Развиваемся играя

Сургут • Разделы    → Развитие, методики

«Осязание – это наиболее обширный орган чувств, так как тактильные клетки, расположенные в коже и слизистых оболочках, распространены по всему телу. Этот орган чувств очень важен для определения того, как мы чувствуем себя и физически, и в духовном плане. Осязание является критическим для всей нервной системы. Через мозг распространяются импульсы, которые могут развивать другие органы чувств. Более того, осязание непосредственно связано с чувствами и эмоциональным контактом».

Ильва Эллнеби «Право детей на развитие»

Пожалуй, каждый современный родитель знает о необходимости развития мелкой моторики, но далеко не все находят время и желание серьезно заняться этим забавным и полезным процессом. А ведь каждую группу навыков нужно развивать в свое время.
Говоря простыми словами, мелкая моторика – это точное движение пальцев рук и ног. Она влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: речевые способности, внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Вот почему так важно развивать маленькие пальчики.
В продаже существует множество подходящих по возрасту и развитию игрушек, направленных на развитие мелкой моторики: рамки и вкладыши Монтессори, игрушки-«копилки», шнуровки, различные конструкторы (мозаика, пазлы, кубики), всевозможные наборы для рукоделия (шитье, вышивка, бисероплетение).
Но даже без лишних трат можно устроить ребенку необходимое обучение. В ход пойдут все подручные средства:
Крупы: запускать ручки в таз с фасолью так приятно! А если на дне ожидает какая-нибудь игрушка, то приятно вдвойне! Можно поручить сортировку и перебирание различных круп.
Природные материалы: желуди, каштаны, шишки, камушки, ракушки, палочки и т.д.
Кухонная утварь: различные емкости, пузырьки, коробочки.
Фурнитура: молнии, шнурки, завязки, нитки, веревочки, застежки, пуговицы, ткани различных размеров, форм, цветов и текстуры. Очень интересно нанизывать на тесьму бусины и кольца.
Из спичек, ватных палочек и зубочисток можно выкладывать всевозможные рисунки (конечно под присмотром родителей).
Мальчики особенно оценят болты и гайки, а также вышедшие из строя технические приборы (телефоны обычные и сотовые, калькуляторы). А девочкам пойдет на пользу одевание-раздевание любимых кукол.
А какой ребенок не любит цеплять магниты на холодильник? Это занятие можно разнообразить по своему желанию и возможностям. Позволяйте также чистить вареные яйца, картофель в мундире, мандарины. Очень занятным будет надевать скрепки на картон или прищепки на веревку. Вообще, полезно приобщать детей к домашним обязанностям и учить помогать по дому:
Подметать и собирать мусор, а также мыть полы. Собирать с пола соринки, рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки). Отделять ядра от скорлупок расколотых грецких орехов, очищать фисташки, отшелушивать пленку с жареных орехов. Лепить из теста печенье и украшения к пирогу. Открывать почтовый ящик или входную дверь ключом. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (это занятие к тому же благотворно влияет на зрение). Вешать белье (нужно натянуть веревку для ребенка). Помогать родителям отвинчивать различные пробки (канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.) Собирать на даче или в лесу ягоды. Доставать предметы из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки. Перелистывать страницы книги. Затачивать карандаши точилкой и стирать нарисованное ластиком.
Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться, а так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать ботинки.
Важные правила в процессе развития мелкой моторики у детей
Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. Можно придумать по ходу забавную историю или даже сказку.
Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать малышу ручку или насобирать красивых камушков и листочков.
В ходе игры побольше разговаривайте, ведите диалог, разыгрывайте сценки.
Важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс. А также искренне покажите, что Вам это тоже приносит неимоверное удовольствие.
Нельзя заставлять маленького ученика. Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не лепить – прислушайтесь к его пожеланиям.
Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно Вашему ребенку.
Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики. Но ни в коем случае не занимайтесь всем сразу.
Не забывайте хвалить за каждый успех – критика в этом деле абсолютно неуместна!
Контролируйте время – оно для каждого ребенка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его. И не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии!
Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально!

Светлана Дудченко, инструктор по труду
БУ «Центр социальной помощи семье и детям «Апрель»

=Материал опубликован 10.05.2014