Дом вверх дном

Сургут • Разделы    → Воспитание

Как помочь родителям, если ребенок – непоседа

Не многие знают, что причиной плохой успеваемости в школах у детей с нормальным уровнем интеллекта является невнимательность. Родители реагируют увеличением нагрузок, привлечением репетиторов, но это не всегда помогает, а порою только мешает.
Рассеянных, импульсивных и гиперактивных малышей в наше время становится все больше. Неусидчивый, болтливый, легко отвлекается, все время крутится и вертится, отвечает, не дослушав до конца, ему трудно выполнять инструкции, он постоянно теряет свои вещи - все чаще именно так описывают родители своих детей.

- Речь идет о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), незначительном нарушении в работе мозга, – поясняет нейропсихолог Татьяна Ахутина.
Со времен 1990-х проблема превратилась в еще более актуальную, но если в начале ХХ века детей с СДВГ было 4-12 процентов (1-2 ученика на класс), то сейчас, по некоторым данным, их от 30 до 50 процентов (половина ребят в классе не могут эффективно учиться в обычном режиме и мешают другим).
СДВГ проявляется еще в раннем детстве, но только когда сосредоточенность на учебе вызывает уже серьезные затруднения, родители начинают задумываться. Однако родители могут обратить внимание на гиперактивность своего ребенка еще в младенческом возрасте, а не тогда, когда учителя в школе, образно говоря, кричат «караул», сетуя на плохое поведение учеников.
- Например, ребенок еще толком не научился ходить, но мама дома с трудом может уследить за его перемещениями. При этом его одновременно интересует и все, и ничего, потому что его трудно по-настоящему чем-либо заинтересовать на более-менее продолжительное время, а значит, сложно чему-то научить и ребенок учится спонтанно. Пространство вокруг превращается в полный хаос, малыш не знает страха ни перед какими преградами, буквально «взбираясь на люстру», не реагируя на запреты и угрозы наказания. В дальнейшем ему будет трудно привыкать к требованиям и правилам детского учреждения, продуктивно взаимодействовать с окружающим миром, - поясняет сургутский психолог Светлана Рылова. - Поэтому очень важно обратить внимание на эти симптомы как можно раньше. Если это первый ребенок в семье и нет возможности самим разобраться, то помочь может врач-педиатр при посещении на дому или во время профосмотра, главное, не молчать о своих сложностях, своевременно советоваться со специалистами – педиатром, неврологом, психологом. Нерешенные задачи младенчества плавно перетекают в раннее, затем дошкольное детство, а там и школа не за горами.
Трудно поверить, но плохую детскую усидчивость – причину троек – нельзя исправить строгостью и дополнительными занятиями. По мнению психологов, активным и невнимательным детям больше других требуется поощрение. Им полезно написать распорядок дня, чтобы они учились основам планирования. Когда ребенок начинает уставать, раздражаться, дайте ему возможность подвигаться. Таким детям полезно заняться спортом, чтобы выплескивать свою энергию, пишет Psychologies.
- Светлана, кроме составления расписания дня что еще можно посоветовать папам и мамам?
- Важно сократить многочисленные информационные нагрузки на психику ребенка. Ему вредят большое количество внешних раздражителей, посещение многолюдных мест. Надо на время запретить компьютер и телевизор – все дозировать. К сожалению, современный мир способствует усилению этого синдрома и пагубно влияет как на родителей, которым некогда уделять внимание построению правильного распорядка, так и на детей, тем самым увеличивая психологическое напряжение, - резюмирует психолог.
Считается, что с возрастом СДВГ «перерастается», но также есть сведения о том, что в 30–70 процентах случаев симптомы переходят во взрослый возраст. По мнению специалистов, современные люди постоянно страдают от синдрома дефицита внимания, так как они сталкиваются с несколькими каналами информации и каждый из них буквально перегружен данными. Мультизадачность сегодня норма. Многим офисным сотрудникам приходится заниматься одновременно множеством дел. Если мозг выполняет сразу несколько задач, то для переключения между ними потребуется несколько минут. В итоге теряется много времени на отвлечения и посторонние мысли (подсчитано: они занимают в среднем 47 процентов от общего периода бодрствования). Мультизадачность лишает работника способности строить долгосрочные планы и правильно принимать решения. По мнению сотрудников Стэнфордского университета, это вредит мозгу, пишет The Sydney Morning Herald, и постепенно человек теряет работоспособность и эффективность, чтобы этого избежать, эксперты советуют заранее планировать свою деятельность и не пренебрегать отдыхом.

Новости Югры

=Материал опубликован 31.05.2014