Погода

Судьба инвестиций Фонда поколений

Сургут • Разделы    — Пособия и соц.защита

Именные целевые денежные выплаты Фонда поколений Югры, фактически, отменены – комитеты по бюджету, финансам, налоговой политике и социальной политике окружной думы приняли совместное решение по отмене законов, связанных с давним проектом. Теперь средства планируется направить на реализацию социальной политики региона. Однако, о чем идет речь? Какими средствами сегодня располагает структура, как она распорядилась деньгами, вложенными в неё за долгое время. «Новости Югры» ознакомились с отчетом о деятельности фонда за 2016 год, чтобы выяснить это.

Напомним, основной целью образования Фонда было обеспечение материальной основы социально-экономического развития округа в перспективе. Наращиваемые активы должны были стать возобновляемыми материальными и финансовыми ресурсами, дополняющими и постепенно заменяющими доходы от нефти и газа. Таким образом предполагалось исключить сырьевую зависимость в развитии Югры. Также одним из направлений деятельности Фонда было финансирование именных денежных выплат жителям Ханты-Мансийского автономного округа, родившимся в 2000 и последующие годы.

Что было вложено

В 2002 году в уставной фонд ГП «Исполнительная дирекция Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа» было внесено имущество ранее созданного БУ «Исполнительная дирекция Регионального государственного Фонда поколений ХМАО – Югры» в размере 2 миллиарда 19 млн. рублей. За период 2002–2008 гг. на увеличение уставного Фонда было выделено еще 9 млрд 446 млн руб. в виде денежных средств, акций и долей компаний, прочего имущества. Кроме того, без изменения величины уставного капитала в хозяйственное ведение Фонда в 2004 году были переданы активы в размере 1 миллиард 53 млн. руб. Размер уставного фонда по состоянию на 31.12.2011 г. составил 11 млрд 465 млн руб.

Величина взносов в уставный фонд предприятия за счет бюджета округа ежегодно устанавливается в размере до 15 % от фактического поступления в окружную казну налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефти). Однако это стало невозможным в связи с изменениями, внесенными в 2008 году в Налоговый кодекс и Бюджетный кодекс Российской Федерации. В соответствии с ними, поступления от налога на добычу полезных ископаемых в бюджет округа уменьшались, и впоследствии стали в полном объеме направляться в федеральный бюджет.

Обязательства по именным целевым выплатам, источником которых, по замыслу авторов данного проекта, должна была стать ежегодная прибыль Фонда поколений, даже по грубым, завышенным оценкам, обеспечены на сегодня финансированием менее чем на 10 %. Это при том, что число родившихся только непосредственно в Югре за период с 2000 года существенно выросло, а заявленный в законе круг получателей таких выплат заметно шире. Источником такой ситуации стало принятие федерального закона о направлении НДПИ в федеральный бюджет. Из-за этого решения, после 2008 года, по оценке самого Фонда поколений, было недополучено от НДПИ, ушедшего в федеральный бюджет, более 30 млрд рублей.

– Непринятие решения по отмене этих неисполнимых ни сегодня, ни в перспективе законов, – это управленческая беспомощность. На ней могут настаивать те, кто не несет ответственности за положение дел в регионе, а исполнительная власть себе такого позволить не может, – отмечают в правительстве округа.

Социальный характер инвестиций

За весь период своей деятельности с 1995 года, суммарный объем инвестиций Фонда составил более 15 млрд. рублей. В том числе, инвестиции в лесопромышленный комплекс автономного округа – более 7 млрд. рублей (однако, они носили в большей степени социальный характер, что позволило сохранить рабочие коллективы обанкротившихся леспромхозов и завершить инвестиционный проект по строительству завода МДФ в пгт. Мортка).

Инвестиции в агропромышленный сектор составили более 3 млрд рублей.

Также в истории Фонда были исключительно социальные проекты. Так, Ханты-Мансийск получил биатлонный центр, горнолыжную трассу и картинную галерею. Фондом производились выплаты грантов учащимся школ и высших учебных заведений. Кроме того, более 300 млн руб. было направлено на выплаты пенсионерам автономного округа. Компенсация расходов по реализации данных социальных проектов производилась за счет доходов, получаемых Фондом на фондовом и золотовалютном рынках, а также от участия в девелоперских проектах в городах Санкт-Петербург, Москва и Ханты-Мансийск.

После прекращения в 2008 году поступлений в региональный бюджет, а соответственно и в фонд, доходов от НДПИ превышение его расходов над получаемыми доходами стало причиной возникновения дефицита оборотных средств и уменьшения величины активов. Отсутствие внешних финансовых источников привело в 2009 году к парализации деятельности ряда его дочерних компаний. Привлечение кредитных средств коммерческих банков в социальные проекты только ухудшило общее финансовое состояние.

В данных условиях, чтобы сохранить окружное имущество, за период с 2010 по 2016 годы в региональную казну были изъяты активы на общую сумму 6 миллиардов 586 млн. руб.

Имущество, изъятое у Фонда в казну Ханты-Мансийского автономного округа:

Биатлонный центр г. Ханты-Мансийска, ул. Спортивная – 349 млн руб.;
Имущественный комплекс завода МДФ пос. Мортка – 2 миллиарда 150 млн руб.;
Здание картинной галереи г. Ханты-Мансийска – 235 млн руб.;
Благоустройство п.Мортка, мкр.№1414 млн руб.;
Акции ОАО Птицефабрика «Боровская»850 млн руб.;
Доля УК ТД «Боровский»805 млн руб.;
Акции ЛПК Мортка (изъято из БУ) – 246,4 млн руб.
Прочие активы – 1 миллиард 536,6 млн руб.

Борьба за жизнь

В 2011 году Фонд сконцентрировался на сохранении оставшихся региональных активов и получение прибыли. В результате была завершена консолидация активов под единым оперативным управлением, введены стандарты финансовой отчетности, проведены оценка финансовых вложений и аудит дочерних компаний.

С 2011 года Фонд также приступил к реализации программы по возврату имущественных активов из своих убыточных и «непрозрачных» дочерних компаний. Имущественные комплексы, ранее приносившие убыток и получавшие ежегодную финансовую поддержку в различных формах, были переданы арендаторам, имеющим федеральное или региональное значение, а Фонд по заключенным долгосрочным договорам начал получать дополнительные доходы. Кроме того, на основании проведенных аукционов были реализованы непрофильные активы Фонда региональным предпринимателям Октябрьского, Сургутского и Нефтеюганского районов.

В течение 2012–2014 годов были решены задачи с проблемными активами, приносящими группе компаний убытки и негативно влияющие на финансовый результат. Были закончены процессы, связанные с инвентаризацией активов, ревизией эффективности их использования. Впервые с момента своего создания, Фонд начал активную деятельность по привлечению в регион крупных компаний. Проведена масштабная работа по предпродажной подготовке и формированию инвестиционно привлекательных активов. В результате были проведены аукционы и переданы крупные имущественные комплексы в долгосрочную аренду компаниям, имеющим федеральное и региональное значение.

Что представляет собой Фонд сейчас

За 2016 год валовые доходы Фонда составили 347 миллионов 669 тыс. руб., что на 5 миллионов 798 тыс. руб. (+1,7 %) превышает аналогичный показатель прошлого года. Доходы от управления недвижимостью составили 200 миллионов 930 тыс. руб.

По результатам работы за 2016 год получена чистая прибыль в сумме 24 миллиона 979 тыс. руб. По сравнению с аналогичным показателем 2015 года, финансовый результат улучшен на 8 миллионов 386 тыс. руб. (+ 51 %). Рентабельность продаж по чистой прибыли составила 12 %.

– Мы начали 2016 год в условиях набирающего обороты экономического кризиса, который продолжал поглощать целые отрасли, в условиях падения национальной валюты до уровня 83,59 к доллару, понижения стоимости нефти 27,62 долларов за баррель, на фоне снижающегося покупательского спроса, а также продолжающихся санкций в отношении России. Несмотря на сложное начало года, управление активами Фонда было сосредоточено на ежедневном контроле за оперативными процессами и реализации потенциальных возможностей. Благодаря данной тактике и жесткой корпоративной дисциплине, мы смогли предотвратить реализацию худших сценариев и сохранить прибыльность наших активов, а также выйти в первой половине 2016 года на положительный финансовый результат, который превзошел наши ожидания и плановые показатели, – отметил Генеральный директор ГП «Исполнительная дирекция Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа» Анатолий Киселев.

Отметим, что работа Фонда находится под усиленным контролем. Как отмечает старший помощник прокурора ХМАО – Югры по взаимодействию с представительными и исполнительными органами власти Марьяна Королева, «органами власти при работе комиссий правительства, думы были представлены все документы, подтверждающие наличие активов и средств, которые перечислялись органами власти в данный фонд, и предоставлен перечень имущества, который планируется к продаже… Органы власти действительно вправе принимать, вводить новые социальные гарантии, выплаты… Мы видим, что данные денежные средства, около 2 млрд рублей, находятся на счетах Фонда поколений».

В настоящее время организация продолжает оставаться одной из ведущих инвестиционных компаний на территории Югры. В данный момент миссия Фонда – реализация региональной политики по развитию экономики округа. Фонд принимает активное участие в инфраструктурных проектах региона, а также в проектах, ориентированных на развитие промышленного потенциала Югры.

Алексей Нейман

Новости Югры - http://ugra-news.ru

Материал опубликован 02.07.2017