Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Правила дорожного движения. Руководство по обучению детей.
Сургут • Разделы → Делимся опытом → Воспитание
Обучение правилам дорожного движения начинается отнюдь не тогда, когда ребенок делает первые шаги. Уже намного раньше он запоминает, как ведут себя его близкие 1. Начните с себя. Обучение правилам дорожного движения начинается отнюдь не тогда, когда ребенок делает первые шаги. Уже намного раньше он запоминает, как ведут себя его близкие (равно как положительное, так и отрицательное поведение). Поэтому изучение правил поведения на дороге начинается с того, как ведут себя в сходных ситуациях взрослые - вы сами, ваш муж, дедушка и бабушка, братья и сестры, а также все, с кем ваш ребенок так или иначе соприкасается. Возможно, наша программа обучения правилам поведения на улице, представленная на этих страницах, покажется вам поначалу слишком развернутой. Но шаг за шагом вы усвоите ее, и тогда она предстанет как нечто само собой разумеющееся. Прежде чем вы впервые с ребенком на руках или в коляске пересечете проезжую часть, научитесь вести себя на улице так, как вы бы хотели, чтобы это делал ваш ребенок. Следующие правила наиболее важны:
Лучше всего вы преодолеете свою "внутреннюю разболтанность", если вы, ваш муж, родственники, друзья и соседи будете взаимно контролировать друг друга. Не стоит легкомысленно относиться к первому опыту освоения правил дорожного движения. Без этой основы вы вообще не можете двигаться дальше. Поговорите также со всеми, кто окружает вашего ребенка, сколько ответственности уже сегодня они могут принять на себя за его поведение на улице. Конкретная подсказка: всякий раз, когда "застукаете" себя за нарушением правил движения, уясните четко, какой крошечный выигрыш во времени вам это принесло. ЧТО МОГУТ САМИ ДЕТИ. Прививая детям навыки поведения на улице, необходимо учитывать уровень физического и духовного развития ребенка (таблица предлагает лишь ориентировочные данные, поскольку все дети разные). НАЧИНАЯ с 3-4 ЛЕТ. НАЧИНАЯ с 6 ЛЕТ.
НАЧИНАЯ с 8 ЛЕТ. - дети уже могут реагировать мгновенно, то есть тут же остановиться на оклик; - они уже наполовину опытные пешеходы; - они развивают основные навыки езды на велосипеде. Теперь они постепенно учатся объезжать препятствия, делать крутые повороты; - они могут определить, откуда доносится шум; - они учатся понимать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем. Они усваивают, что автомобиль кажется тем больше, чем ближе он находится; - они могут отказываться от начатого действия, то есть, ступив на проезжую часть, вновь вернуться на тротуар; - но они по-прежнему не могут распознавать чреватые опасностью ситуации. 14-ЛЕТНИЕ ДЕТИ. - проявляют все навыки езды на велосипеде; - по-прежнему реагируют более замедленно, чем взрослые; - все еще с трудом правильно оценивают скорость движущегося транспорта (как и многие взрослые). Супруги, дедушка и бабушка, друзья и соседи также должны соблюдать важнейшие дорожные правила. Хороший пример заразителен. 2. Младенец воспринимает многое. Если еще не родившийся младенец в состоянии "запоминать" музыкальные отрывки, то в мозгу новорожденного, пусть бессознательно, четко запечатлевается то или иное поведение. Вы приобрели определенные навыки перед первым своим выходом с ребенком, теперь вам предстоит последовательно применять их в жизни. Таким образом, с ребенком на руках или в коляске вы должны всегда одинаково проходить свои ежедневные маршруты. Избегайте отклонений, например перехода улицы без предварительной остановки, или в местах, где это запрещено, или на красный свет светофора. Если вы куда-то спешите, оставьте своего ребенка по возможности дома. Неуклонно соблюдайте эти правила. Прежде всего по двум причинам: во-первых, находясь вместе с ребенком в полосе уличного движения, вы скованы в своих действиях и не сумеете быстро уклониться от опасности, т.е. с вашей стороны требуется усиленное внимание. Во-вторых, ваш ребенок уже многое запоминает, хотя и бессознательно. Нельзя подавать плохой пример! Первое транспортное средство. Даже если ваш ребенок катается перед дверью дома, ему угрожают опасности, поэтому:
3. Разъясняйте правила уличного движения. Как только ребенок научится ходить, он начнет открывать большой мир - и в том числе уличное движение. Он уже очень многое воспринимает сознательно, например всякие "мелочи", которые тем не менее очень важны. На них и надо обратить особое внимание. Останавливайтесь всякий раз на краю тротуара, перед тем как перейти улицу, и посмотрите налево - направо - налево даже в том случае, если идущий рядом с вами уже сделал это. Держите ребенка за руку, даже если у вас много вещей. 4. Первое приключение. ЕСЛИ ВЫ убедились в том, что ваш ребенок твердо усвоил важнейшие правила (край тротуара - это безусловная граница, предел, дальше улицу можно переходить, только держась за руку старшего), вы можете подготовить его к следующему большому шагу к самостоятельности. Позвольте как-нибудь вашему ребенку пройти впереди вас по короткому маршруту длиной в несколько метров. Но по пути обращайте его внимание на особенности этого участка пути и на ваше поведение так, как вы делали до сих пор. Пожалуйста, выберите легкий маршрут без пересечения улиц, например вы можете сходить к другу, живущему по соседству. Если вы уверены, что ребенок уже запомнил дорогу, вы можете позволить ему пройти этот участок одному. Вначале оставайтесь поблизости, чтобы наблюдать за ребенком и вмешаться в случае необходимости. Проводите этот эксперимент только в том случае, если ребенок тоже этого хочет. Идеальным для такой попытки может быть только маршрут, который полностью находится под вашим наблюдением или, по крайней мере, его вторая половина контролируется родителями соседского ребенка, которых вы должны предупредить. Следующий шаг состоит в том, что можно позволить ребенку пойти вместе со старшими братьями или сестрами. Но будьте осторожны: по дороге дети легко отвлекаются и не думают о главном, а именно о правильном поведении. Это относится и к более старшим детям! Важно для первого этапа изучения правил дорожного движения и никогда не теряет своего значения. Нельзя критиковать или ругать за ошибки, надо лишь корректно указывать на них и не жалеть похвалы за каждое правильное действие. Ребенок должен видеть, что он уже чему-то научился, что вы им гордитесь. Если другие дети или взрослые неправильно ведут себя, вы должны указывать на это - ведь ребенок может учиться и на плохих примерах, главное - самому их не подавать. Всегда проверяйте себя, не вкралась ли небрежность в ваши действия, ведь то, что вы учили с вашим ребенком, не теряет актуальности и для вас самих. 5. Немного больше самостоятельности. Дети в возрасте четырех-пяти лет бывают на редкость самоуверенны. Они хотят многое делать самостоятельно даже в том случае, если еще не готовы к этому. Вообще-то так и должно быть, ведь на своих ошибках тоже учатся. Но на улице метод проб и ошибок опасен для жизни. Но что же будет, если ваш ребенок захочет пройти один по всем маршрутам, которые он знает? В четвертом уроке вы смогли установить, может ли ребенок пройти короткий путь без вашей помощи. Теперь вы можете, если хотите, начать следующий этап: попробуйте потренироваться на тех маршрутах, которые ваш ребенок сможет ежедневно проходить один. Чтобы не возникло недоразумения: ребенок не должен идти один до далеко расположенного детского сада! Как правило, такой путь слишком опасен. Он не должен совершать этот путь даже совместно с другими детьми. Именно в этом таится самая большая опасность, так как за игрой или разговором дети буквально в считанные секунды забывают все выученное. Известно, что ребенок, каким бы умным он ни был, может заниматься в настоящий момент только одним-единственным делом. Подыщите для занятия короткий, безопасный и хорошо проверенный маршрут, например в магазин за углом, куда ребенок может прийти со списком необходимых покупок. Но если остановка на краю тротуара и взгляды налево - направо - налево уже надежно закрепились, можно разрешить ему пересечь улицу в тихом квартале, но по возможности так, чтобы вы могли наблюдать за ним из своей квартиры. Такие упражнения очень важны, и чтобы ваш ребенок стал уверенным участником уличного движения, помните всегда о том, что он должен сам чувствовать, готов ли он к этому. Боязливому ребенку нельзя навязывать самостоятельность. Переходите к следующему уроку только в том случае, если ребенок сам об этом попросит и вы по собственным наблюдениям знаете, что он к этому готов. 6. Теперь это уже серьезно. Путь в школу является первым серьезным испытанием, которое предстоит выдержать ребенку. Но этот путь, сопряженный с множеством опасностей, тем не менее должен быть пройден. А это значит, что его надо запомнить и хорошо в нем ориентироваться. Может быть, следует изучить новые правила, которые пока были не нужны. Например, что означают цвета светофора, как уверенно пересечь широкую улицу, перейти проезжую часть между паркующимися автомашинами и, следовательно, научиться останавливаться не только у края тротуара. Сюда же относится езда в автобусе, подача знаков водителям на переходах "зебра" и многое другое. Чтобы ребенок справился с этим натиском нового, вы должны все тщательно предусмотреть. Как только станет известно, в какой именно школе будет учиться ваш ребенок, найдите на схеме города самый короткий путь. Потом пройдите сами по этой дороге и обратите внимание на опасные места:
Выясните, можно ли избежать этих опасных мест. Конечно, короткий прямой путь покажется вам поначалу проще, но лучше все-таки попробовать обойти опасные места. Поговорите с другими родителями, чьи дети, пусть не целиком, проходят тот же маршрут до школы, возможно, им бросились в глаза и другие небезопасные вещи. И если такие места действительно невозможно обойти, обратитесь в дирекцию школы или местные органы ГАИ: возможно, они найдут способ сделать эти места более безопасными. Когда путь в школу определен, пройдите его вместе с вашим ребенком - и даже несколько раз - до начала школьных занятий. Сначала проходите его так же, как в третьем уроке, когда вы практиковались на маленьких отрезках: сопровождайте ваш путь объяснениями, которые поначалу касаются только маршрута, чтобы ваш ребенок научился сперва ориентироваться: "Мы идем до перекрестка с телефонной будкой, остаемся на том же тротуаре и сворачиваем по направлению к булочной. Здесь по "зебре" мы переходим на другую сторону улицы". Если маршрут ребенком усвоен, следует начать учиться преодолевать новые трудности: "У булочной мы переходим улицу по "зебре". Стоп! Мы должны остановиться, посмотреть налево, потом направо и потом еще раз быстро налево. Если транспорта нет, мы переходим улицу. Но если мы видим машину, мы делаем водителю знак рукой: вот так". Если вы уверены, что ваш ребенок хорошо изучил дорогу, правильно себя ведет и не отвлекается на всякие интересные вещи, позвольте теперь ему вести вас. При этом необходимо, как уже отмечалось, хвалить всякое правильное действие, на ошибки указывать конкретно, не забывать о них и в следующий раз, вновь акцентируя на них внимание. Что еще важно, чтобы сделать дорогу в школу действительно безопасной: Соблюдать правила необходимо и в автомобиле. Здесь перед вами открывается обширное поле деятельности, так как примерно каждый третий ребенок, ставший жертвой дорожно-транспортного происшествия, находился в качестве пассажира в автомобиле. Это доказывает, как важно соблюдать следующие правила: 7. Постоянное совершенствование поведения на улице. Изучение правил поведения на улице не заканчивается освоением самостоятельного пути в школу. Не торопитесь покупать ребенку велосипед. Делайте все для того, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно в уличном движении, и поэтому как можно позже предоставьте в его распоряжение велосипед. Журнал "Мои кроха и Я", декабрь 2002 г. |
=Материал опубликован 07.01.2009