Начать новую тему Ответить на тему
 Страница 1 из 1  [ 1 сообщение ] 

Новое сообщение02 фев 2013, 19:28   №1  
-
голос
+
Поиск новых форм и приемов организации обучения и воспитания дошкольников и школьников в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. И в школе, и в ДОУ особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие каждого ребенка, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность ребенка за результаты труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию нестандартных форм обучения и воспитания. Нестандартный подход к образованию является залогом представления каждому ребенку равновеликого шанса достичь определенных высот в свете перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, а в будущем и начального общего образования. Цель нестандартного подхода к обучению - обеспечить каждому ребенку условия для развития в процессе освоения содержания образования.

Нестандартное обучение:
1. решает психологические задачи - идет определение индивидуально-личностных особенностей детей, типа личности; сформированности компонентов образовательной деятельности; выявления качества внимания, памяти, мышления, работоспособности;
2. решает предметно-дидактические задачи - разработка образовательного материала; структурирование, обеспечивающее сходство структур содержания и типологического пространства учебно-познавательных возможностей детей;
3. реализует принцип "воспитывающего обучения"
Без успешного решения всех трех задач нетрадиционное обучение так и остается нереализованным.

Мотивация – это желание, намерение что-то делать. И хочется успевать сделать как можно больше. Но мотивация непостоянна и изменчива, зато управляема. И прежде всего, имеет смысл научиться управлять мотивацией, чтобы действовать как можно эффективнее.
Негативная и позитивная мотивация
Существует два вида интереса – позитивный и негативный. Позитивный интерес основан на собственном желании узнать, понять, освоить. Тогда информация запоминается быстро, легко и без напряжения. Ребёнок включается в деятельность только тогда, когда ему ясен «личностный смысл» задания. Если родители будут знать психовозрастные потребности ребенка, то смогут их использовать для стимулирования обучения и познания.
Если интерес негативный, вызван только внешним давлением, то ребенок воспринимает лишь малую долю информации, которую ему дают. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок сам выбрал себе занятие по душе. Или, по крайней мере, нашёл для себя положительные стороны в получении навязываемых знаний. Самое главное правило мотивации: делай то, что хочешь делать. Иначе на занятия нелюбимым делом может уйти много психической энергии. Хотя, конечно, и в этом случае можно добиться результатов, но расплата за достижения может оказаться высокой: хроническая усталость, апатия, безрадостность.

Формирование мотивации
Мотивация к самостоятельному действию проявляется в раннем детстве, когда ребенок настаивает: «Я САМ!». Все дети проходят этот этап. Но не все родители правильно воспринимают эти слова и понимают их ценность. Очень важно, чтобы родители позволили ребёнку сделать самому то, что он хочет сделать, от начала и до конца, а потом похвалили, поддержали, несмотря на результат.
Негативные оценки и комментарии отбивают желание действовать самостоятельно. И часто это приводит к тому, что ребенок, взрослея, перестает создавать в себе мотивацию, на уровне подсознания вспоминая негативный прошлый опыт. У ребенка формируется подсознательное убеждение – «я делаю все плохо, лучше я сам вообще делать ничего не буду». И начинаются непонятные отговорки, невнятные оправдания, неумение сосредоточиться и довести дело до конца и т.п. Формируя мотивацию ребёнка, не заостряйте внимание на возможных негативных моментах («если не будешь учиться, то будешь работать дворником» и т.д.). Во-первых, дети живут в настоящем, не строят планов на будущее, поэтому подобные заверения ребёнку просто не понятны. Во-вторых, такие убеждения создают негативный мотивационный фон: избегание неудачи, страх, тревогу, негативный образ школы, спортивной секции, ожидание сложностей. Формируйте у ребёнка адекватное представление о реальности, в которой есть успехи и поражения, сотрудничество и конкуренция. Потому что приукрашенная реальность, как и описываемая в мрачных тонах, может вызвать трудности в адаптации к социальной жизни.
Не предъявляйте к ребенку завышенные требования. По данным психологов, за последние десятилетия заметно увеличилась доля детей с заниженной самооценкой. Основная возможная причина для этого – завышенные требования родителей и педагогов.
Иногда нежелание ребёнка заниматься связано не с нежеланием учиться, а с проблемами в общении со сверстниками или воспитателями. Убедитесь, в чём проблема. И как можно раньше учите ребёнка общаться и преодолевать коммуникативные трудности. Хорошие отношения с тренером спортивной секции, общение с ровесниками – могут быть уже достаточным основанием для занятий. Чем психологически комфортнее ребенку на занятиях, тем легче родителям и тренеру поддерживать мотивацию ребенка.
Для дошкольников мотив высокой оценки взрослыми более значим, чем «надо» и «важно». Поэтому чаще хвалите малышей и эмоционально, ярко выражайте одобрение их заслугам. А вот со старшими уже можно пробовать говорить на языке ответственности: объяснять, как эти знания могут пригодиться ему в жизни и почему ему выгодно этим заниматься.
Правила мотивации
Прежде всего ищите то занятие, которое будет интересно ребёнку. Желание и интерес ребёнка – самые надёжные мотиваторы. Дайте возможность ребёнку найти свой интерес, каким бы он ни был.

Расширяйте кругозор ребёнка, чтобы у него были широкие возможности выбора. У дошколят глубокий и выраженный интерес встречается редко. Им очень многое нравится, характерна ситуативность.
Максимально развивайте внутреннюю мотивацию: она самая эффективная. Поставленные цели и результаты в разном возрасте должны быть соизмеримыми с возрастом и с развитием ребенка. Ставьте перед детьми краткосрочные задачи и цели. А большие и долгосрочные разбивайте на маленькие участки. В конце каждого участка пройденного пути, поощряйте ребёнка подарками: совместный поход в кино или покупка долгожданной игрушки. Да и само наличие видимого результата придаст дополнительную мотивацию и силы двигаться дальше.Все дети разные. Успехи и достижения других детей не должны быть ориентиром.Запретите себе любые упреки. Даже если хвалить не за что, найдите основание для доброго слова. Подарите ребёнку установку на успех, что бы ни произошло. Чтобы в трудной ситуации он умел найти положительные моменты.Если тренировки ребёнку нравились, а потом вдруг перестали, то, наверное, пришло время сделать перерыв. Имеет смысл пропустить несколько тренировок, отдохнуть, и желание заниматься вернётся.
Иногда ребёнок не хочет заниматься просто потому, что одному ему скучно. Составьте ему компанию сами или позовите его друзей. В компании занятия проходят интереснее.
Хвалите усилия ребёнка. Оценивайте каждое его достижение. Создайте у ребенка ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности.
Вместо того чтобы говорить «Ты мог бы сделать это лучше» стоит сказать «Ты очень старался и смог добиться хорошего результата».
Используйте все возможности изучаемого материала, чтобы заинтересовать ребенка: ставьте проблемы, создавайте проблемные ситуации, активизируйте самостоятельное мышление.
Научите ребёнка видеть свою ответственность в достижении результата. Многие дети считают, что достижение результата находится вне их контроля и им кажется, что все их усилия бессмысленны.
Не унижайте при ребёнке авторитет человека, который с ним занимается.
Помогайте ребенку найти связь между учебой в школе и его интересами. Часто причиной отсутствия мотивации является то, что ребенок не находит никакой связи между учебой и своими интересами и целями.
Объясните ребенку полезность тренировок для него самого. Если ребёнок сам сформулирует для себя положительные ответы на вопрос «Зачем?», будет ещё лучше.
Используйте игру как наиболее привлекательную форму деятельности. Игра – лучшая форма познания для ребёнка.

Говорите с ребёнком о его радостях и трудностях, поддерживайте его на пути. Важно, чтобы ребёнок знал, что даже если он не достигнет результата, вы всё равно будете любить его и верить в него. Что неудачи в одном из направлений не переносятся на другие. Что разные бывают игры и игроки, и тренера и судьи. Что игра не сводится к победам и поражениям, и что часто лучшая награда – удовольствие от игры.
Итак, нестандартные формы обучения и воспитания:
- обогащают детей новыми впечатлениями, придают уроку и внеурочной деятельности привлекательность, создавая положительный психологический климат в группе, классе;
- позволяют реализовать воспитательные цели обучения;
- повышают мотивацию детей к учению;
- активизируют память и развивает личность ребенка.

Показать сообщения за:
Поле сортировки:  
Найти:
Начать новую тему Ответить на тему
 Страница 1 из 1  [ 1 сообщение ] • Оценка темы: Всего оценок 1, средний балл 1.00 .Всего оценок 1, средний балл 1.00 .Всего оценок 1, средний балл 1.00 .Всего оценок 1, средний балл 1.00 .Всего оценок 1, средний балл 1.00 .Всего оценок 1, средний балл 1.00 . 

02 дек 2024, 09:22  -7 °C  



...

Для мобильных


DETKINO.RU

Рекламодателям  Контакты МирДеткино