Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Низкая успеваемость старшеклассника. Как исправить положение?
Сургут • Разделы → Школьники → Психология → Воспитание
В жизни каждого молодого человека есть нелегкий период – старшие классы школы. Совсем немного времени остается до того, как можно будет начать взрослую жизнь, свободную, независимую, где нет домашних правил и въедливого дозора пока еще полновластных взрослых. В этот бунтарский период старшеклассники давно уже мнят себя взрослыми и полностью сформировавшимися индивидуумами, они до конца не осознают, какими они станут через несколько лет. Сейчас, когда мало кто воспринимает их всерьез, становится жутко обидно, такой бунт заканчивается, как правило, низкой успеваемостью. Оценки вдруг становятся плохими, что очень некстати, если учитывать, что впереди важные контрольные, экзамены, поступления. В период переходного возраста возникают проблемы не только с воспитанием, но и с учебой. У ребенка пропадает интерес к школе, резко снижается успеваемость, выполнение домашнего задания становится редким и экстраординарным явлением. О бунтарском поведении сына или дочери родители знают не понаслышке, вот только как бы это не сказалось на будущем ребенка. Очень важно наладить отношение с подростком, дело это сложное, и здесь нужен комплексный подход. Чтобы обеспечить молодому человеку безболезненный переход в новый жизненный этап, нужны хорошие бесконфликтные отношения, это поможет решить множество проблем сразу. Хотя, когда родителям удается справиться с внутренними конфликтами, они с удивлением обнаруживают, что не решена проблема успеваемости, она никуда не исчезла. Непредусмотрительно со стороны взрослых винить во всем юношеский максимализм и сетовать на то, что взрослый сын или дочь "совсем отбилась от рук". На сегодняшний день в значительной степени усложнилась программа старших классов, если сравнивать ее с предыдущими этапами, поток информации возрос настолько, что даже «крепкому отличнику» не удается справиться с требованиями учебного процесса. Конечно, неуверенные хорошисты тут же съедут на тройки, это приведет к разочарованию в собственных силах, а неудачи всегда отрицательно влияют на самооценку. С такой проблемой справиться тяжело, но такая возможность есть. В основе ее образования традиционное использование устаревших приёмов преподнесения информации в школах. Половина школьных учебников сегодня – это скучнейшие книжки, в которых необычайно тоскливо изложены правила и теории. А ведь правильное преподнесение этих научных теорий вызывает восхищение, увлекает тебя с головой. Многое, конечно, зависит от преподавателя, который может исправить положение, вдохнуть в неинтересно изложенную теорию порцию свежего воздуха, наполнить ее примерами, образными сравнениями, настоящей поэзией. Детям нравятся такие уроки, они, как правило, остаются благодарны учителям ещё долгие годы после ухода из школы. А те, кому не повезло с учителем, должны решать эту проблему сами. Итак, успеваемость снижается по вине учителя, а также имеет место недостаточно развитый познавательный процесс обучающегося, если у подростка отсутствует интеллектуальная сосредоточенность. «Умственная лень» также оказывает отрицательное воздействие на успеваемость, механический тип запоминания преобладает над смысловым, это связано с особенностями учебного процесса, который в первую очередь должен быть познавательным. Конечно, в учебной деятельности успешность решения множества заданий рассчитана на индивидуальные особенности личности. Самая распространенная причина неуспеваемости - отсутствие мотивации обучения. Зачастую подростки проявляют старания в учебе лишь для того, чтобы заслужить подарок родителей, чтобы их не ругали, отпускали гулять. В этом случае родители сами провоцируют это, давая обещание за хорошие оценки купить сыну или дочери то, что она давно хотела приобрести. Родители и учителя практически не в силах заставить подростка учиться. Его лишь можно мотивировать на это, если у взрослых получится понять, что заставляет ребенка учиться хорошо. Скажем, необходимо устремить желание подростка, который мечтает о карьере, на изучение конкретных предметов, знания которых помогут ему в будущем. Подросток – лидер часто учится на «отлично» с целью выделиться среди сверстников, обнаружить перед всеми свои способности. На успеваемость сильно влияют такие факторы, как самооценка и самоуважение. Задача родителей - способствовать их повышению и укреплению. Метод "зубрёжки" отбивает желание учиться. Но без него часто не обойтись, если надо запомнить даты, формулы, географические названия. Существенный момент в этом деле – сын или дочь должны овладеть техникой запоминания информации. Об этом древнем искусстве совершенно забыли в эпоху портативных носителей. Но на экзамене они вряд ли помогут обучающемуся, ведь пользоваться ими во время тестирования запрещено. Можно, правда попробовать и другой вариант. Память человека имеет свои основы функционирования. С этой точки зрения памяти, информация бывает: образная, текстовая и точная. Легче всего запомнить образную информацию, речевые анализаторы помогают в восприятии текстовой, а вот точная информация (цифры и формулы) мозгом воспринимаются как нечто совсем не нужное для запоминания. Потому надо учиться преобразовывать любую информацию в образную, в ту, которая сама собой закрепляется в памяти. Ведь мы запоминаем кадры из любимых фильмов. В этом случае можно повысить собственную успеваемость в несколько раз. Другими словами подростку надо учиться развивать память, мышление и внимание. Таким образом, он будет быстрее усваивать материал. О распространенных ошибках родителей Чтобы стремления родителей заставить ребенка учиться не произвели обратный эффект, важно учитывать следующее: Не забывайте о том, что ваш ребенок – это личность, и его нежелание учиться может быть вызвано самыми разными причинами. И нельзя все сваливать, скажем, на интернет, лучше просто спросить об этом у самого ребенка. А чтобы он вам рассказал обо всем – подайте вопрос правильно. В любом случае, дети постоянно чему-то учатся, иногда они запоминают какие-то вещи, не входящие в школьную программу. В любом случае не мешайте ребенку, просто объясните, для чего потребуются школьные знания. Родителям придется объяснить своему отпрыску, что знания ему очень пригодятся для дальнейшей жизни, но если они будут использовать для убеждения молодежный сленг, они сделают ошибку, ведь подростки воспринимают это в штыки. Если мама и папа не знают в полной мере предмет, придется искать репетитора. Лучше посоветоваться с другими учителями и родителями, кто сумеет зажечь искру интереса у подрастающего ребенка к знаниям. Не переусердствуйте и не хватайтесь за всё сразу, первым делом надо определить, к чему больше лежит душа у ребенка, какие у него таланты, тогда можно выборочно "подтянуть" его по тем предметам, которые ему нравятся или самостоятельно, или воспользоваться услугами репетитора. Единственное условие - посещать репетитора подросток должен с желанием, иначе такие занятия не принесут желаемого результата. Можно предложить сыну или дочери что-нибудь взамен, скажем, разрешите задержаться с друзьями на лишние полчаса, или освободите от какой-нибудь надоедливой домашней работы. Достаточно того, чтобы подросток владел самой необходимой информацией, а свободное время использовал для своих увлечений. Понятно, что родители не смогут контролировать ребенка всегда и во всем, поэтому надо дать ему определенную свободу уже сейчас. |
=Материал опубликован 20.01.2015