Зачем нужен ЕГЭ?

Сургут • Разделы    → Школьники

Основная волна ЕГЭ-2014 в России стартовала 26 мая и продлится по 19 июня, включая резервные дни.

Во всех школах старшеклассники уже готовятся к очередной сдаче единого государственного экзамена. А между тем жаркие споры и обсуждение вопроса: «Нужен ли ЕГЭ нашей системе образования» продолжаются?

Пора бы уж вроде привыкнуть

Экзамен – это всегда стресс. И для двоечника и для отличника. Только в первом случае стресс диктует вопрос: «Сдам – не сдам?», а во втором: «На сколько сдам?».

ЕГЭ в выпускных классах сдают уже больше 10 лет. Но многие и сегодня не могут примириться с тестовой системой. Одни могут мгновенно задействовать оперативную память и активизировать свой мозг в стрессовой ситуации, другим необходимо на это больше времени. Дети очень боятся ЕГЭ. После введения этой системы психологических проблем у школьников стало больше. Они боятся провалить экзамен, опозориться.

Так, после ЕГЭ по русскому языку, который одиннадцатиклассники сдавали 29 мая, в Волгоградской области подросток повесился в лесу.

Незадолго до самоубийства он позвонил другу и сказал, что, по его мнению, плохо справился с заданиями и не мог воспользоваться шпаргалкой. В разговоре парень уточнил, где именно собирается совершить самоубийство. Друг вызвал полицию и побежал на указанное место, но было уже поздно.

Еще одно самоубийство произошло незадолго до начала аттестационной кампании в Свердловской области. Школьника не допустили к экзамену по математике из-за низкой успеваемости, по одной из версий, именно это и стало причиной суицида.

Расследованием обоих случаев занимается полиция.

Авось, где проскачу

Основная идея ЕГЭ – совместить государственную итоговую аттестацию выпускников школ и вступительные испытания в вузы и учреждения среднего профессионального образования. И действительно, поступление в ВУЗ становится легче и физически, и психологически, потому что абитуриенту нужно сдавать экзамены не два раза, а всего лишь один.

Однако, при помощи тестирования достаточно сложно оценить эрудированность абитуриента – даже самый отъявленный троечник, при определенном везении, может получить высокий бал, просто угадывая ответы. А вот действительно одаренные дети, которые мыслят нестандартно, могут не сдать ЕГЭ с первого раза.

«Лично я отношусь к ЕГЭ отрицательно. Считаю, что это неправильное оценивание знаний по русскому языку. Ведь зачастую многие ученики на ЕГЭ способны только угадывать вариант ответа, а те же, которые готовились к экзамену на самом деле, от волнения могут ошибиться в правильном варианте ответа. Если же оставлять ЕГЭ, то только на вступительных экзаменах в вузы», – считает учитель русского языка и литературы из поселка Кедровый Ханты-Мансийского района Эльмира Бакиева.

Кроме того, абитуриент уже не будет целенаправленно готовиться туда, куда ему хочется, а будет отправлять результаты ЕГЭ в несколько вузов и ждать – «авось, где проскочу».

Если смогу, то спишу

В Югре в первый день проведения ЕГЭ были зафиксированы случаи нарушений правил проведения экзаменов. Это и сбои в системе видеонаблюдения, и нарушения со стороны ответственных лиц. А в двух городах правила проигнорировали сами экзаменуемые. Это Пыть-Ях и Нижневартовск.

Так, на экзамене по литературе у выпускницы во время того, как она возвращалась из уборной, был обнаружен при себе сборник «Лучших экзаменационных сочинений». За столь грубое нарушение девочку, ознакомив со всеми документами, удалили с экзамена.

Второй факт нарушения югорскими выпускниками правил проведения ЕГЭ произошел в Нижневартовске. У выпускницы во время экзамена был обнаружен телефон. Как письменно пояснила девушка, она «пронесла сотовый в обуви, проявив особую изобретательность».

Еще один факт нарушения порядка проведения государственной итоговой аттестации был зафиксирован накануне во время проведения экзамена по физике. Выпускник пронес на экзамен мобильный телефон. Результат участника экзамена аннулирован без права пересдачи в текущем году.

Плюсы внедрения ЕГЭ в России

Единый экзамен призван помочь талантливым детям из глубинки попасть в престижные вузы. Ведь теперь абитуриентам из небольших городов нет необходимости кататься в крупные по несколько раз для подачи документов и сдачи экзаменов в вузы.

Однако попасть в элитные вузы, столичные и некоторые другие крупные российские высшие учебные заведения можно по-прежнему только по результатам внутривузовских вступительных испытаний. Возглавляют эту негласную группу «неприкасаемых» – такие вузы, как МГУ, МГИМО, МГТУ им. Баумана, Санкт-Петербургский государственный университет.

Еще одна цель ЕГЭ – исключить коррупцию в вузах. Считается, что при сдаче тестов представители высшего учебного заведения никак не смогут повлиять на поступление того или иного абитуриента.

Но здесь коррупция из вузов частично переместилась в школу. Одним словом, где непосредственно проходит тестирование, там и взятки имеют место быть.

Где талант зарыт

Противники ЕГЭ убеждены в том, что тестовая форма оценки знаний не даёт в полной мере проявить творческий потенциал экзаменуемых. Например, оценивать ответы по литературе, истории и другим гуманитарным дисциплинам с помощью тестовой системы неприемлемо. Или, сдавая историю и географию, абитуриент обязан продемонстрировать хорошее знание карты. Для поступления в театральный ВУЗ, помимо знаний, нужно иметь талант. А его, как известно, тестом не измерить.

Одним словом, на ЕГЭ невозможно разглядеть индивидуальные особенности поступающего и способность к мышлению.

Так, например, вчерашний школьник, у которого говорить получается лучше, чем писать, на ЕГЭ может недобрать баллы, а значит, потом и не поступить в вуз на ту заветную специальность, в которой его природная склонность проявится самым ярким образом. Поэтому, как утверждают во многих вузах, на будущего студента надо смотреть во время экзамена, разговаривать с ним.

Время покажет

Среди сдающих ребят ходят разные мнения. Кто-то считает, что, так как в ЕГЭ и ГИА есть тестовая часть, то их легче сдавать, чем заучивать всю программу, и поверхностных знаний для того, чтобы набрать интересующий балл, будет достаточно. Другие считают, что ЕГЭ и ГИА выстроены неправильно, и проверяют только, как ты можешь выбрать один или несколько вариантов ответов из предложенных. Многим не нравится, что возможен подлог варианта.

В общем, мнений, как всегда, столько, сколько людей. И только время покажет нужность и правильность реформы системы образования либо, наоборот, ее непригодность для российских учеников.

Югра-Информ

=Материал опубликован 04.06.2014