Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Что делать, если ребенка травят в школе?
Разделы → Школьники → Психология
фото с сайта www.ya-roditel.ru В рамках проекта «Дети Mail.Ru» в 2017 году был проведен опрос родителей школьников на тему травли. У 55% опрошенных дети сталкиваются с системными проявлениями агрессии в детских коллективах. Причем 18% указали, что это происходит регулярно. Эта проблема оказалась абсолютно незнакома только 19% из 10 тысяч участников опроса. Студенты лаборатории образовательной журналистики Высшей школы экономики в том же, 2017 году исследовали проблему изнутри, опросив более 1200 учеников 7–11-х классов из Москвы и Подмосковья. Почти 70% детей приходилось наблюдать травлю. У 60% жертвой был один из их знакомых. 12% заявили, что сами участвовали в травле. И это явно заниженная цифра: мало кто (пусть и анонимно) готов признаться, что он выступал агрессором по отношению к другому человеку. Не жалуется – значит, все в порядкеМногие родители живут по принципу: «не жалуется – значит, все в порядке», поэтому о проблемах в школе, как правило, узнают последними. Из этого следует, что интересоваться жизнью ребенка стоит не от случая к случаю, а постоянно: спрашивать, как прошел день, что порадовало, а что огорчило. И спрашивать тактично, потому что дети не хотят делиться со взрослыми своими проблемами еще и потому, что часто слышат от них:
Есть мнение, что школьник сам должен учиться выстраивать отношения в коллективе. Это так, если отношения в классе здоровые, без затяжных конфликтов, и тогда ваше участие обозначится лишь в советах и подсказках. Но если вы чувствуете, что ребенок неохотно говорит о школе и переживает, то необходим серьезный разговор, а потом и личное участие. Ни в коем случае не игнорируйте жалобы, не делайте вид, что ничего не происходит. Поощряйте ребенка к разговору, при необходимости — начните разговор первым. Как вести беседуРазговор нужно начинать осторожно, используя приемы активного слушания. Не комментировать, не вздыхать, не возмущаться, а выслушать, приняв детские эмоции, чувства и страхи. Не высмеивайте ребенка, не обесценивайте его переживания, говоря, что «все это ерунда». И конечно, ни в коем случае не обвиняйте в произошедшем самого ребенка. Ребенок ждет помощи и поддержки, и тут помогут три фразы, которые обязательно нужно сказать ему. 1. «Спасибо, что ты мне все рассказал. Я обязательно помогу тебе, мы во всем разберемся». Ребенка необходимо успокоить, дать ощущение защищенности и комфорта и показать, что вы цените его откровенность. Объясните, что никто не должен терпеть издевательства и отказываться от защиты взрослых – это не трусость, а жизненная необходимость. При этом контролируйте свои эмоции, держите себя в руках, не давайте неоправданных обещаний. 2. «Ты ни в чем не виноват». Иногда мамы и папы, пытаясь быть объективными, ищут причину проблемы в самом ребенке. Этого делать нельзя. Никто не виноват в том, что его унижают. Поэтому избегайте фраз типа:
Подобные высказывания способствуют выработке комплекса неполноценности. Объясните ребенку, что дело не в нем: его обидчики таким образом избавляются от негативных чувств, связанных с их личными проблемами. Ребенку и так тяжело – если он еще и признает агрессивное поведение по отношению к себе правильным, то жить будет невыносимо. 3. «Давай подумаем, что можно сделать. Какой выход видишь ты?» Не торопите его с выводами. Постарайтесь как можно больше узнать о проблеме, но не превращайте доверительную беседу в допрос. Не спешите крушить все. Перенесите разговор на следующий день, когда ребенок будет уже спокойнее смотреть на проблему после того, как ее озвучил. Что делатьСамым простым выходом из ситуации является переход в другой класс. Но это не всегда возможно. Оставим этот вариант как самый крайний. Шаг первый: помощь учителя. Прежде всего, нужно переговорить с учителем или классным руководителем: травля – это проблема всего класса, а учитель – главная фигура в учебном процессе. Избегайте телефонных разговоров, придите в школу. Призовите учителя к педагогической этике с надеждой на то, что разговор останется между взрослыми и никак не навредит ребенку. Не просите учителя вмешаться в ситуацию сразу. Пусть он обратит внимание на то, что происходит в его классе. Если педагог будет все отрицать, предъявите имеющиеся у вас факты. Если учитель согласится с доводами, не упрекайте его в некомпетентности, а наметьте план действий, чтобы остановить травлю. Вы и учитель – союзники. Шаг два: взаимодействие с другими родителями. Попробуйте поговорить с родителями других учеников. Важно не оскорблять их детей, а найти общую схему действия. Начать диалог лучше фразой: «У наших детей конфликт. Давайте подумаем, что делать». Шаг три: работа над собой. Это очень важно, так как травля ребенка говорит о его невозможности противостоять, о неуверенности в себе. Начинайте работу над формированием силы воли. Повышайте самооценку ребенка ситуациями успеха. Работайте над внешностью. Но делайте все это не потому, что его обижают, а для того, чтобы быть лучше. Отвлеките ребенка от проблем в школе: запишите его в секцию или студию, чтобы он нашел свое увлечение и новых друзей. Поддерживайте новую дружбу. Чаще хвалите ребенка, чтобы он приобретал уверенность в себе. Если эти действия не помогают справиться с проблемой, надо идти к директору, писать обращения и требовать ответов в письменной форме о том, что делается для защиты вашего ребенка. В то же время будьте ребенку другом и помощником. Жертв травли значительно меньше среди тех детей, кому взрослые изначально помогают решить трудности, возникшие в школе. Если ребенок уверен в себе, чувствует поддержку родителей, вероятность травли более сильными школьниками заметно снижается. Подростки чувствуют неуверенных и слабых и самоутверждаются за их счет, а также чувствуют тех, кого лучше не трогать, даже если они и не сильны физически. Светлана Садовникова
|
=Материал опубликован 12.11.2018