Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
«Нельзя насильно заставлять общаться». Врач – о проблемах детей с аутизмом
Сургут • Разделы → Здоровье
cherylholt / pixabay.com «АиФ в Твери» выяснил, с чем связан рост случаев аутизма у детей, можно ли справиться с этим заболеванием и что делать, если ребенок не хочет общаться со сверстниками. Число детей с аутизмом только в Тверской области выросло за последние годы в семь с половиной раз. То, что казалось когда-то единичными случаями, становится чуть ли не обыденным явлением. Но для мамы, чей малыш даже не отзывается на её улыбку, замкнут и не хочет общаться со сверстниками, это настоящая трагедия. Что это за заболевание и кто ему сильнее всего подвержен, «АиФ в Твери» рассказала заведующая детско-подростковой амбулаторией областного психоневрологического диспансера Марина Селянина. Бег по кругуСергей Диваков, «АиФ в Твери»: Марина Николаевна, что такое аутизм у детей? В чём он выражается? Марина Селянина: Расстройство аутического спектра - это группа нарушений в развитии. Детям с аутизмом трудно установить контакт с окружающими, у них возникает дефицит общения, необоснованные страхи и стереотипность поведения. Они повторяют одни и те же движения: раскачиваются сидя или стоя, крутят предметы, бегают по кругу, потряхивая кистями рук. Кроме того, они очень избирательны в еде. Возможны также интеллектуальная недостаточность, эмоционально-волевые расстройства, агрессия. Детишек с подобными нарушениями, к сожалению, становится всё больше. По данным Всемирной организации здравоохранения, в Европе сейчас в среднем встречается около 62 случаев аутизма на десять тысяч детей. Чаще ему подвержены мальчики - их в три-четыре раза больше, чем девочек. Уязвимый возраст- С чем связан резкий рост заболеваемости и почему возникает аутизм? - Учёные всего мира сейчас ведут более ста исследований в поисках причин. Но окончательной версии так и нет. К вероятным причинам относятся дефект развития мозга на самых ранних этапах жизни, травмы, тяжёлые инфекционные заболевания, воздействие токсинов во время беременности и после рождения ребёнка. Самый уязвимый возраст, когда заболевание чаще всего проявляется и протекает особенно тяжело, - от 1 года 4 месяцев до полутора лет. - У родителей, которые столкнулись с такой проблемой, зачастую опускаются руки. Можно ли вылечить детей с аутизмом? - Виды аутизма варьируются от незначительной задержки психического развития до умственной отсталости тяжёлой степени. Есть формы, при которых люди имеют высокий интеллект и неплохо адаптируются в обществе. Впоследствии они получают высшее образование, хорошо выполняют свою работу, создают семьи, водят машину. В моей практике был случай, когда у трёхлетнего ребёнка наблюдались синдромы раннего детского аутизма. После девяти месяцев работы у него прекратились стереотипные движения и страхи, появились нормальная речь и взаимодействие с окружающими. В итоге врачи вынесли вердикт: психически здоров. Стабильные улучшения наблюдаются у 70% детей. Полностью излечивается около 10% маленьких пациентов. У оставшихся 20%, к сожалению, аутизм столь тяжёлый, что ведёт к инвалидности. - Куда обращаться, если у ребёнка появились характерные особенности поведения? - К врачу-психиатру. Если психическое расстройство выявить на ранней стадии и начать реабилитацию, это смягчит его негативные последствия. Порядок действий такой: сначала провести комплексное обследование, проконсультироваться с психиатром, неврологом и генетиком; затем начать лечение, рекомендованное специалистами. К примеру, в Тверском областном психоневрологическом диспансере работает стационар. Здесь детишкам оказывают помощь логопеды, психологи, есть сенсорная комната. Немедикаментозные методы - очень важная часть лечения. С помощью психокоррекции ребёнок учится взаимодействовать с окружающими, социальной адаптации. В процесс включаются не только врачи, но и всё окружение ребёнка. Некоторые родители даже получают второе образование логопеда, психолога или дефектолога. - Стоит ли родителям бороться с тем, что ребёнок не идёт на контакт со сверстниками? Или лучше его не трогать? - Насильно заставлять общаться ни в коем случае нельзя. Так можно вызвать лишь ещё больший протест и страх. Улучшать коммуникацию следует очень деликатно. Чтобы отработать простые навыки, например, научить малыша одеваться, мыть руки, выходить без страха на улицу, их терпеливо повторяют и закрепляют. Со временем ситуации, в которых ребёнок это будет делать без стресса, станут разнообразнее. Индивидуальный подход- Какие условия нужно создать, чтобы семьям было легче растить детей с аутизмом? - У нас остро не хватает дошкольных учреждений для детей с психическими и психологическими расстройствами. В детсадах нужны коррекционные группы, где будут проводить нейропсихологическую коррекцию, занятия в сенсорной комнате, мозжечковую стимуляцию. Для этого требуются кадры. Для школ также необходимо подготовить педагогов и психологов, которые будут работать с такими детьми. Ведь ребята с незначительными расстройствами могут ходить в обычные садики и школы. Они неплохо справляются с учебной программой. Но при индивидуальном подходе обучение идёт гораздо успешнее. Также нужны более широкие возможности для работы с такими детьми в санаториях психоневрологического профиля. Помогать ребёнку лучше всего в условиях естественного социального окружения. Как понять, что у ребёнка есть признаки аутизма?
Сергей Диваков
|
=Материал опубликован 24.07.2018