Пока гром не грянет. Почему дети не знают, как вести себя в чрезвычайной ситуации, и чему учат на уроках ОБЖ?

Сургут • Разделы    — Первая помощь

План мероприятий должны будут подготовить те, кто занимается досугом подростков. В первую очередь, речь о педагогах. Именно на школы обратила своё внимание губернатор Югры Наталья Комарова во время поездки в Лянтор после случившейся там трагедии. В частности, глава региона отметила, что в образовательных учреждениях должны более активно заниматься вечерним досугом детей. Будут ли это кружки самодеятельности или дополнительные уроки ОБЖ, пока не известно, вопрос сейчас прорабатывается. Чем школа уже сегодня может помочь в подготовке подростка к чрезвычайным ситуациям, и насколько современные дети вообще к ним готовы?

Отлаженные движения и уверенность в каждом действии — если девятиклассница Катя окажется рядом с тем, кто попал в беду, последнему смело можно рассчитывать на квалифицированную первую помощь. Она — постоянный участник олимпиад по ОБЖ, поэтому, по крайней мере, чисто теоретически, готова и в огонь, и в воду, и в медные трубы.

— Среди ваших сверстников такие же познания?

— Допустим, человек 40 из из 100 могут это сделать (оказать первую помощь, — ред.), — говорит ученица 9 класса МБОУ СОШ № 5 Екатерина Тюрина.

— А остальные? У них хотя бы поверхностные знания есть?

— Есть поверхностные знания, но не углублённые. Они могут знать теоретически, а на практике они это применить не могут.

Это хорошо, если хотя бы чисто теоретически способны в случае чего и себе помочь, и окружающим. Но, как показывает практика, готовность современных подростков действовать в экстремальных ситуациях сегодня очень сомнительна. И речь не о каких-то специфических знаниях и умениях, способных помочь, например, во время ядерной войны. Здесь бы при пожаре выжить, да в лесу не заблудиться.

— В случае, если кто-нибудь тонуть будет, как спасать нужно?

— Что делать… Я, конечно, толком не знаю. За ним прыгать, пытаться вытащить, спасателей вызывать.

— В случае пожара что нужно делать?

— Если есть способ какой-нибудь выбраться из дома, надо спускаться по лестнице, открывать окна?

— Да, наверное, я не знаю.

— Если на зверя на какого-нибудь наткнулся, не дай бог, на медведя?

— Нужно притвориться мертвым.

При этом, говорить сегодня о том, что преподаватель ОБЖ в Сургуте вид вымирающий — нельзя. Их в городе порядка 40. Добрая половина — высшей категории. То есть, именно они являются наставниками постоянных победителей окружных олимпиад. Сургутяне, кстати, нередко занимают весь пьедестал во время подобной проверки знаний. Плюс ко всему, так называемая материально-техническая база в городе далеко не самая плохая. Современные тренажёры, которые ещё несколько лет назад были только у спасателей, сегодня есть чуть ли не в каждом классе. Впрочем, все это не гарантирует популярность предмета у школьников. Как ни крути, с преподавателями везёт не всем, да и подростковый круг интересов далек от вопросов жизни и смерти.

«Побольше времени и немножко серьёзнее относиться к этому предмету. В целом, я считаю, что уровень на слабенькую троечку. Слабая тройка ни к чему хорошему не приведёт, если хорошая четвёрка, а лучше отличная пятёрка, тогда будет у нас результат», — считает председатель городского методического объединения преподавателей ОБЖ Сургута Константин Ружин.

Дело, само собой, не только в методиках преподавания и квалификации педагогического коллектива. Если театр начинается с вешалки, то воспитание, безусловно, с семьи. Ну а по мнению психологов, в списке семейных ценностей забота о собственной безопасности далеко не на первом месте. «Опять же, кто должен, кто обязан — никто не обязан, мы все обязаны. Те задачи воспитательные, которые должно решать наше поколение, — это, по сути дела, вызовы для всего взрослого сообщества. Небрежность по отношению к этим ситуациям риска — ты их не ждёшь, и думаешь «да уж как-нибудь разберёмся» — она очень выражена в нашем обществе, это действительно так», — прокомментировала доктор психологических наук Людмила Шибаева.

Средняя школа эти славные традиции продолжает. Министерство образования и науки предлагает подготовить подрастающее поколение к трудностям ожидающей их жизни за 30 с небольшим часов в год. А дальше как-нибудь сами…

По госстандартам предмет ОБЖ относится к одному из самых простых. Поэтому в расписании стоит либо первым, либо последним уроком. Школьники шутят, что прогулять его можно безболезненно для учебного процесса. Ну а вообще, школьная жизнь страны сегодня направлена только на 1 результат — результат единого госэкзамена.

Виталий Щербаков

СургутинформТВ
Видео-сюжет ->

Материал опубликован 11.12.2015

Комментарии

С болью всегда мы слушаем новости такого рода. Но, уважаемые, когда в нашем обществе семья начнет нести ответственность за воспитание своего чада. Читая аналогичные статьи вспоминается ролик с участием великого Аркадия Райкина "когда мать выбегая из подъезда на работу и обращалась к дворнику с просьбой проследить за ее ребеночком, и если вдруг произойдет какой-нибудь казус "ВЫ УЖ ЕГО ХЛОПНИТЕ". Так растет тот ребенок /комментирует Райкин/ один - хлопнет, другой -шлепнет, третий - пнет. Глядишь и вырос ребенок". Хочется спросить у Вас, уважаемые, а как Вы думаете, у педагогов есть семья, дети, которые то же ждут "свою-чужую" маму. Мама, которая не только, работает на работе в две смены, но еще и в третью смену - дома /готовит уроки к завтрашнему рабочему дню, пишет программы и планы и многое другое/. А свои дети подождут! Ведь у них есть классный руководитель и школа за которых они отвечают. Это они наверное будут с детьми разговаривать о сокровенном и личном с чужим ребенком. Это им, а не нам доверятся наши дети. Не здесь ли беда кроется будущего?
Эта преамбула к тому, что хочется мне взглянуть в глаза учителей которые приходят вечером домой. А им как предлагается еще и в вечернее время надо поработать, организовать досуг для "детишек". Чем же заниматься родителям в вечернее время, как не общением со своим ребенком? Интересно, как чувствуют себя в это время "горе-родители"????
Извините, но наболело!