Особая привязанность ребенка к игрушке - как к этому относится?

Здравствуйте, Ольга! Спасибо за вопрос.

В Вашем письме прослеживается беспокойство сразу по нескольким вопросам. Это забота и о психологическом комфорте малыша в группе, и о его раннем развитии; кроме того, затрагиваются аспекты грудного вскармливания, а также упоминается участие отца в ситуации. Ольга, Вы чудесная мама, если пытаетесь учитывать всё это при общении со своим ребенком. Попробуем разобрать по пунктам Ваше беспокойство.

Вы правы в том, что пытаетесь анализировать ситуацию с позиции изменений. Практически полгода малыш ходил в группу без особых проблем, а потом вдруг стал проявлять такой негативизм. Если не менялись условия посещения группы (время, место, преподаватель), то, конечно, закономерно искать причины внутри семейной обстановки. Например, отпуск мужа мог запустить несколько сценариев.
Допустим, папа стал гораздо больше внимания уделять ребенку, и поэтому малыш неявным способом пытается остаться дома, чтобы продлить удовольствие от общения. Ведь связка «я заплакал на занятии – мы пошли домой» формируется достаточно быстро. Однако, существует и обратный вариант, при котором недостаток внимания со стороны родителя приводит к требованию этого в других ситуациях от других людей. Можно предположить также, что находясь в отпуске, Ваш муж стал больше времени проводить именно с Вами, что вызывает вполне понятную детскую «ревность» и вытекающее отсюда стремление утвердиться обратно в своих правах собственника. В таких случаях дети как раз могут вести себя нестандартно, проверяя на крепость силу маминых чувств. Тем более, если на этот период приходится попытка отлучения от груди.

Изменения в поведении ребенка в период прекращения грудного вскармливания могут быть связаны, в первую очередь, с Вашим собственным отношением к этому. Действительно ли Вы этого хотите? Многие мамы испытывают некоторое чувство вины, сожаления, и, не осознавая, ведут себя с малышом соответственно: чуть больше позволяют, меньше обращают внимания на проказы. Нужно помнить о том, что Вы уже приняли решение об отлучении от груди и вести себя последовательно. Кроме того, ребенку важно продолжать чувствовать Ваше тепло в буквальном смысле слова – то есть, убирая грудь, замените ее объятиями, частыми и продолжительными. Думаю, что Вы так и делаете, но пусть это действие будет более вдумчивым и осознанным. Ощутите стук сердца Вашего ребенка, дайте ему возможность услышать Ваше. Мамины «обнимашки» еще очень долго будут возвращать ребенка на стадию, когда полная защищенность была для него неразрывно связана с ощущениями Вашего запаха, звуков Вашего сердца, теплоты Вашего тела…
Далее, каждый ребенок, прежде всего, имеет и использует опыт, полученный в своей семье: умение общаться, взаимодействовать; как с людьми, так и с предметами. При расширении круга общения, когда малыш начинает посещать какие-либо детские сообщества, будь то детский сад, развивающий центр или игровая площадка на улице, происходит некое столкновение – попытка ребенка войти в новую ситуацию со старыми приемами.

Другими словами, вполне закономерно для любого малыша не захотеть делиться игрушками или попытаться взять чужие. Только в таких случаях как раз и могут сформироваться новые способы взаимодействия. Нужно помнить о том, что не всегда приобретение этих навыков зависит только от обстановки. Немаловажную роль играет и возраст ребенка. Я хочу сказать следующее – Ваш ребенок, по всей видимости, в каком-то смысле «дорос» до экспериментирования различными способами поведения. Это как раз характерно для деток от 1.9 до 2.3 лет. В данном возрастном периоде начинает активно развиваться понимание того, что можно и чего нельзя; именно понимание, а не рефлекторное реагирование на повышение тона голоса. Малыш может заниматься своеобразным манипулированием, проверяя, как взрослые (или даже другие дети) будут поступать в случае его различных реакций. Накапливая такой «поведенческий» опыт, ребенок познает широту человеческих эмоций и, таким образом, происходит дальнейшее развитие личности у ребенка.

Обобщая все вышесказанное, хочется отметить ещё раз логичность Ваших мыслей и действий. Продолжайте прислушиваться к себе, к ребенку, и сочетать ощущения со здравым смыслом. Гармонии и тепла Вам и Вашей семье.

С уважением, клинический психолог
Шелюк Ольга

Консультации: