Добрый день, моей дочери три года, мы заменяем звуки д, т, с, например гом (дом), начала говорить в два года. Обращались к логопеду в частный центре развития, нам в основном провели наше мышление, и сказали что она у нас очень развитая и умная девочка (мы рассказываем наизусть всего Чуковского, хорошо считаем и знаем все буквы). А то что мы заменяем звуки, так это до пяти лет норма. Я же боюсь упустить время, да и уздечку нам никто не смотрел. Подскажите пожалуйста что нам делать и к кому обратится за помощью. Ксения.
Ответ:
Уважаемая Ксения, Вы написали о замене звуков в словах. А изолированно Ваш ребёнок может произнести эти звуки?
Если, вместо одних звуков ребенок устойчиво употребляет другие, резко отличающиеся от необходимых по способу артикуляции, проверьте, сможет ли он воспроизвести нужный звук изолированно (игра «Пистолет»— «т-т-т-т»), и если у ребенка это получится, попробуйте учить с ним слово по слогам.
Очень часто у детей, рано перешедших на искусственное вскармливание, губная артикуляция очень вялая (произнесение губно-губные (п, б, м) и губно-зубные (в, ф) согласные), и это становится заметно именно после двух лет, когда словарь ребенка активно наращивается. При увеличении длины слова, четкость его произношения резко падает, губы размыкаются и в речи начинают искажаться даже простые слова,у ребёнка речь становиться нечёткая, смазанная.
Этапы общего, речевого, психического, моторного развития четкие и должны соответствовать определенному возрасту. Их сложные структуры взаимосвязаны между собой. Поэтому недоразвитие или неправильное развитие одного, может стать причиной задержки другого.
Работу над чистотой звуков можно начинать в любом возрасте. Если в трёхлетнем возрасте помочь ребенку, поупражняться в артикуляционной гимнастике, окрепнет артикуляционный аппарат, ребенок сам, без помощи логопеда в дальнейшем сможет выговорить звуки правильно.
Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребенка – «сюсюкать» с ним или копировать его «милые словечки». Таким образом, Вы будете лишать своего малыша возможности слышать правильное произношение и отличать его от неправильного. В итоге у ребенка не выработается слуховой самоконтроль и закрепится искаженное произношение.
Говорите со своим ребенком всегда правильно и неторопливо, так Вы дадите ему речевой образец для подражания.
Обратитесь за консультацией к нескольким логопедам (в идеале 2-3), проанализируйте всё, что они Вам скажут. После этого, уверена, путь решения проблемы у Вас чётко виден.
С уважением, логопед
Анна Арнаутова.