много читать, быть в курсе всех новостей. Если говорить прямо, то этот факт и стал для меня мотивацией к тому, чтобы издать свой труд. Я не кичусь своим достижением, но у каждого моего ученика на столе есть эта книга и на уроках мы по ней занимаемся. Для меня важно, что им она нравится, она удобна в пользовании, а дети находят мои задания интересными и увлекательными. Вот для этого и стоило работать, - резюмирует учитель.

Сургутская трибуна Ольга Прядоха

Новости Югры - http://ugra-news.ru

=Материал опубликован 18.01.2017