От слушателя - к читателю

Сургут • Разделы    → Маме на заметку

Главным видом чтения, с которым мы знакомим ребенка, является чтение опосредованное. Данный вид чтения не утратил своего значения и в то время, когда ребенок самостоятельно начинает читать, и когда он уже достаточно бегло читает. Хочется дать несколько советов о чтении вслух и тому, кто только начал читать своему малышу книжки, и тому, у кого ребенок уже знаком с азбукой, и тому, чей малыш уже наладил собственное отношение с книгой.

Ведущую роль занимает чтец, то есть взрослый, а ребенку достается роль слушателя. В этом случае у взрослого есть возможность осуществлять контроль за процессом чтения: придерживаться определенного ритма, вносить изменения в текст (скажем, можно вставить имя ребенка в стихотворение о детях), сделать его более понятным и доступным; читать выразительно и ярко; наблюдать за тем, как реагирует ребенок. Чтение вслух для ребенка – довольно сложная задача. Нельзя просто монотонно говорить текст, его нужно обыграть, не стоит торопиться, надо голосом создать образы героев произведения.

Малышу сложно сидеть на месте, он будет постоянно задавать вам какие-то вопросы, быстро переключаться на другое занятие. Взрослый должен быть готов отреагировать на вопросы, которые внезапно возникают у малыша по ходу текста, на его комментарии, а кроме того на особые проявления его личностного отношения к прочитанному (смех, плач, несогласие с изложенным в тексте ходом событий).

В первую очередь такое чтение является общением, родители не должны об этом забывать. Вы, таким образом, разговариваете с вашим малышом и вступаете в диалог с автором каждого произведения. И поэтому лучше продолжать заниматься совместным чтением вслух и тогда, когда ребенок уже научился читать сам: надо продолжать самим читать для него, читать по очереди, внимательно слушать, как читает он, привлекать к чтению вслух каждого члена семьи.

Чтение вслух является важнейшим средством для построения взаимоотношений взрослого и ребенка, но для того, чтобы они стали таковыми, необходимо выполнять ряд условий.

Первое – надо не только произносить текст, но и пытаться его понять, осмыслить. Но для взрослого данная задача усложняется: он интерпретирует прочитанный текст с высоты своего собственного жизненного опыта и одновременно старается организовать обстановку понимания или эмоционального отзыва для ребенка, который его слушает. Совместная оценка произведения художественной литературы, его понимание неизбежно должны вылиться в дискуссию о прочитанном: прочтя сказку, мы начинаем рассуждать о добре и зле, знакомясь со стихотворным произведением, задумываемся о глубоких возможностях нашего языка, которым можно передать самые разные эмоции и мысли…

Родители не должны также забывать о культуре чтения.

Во время опосредованного чтения, ваш ребенок должен учиться у взрослых читательскому мастерству. Мама должна помочь малышу усвоить, что надо внимательно изучить обложку книги, на которой сообщается имя автора и ее название, обращать внимание на картинки, которые созданы художником. Во время совместного чтения у ребенка формируется база по культуре чтения: ребенок учиться бережному отношению к книге, учиться организовывать место для чтения, гигиене данного процесса (поза при чтении, освещение, и конечно расстояние от книги до глаз).

Особую роль играет и то, какую литературу вы будете выбирать для опосредованного чтения: насколько она разнообразна по оформлению, по тематике, по настроению или по жанру. Книги не должны восприниматься только в качестве развлечения или только как обучение. В мире художественной литературы есть место и веселой игре, и серьезному разговору, (сегодня, скажем, можно познакомиться с грустной сказкой «Русалочка», а завтра почитать озорные «Вредные советы»).

И вот наступает долгожданный момент – ребенок научился самостоятельно читать. Сначала он учился читать вывески на улицах, названия фильмов на экране телевизора, а сейчас это уже взрослый человечек, который действует осмысленно. Начинается новый вид чтения – самостоятельное чтение. Первое время естественно многое еще зависит от взрослого: от того, как он сумеет гармонично соединить интерес и внимание первого читательского опыта ребенка, и прежнее привычное опосредованное чтение вслух. Постепенно малыш должен сам определить, сколько ему прочтет мама (бабушка, папа, старший брат или сестра), а сколько он прочитает сам. Юный читатель должен познакомиться, прежде всего, с буквами, его личное чтение носит скорее во многом механический характер: он в значимой степени интересуется чисто технической стороной дела – как получаются из букв слова. Поэтому о выразительной стороне чтения художественной литературы (способности понимать текст, выделять его художественные особенности) достаточно долгое время должны позаботиться взрослые.

Еще один важный момент при формировании самостоятельного чтения – определить круг чтения ребенка, который начал читать. Когда вы читаете книжку вместе, вопросы, возникшие у малыша по произведению, старайтесь, разрешать сразу же и разъяснять все то, что непонятно. А теперь надо подобрать книги, которые заинтересуют ребенка дошкольного возраста. Сначала юный книголюб начнет перечитывать уже знакомые ему книги – препятствовать этому не стоит, ребенок очень часто перечитывает знакомые книжки, просто листая их. Это не должно тревожить маму: малыш борется таким способом со стрессом, общаясь с давними друзьями.

Во время становления самостоятельного чтения дарите малышу новые книги, выбирайте для этого сказки русских писателей или небольшие рассказы (эти произведения начинающий читатель осваивает лучше всего), научно-популярные иллюстрированные издания об окружающем мире, так вы сможете удовлетворить стремление ребенка в получении интересующей его информации, характерной его возрасту, развивающие забавные книжки-игрушки (для ребенка игра является главным способом познания и развития). Также необходимо создание дополнительных условий для совершенствования развития речи ребенка, потому что его речь, которая недавно была только устной, приобрела теперь еще одну форму – письменную. Для этой цели знакомьте ребенка с различными ребусами, словесными задачками и играми.

Привлечь внимание ребенка, который не любит читать, можно несколькими нехитрыми приемами: начните читать вместе с ним книжку, а после уйдите из комнаты, оставив ее раскрытой. Кроме того старайтесь быть тактичными и внимательными к юному читателю: не стоит на него давить, заставлять читать, настаивать на чтении более «трудных» по вашему мнению книг, более подходящих для его возраста, если ему до сих пор нравиться самостоятельно читать совсем уже «детские» книжки.

Существуют и другие причины, которые мешают ребенку начать читать, они могут носить психологический характер: ребенок может испытывать определенные затруднения к процессу чтению, которые пока сам не в состоянии преодолеть. А может у него нарушено зрение, может быть он начал читать книжку, и ему встретились незнакомые слова (иногда достаточно одного непонятого слова, чтобы ребенок бросил читать), ему сложно понять то, о чем он прочитал.

Дорога к творчеству.

Последний вид чтения - чтение творческое, оно и является самым главным методом для развития возможностей ребенка: улучшение речи, воображения, умения оценивать художественную литературу. Родители должны познакомить малыша с прекрасным миром художественной литературы – миром фантазии, вымысла, которые воплощены в словесных образах. Научите ребенка быть творческим читателем. Развивать такие творческие способности необходимо еще в период опосредованного чтения и продолжать эти упражнения во время формирования самостоятельного чтения.

Начинать надо с картинок в книжке... Для маленького слушателя картинка в книжке является обязательным условием: они составляют зрительную опору для того, чтобы иметь представление об услышанном им словесном образе. Обращайте внимание ребенка не только на то, кто нарисован на картинке, но и учите его замечать детали, разбираться в цветовом решении иллюстрации (это должны уметь дети четырех – пятилетнего возраста), в том, как художник смог передать настроение героя (скажем, испуганный заяц или печальная Аленушка). Предложите малышу составить рассказ по картинке, основываясь на отрывок из произведения, тем самым малыш будет учиться развивать свою речь и сможет через зрительное восприятие словами передать образ персонажа. Глядя на картинку, кроме всего прочего можно и помечтать. Самое увлекательное задание – когда ребенок создает собственное творение из пластилина, на бумаге, из природных материалов и сопровождает ими художественного произведения. В процессе формирования у ребенка интереса к художественному творчеству, мы создаем условия для развития его фантазии, ребенок старается искать самостоятельное решение образа, он учится передавать свои замыслы и изыскивать форму для их воплощения в пластилине или красках.

Учить творческому отношению к процессу чтения следует и при помощи различной интонации. Прочтите ребенку одно и то же стихотворение в разных вариантах (возмущенно, весело, задумчиво), сумейте вовлечь его в эту игру с помощью интонации, так он научиться понимать эмоциональную, интонационную сторону художественной речи, без этого, например, становиться невозможно, научиться по-настоящему, читать лирические стихотворения. Сохраните и развивайте особый талант ребенка воспринимать разные особенности интонационной окраски речи, учите его голосом передавать различные эмоции. Ребенок может еще не понимать, что означают слова, но он всегда реагирует на интонацию: затихает и начинает прислушиваться, слушая ритмическую речь.

Следующий шаг - предложить малышу инсценировать какую-нибудь сказку, так мы сможем развить способности, которые связанны с творческим познанием и драматическим воплощением какого-либо текста. Весь процесс должен основываться на правилах театрального искусства: обсудите мизансцены (кто куда идет, где стоит, как должен действовать), подумайте над декорацией и над костюмами, поработайте над тем, как вы будете создавать характер героя – как он будет говорить, как ходить, как смотреть. Данный вид творчества является одним из самых сложных, и одновременно самым привлекательным для детей, потому что его основу составляет игра.

Творчество юного читателя формируется не только в процессе чтения книги. Богатое воображение формируется постепенно из всевозможных впечатлений, которые остаются у малыша после общения с окружающими, прогулок в лесу, посещения театра или выставки, наблюдений за животными, игр на улице и дома, переживаний…

Писатели создают мир, силой своего воображения, надеясь на дальнейшее сотворчество со своим читателем. Мир маленького ребенка похож на такой мир фантазии, сказку – надо лишь постараться его услышать и увидеть: увидеть, как начнут «разговаривать» деревья, стоящие рядышком, как превращается в шлем космонавта кастрюля, услышать песенку ручейка или историю, которую поведал старый чемодан.

Творчество, передаваемое чтением, может быть очень разным. Главное, чтобы ребенок проявлял постоянный интерес к игре, основу которой составляет прочитанное произведение. Потом, когда он станет читать сам, поддерживайте его интерес к придумыванию, рисованию, фантазированию и разыгрыванию, так как, читая художественную литературу, надо в первую очередь получать удовольствие.

Подпись: Марина Романова

=Материал опубликован 01.02.2013