Как правильно использовать запреты в воспитании ребенка?

Сургут • Разделы    → Воспитание

В процессе воспитания ребенка родителям постоянно приходится его сдерживать от каких-либо поступков, запрещать что-то делать, не разрешать пользоваться какой-либо вещью. Использование разных ограничений и запретов иногда может иметь отрицательные последствия, которые не пройдут бесследно. Чаще всего реакция ребенка на запреты взрослых - это плач, капризы, требование сделать то, что ему хочется. В результате ухудшается настроение и у малыша, и у родителей. Ребенка не рекомендуется обижать и огорчать, однако вседозволенность не приносит ничего хорошего. Без короткого слова «нельзя» не обойтись, главное не злоупотреблять им иначе оно потеряет свою силу и смысл.

Запреты могут быть полностью оправданными, когда в основе их мотивов лежит желание родителей уберечь ребенка от какой-то опасности, и это правильно. Но на этом конструктивная «спасательная» функция запретов исчерпывается. Постоянное «нет» останавливает развитие маленького человека, делает из него пассивную и безынициативную личность. Родители должны научиться прослеживать свои запреты, чтобы не загружать ими малыша, пусть предпринимает что-то сам, и при этом его надо хвалить за самостоятельные действия. Неправильно пользоваться запретами с целью контроля и манипуляции своим ребенком, заставляя его делать так, как говорит ему мама. Ошибочно также запрещать малышу что-либо по причине своей усталости.

Основные способы для решения проблемы

Первое, что надо сделать родителям – это убрать предметы запретов. Например, родители ругают ребенка, когда он берет в руки нож. Намного проще не допустить такою ситуацию, то есть ограничить доступ к опасным вещам (лекарство, чистящие, моющие средства) - не оставлять их на столе, переместить выше, чтобы ребенок не смог их достать. Если родители обезопасят свой дом таким образом, то им не придется постоянно раздражаться и кричать на ребенка. Игрушки лучше всего прятать в доступное для малыша место, чтобы ему не пришлось отвлекать родителей по любому поводу. Ребенок должен знать, в какой обуви он пойдет гулять на улицу, например, после дождя. Он не будет бегать по лужам и мокрой траве в сандаликах, следовательно, не будет совершать недозволенный поступок.

Следующий способ заключается в том, чтобы родители доносили свои требования ребенку ясным и понятным языком. Ребенку должно быть понятно, чего от него хотят родители, ведь чаще всего они высказывают свои требования на языке взрослых, как будто беседуют со своими ровесниками. Ребенок должен понимать этот язык. Для совсем маленьких детей применяют язык мимики и жестов, чтобы о чем-то предупредить или защитить, допустимо немного повысить голос. Для деток постарше больше всего подходят рисунки, сказки, стихи. Лучше всего вместе с детьми рисовать, сочинять, лепить. В этом вопросе родителям поможет игра, так как все навыки, которые ребенок узнает в игре, воспринимаются лучше и надолго запоминаются. Ребенок переносит игровое поведение на реальные события. Для ребенка старшего возраста родителям уже надо использовать другие методы объяснения. В помощь родителям существуют различные психологические хитрости и приемы. Первое, что надо делать родителям – исключать из запретов частицу «не». Чаще всего ребенок не воспринимает это отрицание. Когда взрослые говорят, например: «по лужам не бегай», чадо воспримет лишь «бегай по лужам». Именно так он и поступит. Запретную фразу эффективнее переделать так, чтобы воспринималась как предложение: «Давай мы с вместе тобой…».

Еще один совет для родителей – это не употреблять слова в повелительном наклонении («должен», «обязан», «нужно»), так как они вызывают у ребенка желание сделать наоборот. Правильнее исключить такие слова из предложения, и использовать те, которые передают желаемый результат («нам следует», «давай мы» и т.п.).

Хорошим приемом является умение родителей вызвать у ребенка интерес к чему-либо. Рассмотрим, например, стандартную ситуацию: соседский мальчик попросил вашего сына одолжить ему на время велосипед, чтобы покататься по улице. Классические слова «надо делиться», «не жадничай», едва ли помогут. Вследствие этого подключаем заинтересованность самого ребенка при помощи такого предложения: «Давай посмотрим, как он катается - лучше тебя или хуже». Родители внесли в данную ситуацию другой смысл, и ребенок уже получил возможность соревнования.

Еще один прием, который помогает во многих случаях, когда необходимо что-то запретить – это отвлечение внимания. Как только родителям это удается, негатив исчезает. Когда ребенок начинает капризничать, его внимание переключают на другой объект (другую игрушку, машину, птичку). Точно также можно отвлечь внимание ребенка, когда вы понимаете, что своим поведением малыш предопределяет запрет или предупреждение. Если мама, скажем, гладит белье, а ребенок играет рядом с ней, лучше занять его чем-то, чем возбранять ему находиться рядом с опасным предметом. Простым, но действенным методом является предоставление ребенку мнимого выбора. Если малыш, например, не соглашается надевать в жаркую погоду кепку, достаточно просто предложить ему выбрать головной убор самому: «какую кепку ты собираешься надеть?».

Итак, можно говорить слова–запреты и без позиции силы, а лучше избегать таких моментов, когда нужно будет что-то запрещать.

=Материал опубликован 18.08.2016