Грудное вскармливание в мировых религиозных традициях

Сургут • Разделы    → Грудное вскармливание

"Блаженно чрево, носившее Тебя,
и сосцы, Тебя питавшие!"

В христианстве кормлению грудью придается почти сакральное значение.

В первой книге Библии, называемой "Бытие", рассказано о том, как находящаяся уже в глубокой старости, дотоле бесплодная Сарра родила от столетнего родоначальника еврейского народа Авраама сына Исаака. При этом указывается и на тот факт, что она сама вскормила его грудью. Удивившись этому, Сарра воскликнула: "Кто сказал бы Аврааму: "Сарра будет кормить детей грудью" (Быт.21.7). Далее Библия повествует: "Дитя выросло и отнято от груди: и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак был отнят от груди" (Быт.21.8). В комментарии к этому отрывку в Толковой Библии Лопухина сказано: "Кормление младенцев грудью на древнем Востоке продолжалось очень долго, по свидетельству блаженного Иеронима, до пяти лет и обычно продолжалось не менее трех… Завершение этого периода праздновалось торжественным семейным пиром, в котором уже мог принимать некоторое участие и сам виновник его".

В следующей книге Библии, "Исход" (Исх.2,7-9), говорится о том, что дочь египетского фараона, нашедшая трехмесячного еврейского младенца Моисея, взяла ему кормилицу не из египтянок, а из его народа. Вскормленный молоком своей соотечественницы, Моисей вырос человеком, беззаветно преданным своему народу. Не "с молоком матери" ли впитал он любовь к своим собратьям?

В самом финале ветхозаветной истории, о которой повествуют неканонические библейские книги Маккавеев, мы встречаемся со следующим эпизодом. Мать, утешая сына, принимающего мученическую кончину за идеалы своего народа, говорит ему: "Сын! Сжалься надо мною, которая три года питала тебя молоком, не страшись этого убийцы и прими смерть, чтобы я по милости Божьей опять приобрела тебя" (2 Макк.7.27-29).

Кормление грудью упоминается, когда речь идет о преданности своему народу, посвящении Богу, подвигу во имя светлого идеала. Эту мысль подтверждает и следующая цитата из Нового Завета. Одна женщина, уверовавшая во Христа, воскликнула: "Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!" (Лк.11.27). Таинственный смысл грудного вскармливания приоткрывает нам одна из центральных книг Библии - Псалтирь, в которой в поэтической форме изложены основные истины Божественного Откровения. Псалмопевец восклицает: "Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у груди матери моей" (Пс.21.10). Обратимся к толкованию этих строк. "Вероятно, - читаем мы в Толковой Библии, - мать Давида, когда кормила ещё его своей грудью, говорила ему о Боге, и вместе с молоком матери он воспринял высокое понятие о Нем, благоговение и преданность Ему". В другом месте Пророк говорит: "Душа была во мне, как дитя, отнятое от груди" (Пс.130.2). Анализируя эти слова, комментатор замечает: "Отказываясь от всяких надменных помыслов, душа успокаивается в Боге, как младенец после принятия пищи на лоне матери". Здесь кормление грудью выступает уже как символ. В другом поэтическом библейском произведении - "Песнь песней" - идеал братской любви суть не кровное родство, а родство молочное: "О, если бы ты был мне брат, сосавший груди матери моей!" (Песн.8.1).

С апостольских времен мы встречаем в евангельских текстах упоминания о грудном вскармливании. В первом послании к Фессалоникийцам (Солунянам) Апостола Павла читаем: "…мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими" (1 Фес.2.7).

В письмах и житиях русских святых есть замечательное сравнение питания молоком матери и таинства причастия. Его приводит святой Иоанн Кронштадтский в книге "Моя жизнь во Христе": "Что удивительно, что тебе предлагают в пищу и питие Тело и Кровь Свою Господь? Кто дал тебе в пищу плоть созданных Им животных, Тот дал, наконец, в пищу и питание и Самого Себя. Кто питал тебя сосцами матери, Тот, наконец, Сам взялся питать тебя Своею Плотию и Кровью, чтобы, подобно тому как с молоком материнским ты всосал в себя известные свойства матери, дух ее, так с Телом и Кровью Христа Спасителя всосал бы в себя Его дух и жизнь".

Таким образом, в христианстве существует представление, что с материнским молоком ребенку передаются нематериальные субстанции - любовь к богу, любовь к своему народу, черты характера и опыт матери. Это нашло свое отражение и в устойчивом выражении "впитать с молоком матери", означающем нечто глубинное, идущее из раннего детства, из младенческих воспоминаний, из всего строя жизни семьи.


Мусульманство предписывает женщине кормить своего ребенка грудью минимум до двух лет. В Коране пишется о важности кормления ребенка молоком матери. Приведем примеры:

Сура 2: A poдитeльницы кopмят cвoиx дeтeй пoлныx двa гoдa;

Сура14(15): Mы зaвeщaли чeлoвeкy блaгoдeтeльcтвoвaть cвoим poдитeлям; мaть нocит eгo c тягocтью и пpoизвoдит c тягocтью; (и вынaшивaниe eгo и oтлyчeниe - тpидцaть мecяцeв);

Сура 46: Срок ношения его во чреве и отлучения (от груди) тридцать месяцев составит;

Таким образом, при беременности в 9 месяцев, отлучение должно было происходить не ранее 1,9 лет. Логично предположить, что для недоношенных младенцев существовал "пересчет" - родился раньше - кормился дольше, чтобы в совокупности получалось 30 месяцев.

Веками ученые-теологи по-разному толковали смысл суры 4 (Женщины) Священного Корана о том, что запрещено брать в жены кормилиц и сестер молочных, однако все они в основном исходили из этических соображений. Мусульмане верят, что ребенок, вскормленный грудью кормилицы, получает из ее организма ту же информацию, что и молочный брат или сестра. Весь внутренний мир ребенка формируется согласно информации, полученной из молока кормилицы. Таким образом, это дитя и дети кормилицы фактически являются родными. А родственные браки, как известно, приводят к ослаблению рода и болезням.

Влияние материнского молока на формирование личности ребенка подчеркивают и суры, описывающие рождение пророка Мусы (сура 28). "И вот мы матери (младенца) Мусы Внушением (свое веление) открыли! Корми младенца своего! Мы воспретили ему грудь кормилиц".

Бог приказывает матери Мусы, чтобы она сама кормила младенца. Интересно, почему, в отличие от других, младенца Мусу запрещено было кормить чужим молоком? Считалось, что если его вскормили бы чужим молоком, изменилась бы его генетическая суть, он стал бы чужим для Ибрахимова (Авраамова) колена (рода). Если бы суть Мусы изменилась, он не смог бы пророчествовать.

Грудное вскармливание - утвержденное право для грудного ребенка в шариате (исламские законы, охватывающие все стороны жизни мусульманина). Лучше всего, если ребенка кормит только его мать, потому что это полезней, и для нее становится обязательным кормить ребенка, если он не берет грудь другой женщины. Мусульмане говорят: мать должна кормить своего ребенка грудью, даже если она дочь султана.

У многих мусульманских народов материнское молоко считается священным. Например, у азербайджанцев одной из самых крепких клятв является клятва на материнском молоке, а самое страшное проклятие матери: "чтоб мое молоко не пошло тебе впрок" или "чтоб мое молоко вернулось через твой нос". Самая высокая похвала: "пусть молоко матери будет тебе впрок", "чистый как материнское молоко".

Согласно древнеазербайджанскому обычаю, в некоторых районах и сегодня жених должен оплачивать матери своей невесты специальный выкуп - "плата за материнское молоко". Только после этого молодые получают родительское благословение.

Знаменитый философ и врач Ибн Сина (Авиценна) пишет: "Относительно обстоятельств кормления грудью и иного питания нужно сказать следующее: по мере возможности надлежит кормить молоком матери, потому что оно как пища более похоже на вещество той пищи, которую ребенок получал, будучи еще в чреве матери. Именно эта жидкость превращается в молоко и поэтому ребенок легче воспринимает его и быстрее привыкает к нему. Практикой установлено, что при сосании соска матери ребенок получает очень большую пользу для предотвращения различных страданий. Естественный период кормления - два года".

На необходимость кормления детей материнским молоком 24 месяца указывают и источники иудаизма.

Согласно еврейским традициям, у матери нет никаких прямых обязанностей по отношению к детям. Но если она замужем за отцом этих детей, то она перед ним обязана заботиться о них. В Талмуде не один раз встречаются рекомендации кормить ребенка молоком матери: минимум 2 года, максимум - 5 лет. Упоминается также о кормлении как о защите от последующей беременности. Интересное замечание: Талмуд призывает мать, впервые прикладывающую ребенка к груди, дать сначала левую грудь. Таким образом, ребенок получит свою первую пищу, находясь ближе к сердцу матери.

В ветхозаветной книге "Плач Иеремии" мы находим такое сравнение: "Даже чудовища подают сосцы и кормят своих детенышей, а дщерь народа моего стала жестока подобно страусам в пустыне"(4:3).

Пожелание в Книге Пророка Осии: "Дай им, Господи, утробу нерождающую и сухие сосцы" (9:14) - это страшная кара грешникам.

В одной из еврейских загадок спрашивается: "Что это значит: 9 уходят, 8 приходят, двое наливают, один пьет, 24 прислуживают". И дается ответ: "9 уходят - это 9 месяцев беременности; 8 приходят - это восемь дней от рождения до обрезания; 2 наливают - это материнские соски; 1 пьет - младенец; 24 прислуживают - число месяцев для кормления грудью".


Индуизм. Согласно брахманистским источникам, в Индии во II веке н.э. грудное вскармливание было повсеместной практикой. Однако интересно то, что к кормлению грудью мать приступала лишь на пятый день после родов, после прихода "настоящего" молока. Значение молозива, видимо, недооценивалось.

Одним из важнейших богов в индуизме является бог Шива. С его именем связано множество легенд, одна из которых упоминает кормление грудью.

Бог Шива выпил смертоносный яд и был не в силах справиться с его действием. Но тут появилась богиня Тара, взяла Шиву на руки, положила на колени и стала кормить его грудью. Ее грудное молоко нейтрализовало яд, и Шива пришел в себя.


Упоминания о кормлении грудью мы можем найти и в древнеиндийских эпических произведениях - "Рамаяне" и "Махабхарате".

"О юные Ашвины, да воскреснет благодаря этим молениям человек, чья жизнь уже закончена. Да обретем мы жизнь, подчинившись вам, как обретает жизнь новорожденное дитя, сосущее материнскую грудь!". (Пуломы и проклятие бхригу на агни, "Махабхарата").

"Боги назвали его Карттикея и сказали: - Он будет нашим сыном и прославится на весь мир! С этими словами они искупали ребенка, который сиял отблесками огня, и назвали его Сканда. Могущественный герой Карттикея, о Какутстха, был подобен пламени. Шесть нянек одновременно начали вскармливать младенца молоком, но уже через шесть месяцев он истощил их. Скоро он стал таким сильным, что еще младенцем вызывал полчища демонов на бой. Все боги признали в нем своего военачальника и вместе с Агни с любовью оказывали почтение этому ребенку". (Книга 2. Айодхья Канда. "Рамаяна").

Легко заметить, что люди древности находили в кормлении материнским молоком глубокий смысл, знали о его огромном оздоровительном и защитном эффекте, считали особенно важным кормление ребенка родной матерью. Рассмотренные религиозные традиции сходятся во мнении относительно оптимальных сроков кормления младенца грудью - от двух лет и дольше. Во времена наших предков грудное вскармливание давало ребенку второго, третьего года и старше полноценный источник питательных веществ и иммунную защиту, а также способствовало развитию интеллекта. По наблюдениям древних, длительное грудное кормление было одним из факторов, давших многим пророкам и героям особенную силу и мудрость.

Образ матери с младенцем сакрален в основных мировых религиях. Материнское молоко выступает не только пищей, оно - источник жизни. Священные книги говорят нам о том, что Бог создал уникальный и совершенный способ питания младенцев - кормление материнским молоком. Древние верили, что прикладывание младенца к груди это не только пища, но и передача наследственной информации, наполнение силой, любовью и мудростью.

Алиса Ильина,
консультант-стажер
http://www.azbukamama.ru/article8.php

=Материал опубликован 04.11.2008