Задержка речевого развития

Здравствуйте, Оксана Валерьевна! Спасибо за вопрос.

Решение начать коррекционную работу с ребёнком, не дожидаясь консультации у специалистов, понятно и вызывает уважение. Чем раньше произойдёт целенаправленное формирование определённых навыков и умений, тем больше шансов, что указанные Вами особенности компенсируются быстрее и продуктивнее.
Тем не менее, не видя ребёнка, сложно представить его поведение, его реакции на задания, понять область доступных ему действий. Хотя бы раз, но нужно показаться каждому из специалистов. Невропатолог даст не только рекомендации по занятиям в домашних условиях, но и, что очень важно, назначит соответствующее лечение, которое может включать массаж, ЛФК, уколы и т.п. Логопед также подскажет, что нуждается в отработке в первую очередь; организует при необходимости коррекционную работу. Психолог сориентирует Вас в нужном направлении, может показать подходящие формы работы с вашим ребёнком.

*К логопеду можно обратиться непосредственно в саду. Для коррекционной работы в обычных общеобразовательных садах чаще всего берут детей, достигших пятилетнего возраста. Однако, я думаю, в консультации Вам не откажут.

*После лечения у невропатолога Вас могут направить в психоневрологический диспансер в г.Сургуте, для консультации и получения специализированной помощи по организации коррекционной работы.

В домашних условиях, конечно, также можно организовать занятия с малышом. Для начала нужно помнить о том, что в силу физиологических особенностей Ваш ребёнок быстрее утомляется и чаще отвлекается. Скорее всего, его внимание легче удерживать, часто меняя тип деятельности, а также не перегружая сенсорное поле малыша.

Например, для изучения цвета рекомендуется использовать один тон за занятие. Начиная с красного цвета, вы готовите один чистый лист, баночку с красной краской и несколько хорошо знакомых ребёнку предметов красного цвета: яблоко, помидор, мяч, любимую машинку. Предлагаете изобразить что-то из найденного, каждый раз проговаривая и акцентируя слово «красный»: «Нарисуй красный мяч. Посмотри, какой он красный! Такой же красный как яблоко. И твоя машинка, она тоже красная. Смотри – краска красная». Лучше всего использовать пальчиковые краски, для развития тактильного восприятия и мелкой моторики. Беря руку малыша в свою, вы рисуете круг, также приговаривая про «красный». Заштрихуйте круг, макая в краску каждый пальчик по очереди. В течение дня нужно несколько раз вернуться в разговоре к понятию красного цвета, опираясь на повседневные мелочи: дать красный морс, надеть красную футболку, попросить принести красную книгу или игрушку. Но не стараться получить ответ ребёнка – задача просто привлечь внимание к такому признаку предмета как цвет. Далее подобным образом можно изучить остальные основные цвета, формы, размеры.

Для повышения познавательной мотивации, вообще для гармонизации эмоционально-волевой сферы требуются простые, но очень выразительные средства: игры в мяч, построение и разрушение башен из кубиков или подушек, потешки с определённым набором движений. Такие простые игры не вызывают быстрого утомления и служат хорошим началом для дальнейших заданий. Ребёнок при этом не просто хаотично передвигается, а выполняет Ваши инструкции либо просто следуя, под Вашим руководством, словам развивающих песен, которых очень много сейчас в интернете или в продаже на дисках.

Это самые общие рекомендации, так как сделать вывод о том, что нужно именно Вашему ребёнку, можно сделать, основываясь на личном наблюдении. Для более подробного разговора Вы можете записаться на консультацию по указанному номеру, я постараюсь Вам помочь.

С уважением, клинический психолог
Шелюк Ольга

Консультации: