О ямах и монстрах, или Что почитать подростку.

Сургут • Разделы    → Библиотека

…Принято считать, что сегодняшние подростки практически не читают книг. На самом деле дети (как, впрочем, и взрослые) не будут без особой нужды читать то, что им не интересно. Тем более, что развлечений у нынешних тинейджеров по сравнению с детством их родителей значительно больше, и книга является далеко не главным из них. И, тем не менее, интересные книги подростки читать будут. Главное – предложить их детям.
Услышав от Майи Кучерской во время её визита в Сургут о серии «Вот это книга!» издательства «Розовый жираф», я решила испытать ее на собственной 12-летней дочери. Первым был заказан (я предпочитаю заказывать книги в Интернете) роман «Ямы» американского писателя Луиса Сашара. В нашей стране он был выпущен в 2011 году, хотя автор создал его ещё в 1998-ом. Но это, в общем, и не важно. Важно другое – оторвать ребенка от романа оказалось делом не лёгким: дочь читала запоем! Мой отпрыск немногословен, поэтому на мои расспросы она отвечала, что хорошая, мол, интересная, стОящая книга. «Ямы» были прочитаны за несколько вечеров, и я взялась за книгу сама.
Крупный шрифт, короткие главы, обилие диалогов действительно заставляют довольно быстро перелистывать страницу за страницей. Но это – лишь незначительные детали. Главное – автором найден верный, живой, подлинный тон общения с подростком. Книги многих современных американских писателей, на мой взгляд, всегда очень просты (чтобы не сказать – примитивны), особенно если сравнивать их с отечественными авторами, в которых описанию лёгкого летнего ветерка может быть посвящено четыре страницы! Однако здесь весьма простым языком говориться о сложных философских и нравственных категориях, причем, без морализаторства и излишней патетики. А сюжет развивается стремительно и непредсказуемо.
О сюжете. Главный герой – мальчишка из бедной семьи Стенли Илнетс. Школьник, обвиненный в воровстве и вынужденный отправиться в «лагерь для плохих мальчиков «Зелёное озеро». Именно там с ним происходят вполне обыденные – с одной стороны, и совершенно невероятные – с другой, события. История почти фантастическая, причем, ситуации современные тесно переплетаются в книге с фактами столетней давности. «Что связывает неловкого подростка Стенли Илнетса, знаменитую разбойницу Целующую Кейт Барлоу, прославленного бейсболиста Клайда Ливингстона, страдающего от потливости ног, и старуху-цыганку, жившую когда-то на окраине латышского села? А главное – зачем Стенли заставляют бесконечно копать ямы в пустыне?» - сказано в аннотации к книге. Если к этим вопросам добавить ещё «может ли репчатый лук спасти жизнь?», то станет, пожалуй, совершенно непонятно, о чем именно в романе пойдет речь. На самом деле произведение Сашара о простых, но важных в жизни вещах: о дружбе и предательстве, о том, как взрослеют современные мальчишки, а также о том, есть ли в сегодняшней жизни место подвигу? Ну или хотя бы нравственному выбору, и каким он должен быть, этот выбор?
Стоит сказать, что Луис Сашар, начиная с 1978 года, написал немало книг, однако «Ямы» - самое известное его произведение. Именно за него он получил Национальную книжную премию и Медаль Ньюбери. В 2003 году по книге был снят фильм «Клад»; электронная версия романа доступна в сети. Кстати, школьники Великобритании изучают «Ямы» на уроках литературы.
В текущем 2014 году издательство «Розовый жираф» выпустило ещё одну книгу этого автора, адресованную детям той же возрастной категории – от 11 до 14 лет – «Я не верю в монстров». Луис Сашар написал её еще в 1988 году, в оригинале она называется «There’s a Boy in the Girls' Bathroom». «Монстр» - пятиклассник-двоечник Брэдли Чокерс с последней парты, на которого давно махнули рукой учителя, с которым не хотят дружить одноклассники, который врет по делу и без, может в любой момент затеять драку, вымогать деньги… Одним словом, не самый приятный тип, имеющийся, однако в любом классе не только американских школ. В советской литературе перевоспитанием двоечников и хулиганов обычно занимались одноклассники. Здесь же, появившийся в классе «новенький», начав дружить с Брэдли, довольно быстро отворачивается от него. Поверить в себя (а именно это – главная проблема большинства «трудных подростков») Брэдли помогает … школьный психолог. Герой Сашара – психолог идеальный (или гениальный?); не знаю, увидим ли мы когда-нибудь подобного в наших российских школах… На мой взгляд, всем неравнодушным родителям, психологам, педагогам, обязательно нужно прочесть эту книгу, чтобы понять, как общаться с подростками! Не могу удержаться, чтобы не привести небольшой отрывок из беседы молоденькой девушки-психолога с родителями подростков: «- Мисс Дэвис, не могли бы вы объяснить родителям, в чем заключается ваша работа и как именно вы помогаете детям, - попросил директор.
- По больше части я с ними просто разговариваю, - сказала Карла. – Они мне рассказывают о своих проблемах, а я слушаю. Но я никогда не указываю им, что делать. Я стараюсь помочь им научиться думать самостоятельно.
- А школа тогда на что, - спросила… мама. – В школе им разве не говорят, о чем думать?
- Я считаю, важнее научить их не о чём думать, а как, - сказала Карла».

Карла Дэвис оказывается слишком хороша для обычной американской школы: родители подростков не согласны с ее методами работы и школьный Комитет неравнодушных родителей(!) фактически выгоняет ее (девушка уходит работать в детский сад). А Брэдли теряет своего единственного друга…
Об умении работать с детьми ещё одна книга указанной серии – «Всё из-за мистера Террапта» Роба Буйе, созданная автором в 2010-ом и выпущенная российским издательством в 2013-ом. Это довольно удачный дебют 37-летнего американского писателя. Семь учеников одного класса, семь пятиклассников - каждый от своего лица - рассказывают истории о своей школьной жизни с новым учителем – мистером Терраптом. Учителем необычным, не таким, как все, учителем, которого дети искренне полюбили и который подверг своих учеников довольно жёсткому испытанию. Впрочем, испытывать их он совершенно не планировал, и никакие проверки устраивать не собирался…
В серии «Вот это книга» вышли уже семь произведений, адресованных детям от 10 до 16 лет. Это не только книги американских авторов, но и роман российской писательницы Дины Сабитовой «Три твоих имени», а также книга израильтянина Давида Гроссмана «С кем бы побегать», впервые вышедшая в 2000 году на иврите.
В нашей домашней коллекции есть еще одна «Вот это книга!» - «Привет, давай поговорим!». Автор – Шерон Дрейпер. Эта книга – об одиннадцатилетней Мелоди, которая не может говорить, не может ходить, не может самостоятельно поесть или умыться. История о ребенке, больном ДЦП, рассказана словами самого подростка. Подростка, имеющего острый ум и феноменальную память. И не имеющего возможности демонстрировать это другим. Книга об очень сильной личности, вызывающей не жалость, а уважение. Даже восхищение. При этом, Шерон Дрейпер не отрывается от земли, понимая, что такие дети вызывают у взрослых, в лучшем случае, именно жалость и сочувствие, а у сверстников - даже неприятие, граничащее, порой, с жестокостью. Автор знает, о чем пишет: она сама – мама «особого» ребёнка. Правда, мою дочь это произведение «зацепило» меньше других. Возможно, потому, что в нашей стране практически нет инклюзивных классов, а увидеть ребенка-инвалида на улице – большая редкость.
P.S. Книги «испытаны» не только на моей дочери, но и на многих её друзьях. Думаю, как минимум 9 подросткам из 10 они понравятся.

Марьяна Мархинина.

=Материал опубликован 19.05.2014