Погода

Мифы о выплатах Фонда поколений

Сургут • Разделы    — Пособия и соц.защита

Проведя журналистское расследование, касающееся выплат Фонда поколений, мы выявили несколько мифов, которые непонятно почему циркулируют в Интернете. Нам показалось, что это достаточно актуально, и зная, что любая фальсификация находит своих жертв, мы ставили для себя задачу, готовя этот материал, минимизировать количество таких жертв в Югре. Вот что у нас получилось.

Миф первый. Начиная с 2018 года молодым людям, достигшим 18 лет, полагаются выплаты в сотни тысяч или миллиона рублей.

Согласитесь, миф выглядит чем-то похожим на восточную сказку про Арабские Эмираты и озолочение всех живущих в Югре. В действительности, в принятом в 2000 году законе № 137-оз «О предоставлении именных целевых денежных выплат детям Ханты - Мансийского автономного округа, родившимся в 2000 и последующие годы», размер предполагаемой выплаты прямо был привязанный к МРОТ и рассчитывался по формуле 20 МРОТ * ежегодную ставку капитализации. При этом важно понимать, что величина МРОТ, применяемая для расчета социальных выплат, в соответствии со статьей 4 Федерального Закона от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ, оставалась неизменной в период с 2001 по 2017 годы и составляет и сегодня 100 рублей. Никакой другой МРОТ при расчете размера социальных выплат в соответствии с федеральным законом использоваться не может. То есть изначально заложенный в закон расчет производился следующим образом: 20 * 100 руб. * на ежегодную ставку капитализации. Эта ставка ежегодно устанавливалась наблюдательным советом Фонда и была близка к уровню инфляции. Например, в 2006 году она составляла 9%, в 201010,1%, в 201610,58%. Нетрудно посчитать, что при такой базе те, кто родился в 2001 году, получили бы с учетом всей капитализации в 2019 выплату в размере 14 с небольшим тысяч рублей. Для всех остальных, родившихся позднее, размер выплаты был бы скромнее.

Таким образом, рассказы про выплаты, которые позволят купить машину или получить лондонское образование, никак не бились с заложенной в алгоритм их расчета математикой. И уж тем более это не миллионы и не сотни тысяч, которых не предполагалось априори.

Кстати, бытовая проверка мифа могла бы выглядеть следующим образом. Умножьте хотя бы 100 тысяч или миллион рублей на количество детей, роившихся, к примеру, в 2000 году. Напомню, в 2000 году родилось 15 675 югорчан. В случае 100 тысяч на выплаты потребовалось бы почти 1,6 миллиарда рублей, а при выплате в 1 миллион необходимо было бы изыскать где-то 16 миллиардов рублей. Таким образом, всех переданных Фонду поколений средств с момента его создания не хватило бы на выплату по миллиону рублей даже югорчанам, родившимся в один только 2000 год. А уже для детей, родившихся в следующем, 2001 году, в Фонде поколений остались бы только долги. А со стотысячными выплатами было бы все тоже самое – платить будет нечем, но не в первый же год, а через несколько лет.

Миф второй. В Фонде поколений накоплены огромные средства

Изначально при создании Фонда поколений планировалось, что для осуществления именных целевых выплат в него ежегодно будет инвестироваться до 15 процентов НДПИ, который остается в регионе. Однако по факту направлялось менее половины ожидаемой суммы – в среднем 7 процентов в год. После 2008 года прекратились и эти неполные вливания – НДПИ был полностью переведен в федеральный бюджет, а новых источников доходов для Фонда поколений и обеспечения этого громкого PR-проекта его авторами с 2007 года найдено не было. И были ли эти поиски нам не известно. При этом из внесенной суммы почти половина была потрачена на непрофильные активы - стройки объектов соцкультбыта. Объекты были полезные, например, Картинная галерея города Ханты-Мансийска или Биатлонный центр, но быть инвестиционным активом или источником доходов для будущих выплат они не могли априори. Наоборот, они требовали дополнительных расходов на свое содержание. Почему были приняты решения так «инвестировать» средства фонда – не понятно, но это свершившийся факт. Такие вложений с точки зрения перспектив будущих выплат ополовинили даже те относительно небольшие средства, которые были переданы Фонду поколений, значительно ослабив его возможности. Кроме того, менеджмент Фонда поколений тратил огромные суммы денег на собственные многомиллионные зарплаты, вкладывал бюджетные средства в проекты с высокими рисками, часть средств тратилась на сомнительные операции.

В сухом остатке - за период 2002 - 2008 годы, самые богатые с точки зрения роста нефтяных доходов в истории Югры, на увеличение уставного капитала Фонда поколений было выделено 9 446 млн руб. в виде денежных средств, акций и долей компаний, прочего имущества. Кроме того, без изменения величины уставного капитала в хозяйственное ведение Фонда в 2004 году были переданы активы в размере 1 053 млн руб. Как итог неэффективного управления этими средствами, уже на 1 января 2009 года сумма задолженности дочерних предприятий Фонду поколений составляла почти 4 млрд рублей, по которым дочерние предприятия не способны были платить проценты. В 2010 год Фонд поколений вошел с финансовой «дырой» - общая сумма долгов перед контрагентами составляла 1,6 млрд рублей. Кроме того, за 2009 и 2010 годы Фонду давались отрицательные аудиторские заключения, исчезли многие значимые документы бухгалтерской отчетности. Уже тогда было очевидно, что PR-идея озолотить югорскую молодежь по арабскому сценарию так и останется предвыборной сказкой. В которую, к слову, мало кто верил уже в те времена. Так Павел Завальный, ныне представляющий Югру в Госдуме, а ранее работавший депутатом в бюджетной комиссии в Думе Югры, заявил, что изначально выступал против создания Фонда поколений и выплат. По его словам, это была чрезмерно рискованная модель инвестирования с небольшими шансами на успех. Жизнь подтвердила его слова.

Миф третий. Прибыли фонда хватает, чтобы выплачивать то, что предусматривалось отмененными законами

С 2010 года у Фонда поколений начался новый этап в его деятельности. Команде правительства Югры пришлось «поднимать с колен» и вытаскивать из долговой ямы это «наследство», одновременно обеспечивая финансовую прозрачность в работе Фонда поколений. Был проведен комплексный аудит, у Фонда сменилось руководство, средства, раздававшиеся на кредитование убыточных предприятий, стали возвращаться в бюджет. С целью облегчить бремя Фонда поколений, за период с 2010 по 2016 годы в региональную казну были изъяты социальные и убыточные активы Фонда на общую сумму более 6,58 млрд рублей. Значительные усилия были потрачены на повышение прозрачности фонда. С 2011 года Фонд также приступил к реализации программы по возврату имущественных активов из своих убыточных и «непрозрачных» дочерних компаний. По итогам реализованных правительством мер Фонд поколений перестал генерировать убытки. И это в условиях нулевых бюджетных вливаний. К слову, такие результаты были достигнуты в абсолютно изменившихся экономических условиях и после федерального решения о том, что весь НДПИ уходит в бюджет страны. От этого решения с 2008 года Фондом по оценкам экспертов было недополучено от НДПИ, ушедшего в федеральный бюджет, более 30 миллиардов рублей. По результатам работы за 2016 год Фондом поколений получена чистая прибыль в сумме 25 млн рублей. При этом, уровень полученной прибыли почти в 10 раз меньше объема средств, которые потребовались бы для выплат родившимся в 2001 году. То есть возможные выплаты на основе такой прибыльности – примерно 1 400 рублей на человека. Для следующего года ситуация не улучшилась бы. То есть потребовалось бы в пожарном режиме продавать активы, а это не быстро и не всегда реально, кроме того, активов итак не хватило бы для будущих платежей. Получается замкнутый круг. Таким образом по факту мы имеем колоссальный разрыв между потребностью и потенциальной возможностью осуществления выплат, предусмотренных отмененными законами.

Служба информации

Новости Югры - http://ugra-news.ru

Материал опубликован 21.07.2017