Анна Томазова: «Девиз грядущего ЕГЭ: «Не рискуй!»

Сургут • Разделы    — Школьники

Стенограмма онлайн-конференции с заместителем директора департамента образования Сургута

Мы начинаем очередную онлайн-конференцию на портале siapress.ru. Сегодня у нас в гостях заместитель директора департамента образования администрации Сургута Анна Томазова. У нас есть вопросы от посетителей сайта, есть вопросы, которые мы подготовили по теме Единого государственного экзамена.

Здравствуйте!

- Здравствуйте!

- Итак, ЕГЭ. Апрель – горячая пора. Коротко расскажите, много ли сургутян сдают ЕГЭ досрочно, и кто они?

- Действительно, пора горячая, потому что с 21 апреля начались досрочные сдачи экзамена. В этом году, если говорить о выпускниках Сургута, их четыре. Они все члены сборных юниорских команд, которые выезжают на сборы или соревнования. В соответствии с правилами проведения ЕГЭ, они такое право получили. Они сдают обязательные предметы (русский язык и математику), а также те предметы, которые им понадобятся для продолжения образования. Это биология, история, иностранный язык и обществознание. Сегодня состоялись еще два экзамена – это иностранный язык и история.

Надо сказать, что основной этап у нас начнется с 26 мая, с двух предметов по выбору: география и литература.
Основной период, практически по всем предметам, которые выбрали наши выпускники, а в этом году их сдает 1892 человека, из которых 27 – выпускники прошлых лет. В этом году они сдают повторно те предметы, с которыми, к сожалению, не справились в прошлом году. Это русский язык и математика: экзамены, которые мешают им претендовать на получение документа государственного образца, то есть, аттестата.

- Анна Николаевна, вот из вашей практики скажите, спортсмены справляются с этими экзаменами? У них же большие пропуски бывают в году.

- На самом деле, за все периоды досрочных экзаменов, абсолютно все справлялись. Они люди дисциплинированные, ответственные. Понимают, что от этого зависит их продолжение образования. Поэтому они все справлялись и, мы надеемся, что справились и в этом году.

- Я ЕГЭ, слава богу, не застала. Мне кажется, что я просто из-за страха могла какие-то ошибки допустить. Вот те 27 человек, которые пересдают, это отстающие или это люди, которые не справились по каким-то уважительным причинам?

- Причины абсолютно объяснимые. Наверняка у них были очень несистемные знания, и они не смогли справиться с тем объемом заданий, которые им были предложены во время экзамена. Хотя задания и объем были понятны. Поэтому год дополнительной подготовки дал им шанс пересдать. Надеемся, что они справятся на этот раз.

- Сейчас обсуждается тема того, насколько вообще имеет смысл оценивать школу и учителей по результатам ЕГЭ. Значит, такой рейтинг вообще ведется не только на уровне городов, но и министерства? На ваш взгляд, Единый госэкзамен объективно оценивает знания учащихся, школу и учительский статус или это исключительная мера, чтобы сделать срез?

- Здесь вы несколько вопросов затронули. Первое, главная задача образовательного учреждения – выполнить государственный стандарт. И завершается проверка освоения государственного образовательного стандарта государственной итоговой аттестацией. Самое ключевое слово в этом – государственное.
Образовательное учреждение вместе со своими выпускниками предъявляет свой результат. Насколько качественно образовательные учреждения обучали, а ученики учились.
Для того, чтобы получить документ государственного образца. Это первое. Второе, насколько корректно сравнивать и нужно ли выстраивать рейтинг? Если говорить с точки зрения выполнения обязательств, что все должны освоить стандарты, и образовательное учреждение должно показать, что оно выполняет эту функцию и задачу по такому показателю, как количество справившихся и получивших аттестат, – это очень серьезно.

Что касается того, как справляются ученики по предметам по выбору, то тут шкалу внутри 100 баллов можно еще разделить: кто наиболее успешно справляется и демонстрирует от 90 до 100 баллов. Здесь тоже корректно сравнивать образовательные учреждения, которые реализуют программу повышенного уровня. Ожидаемо, что там не должно быть учеников не справившихся. Там должно быть значительное число выпускников, которые показывают высокие результаты. Это очень важный показатель качества обучения. Другое дело в том, как сравнивать. Если сравнивать средний тестовый балл, то средний – они и есть средний. Если анализировать все с точки зрения того, какое количество ребят подтвердили тот уровень, который они показывали в процессе обучения, то тогда это будет серьезная аналитика и серьезное подтверждение надежной школьной оценки. Они получили ту отметку, тот результат, который они демонстрировали на протяжении всего обучения. А если они лучше результаты показали, то это отражает хорошую системную подготовку к ЕГЭ.

- В этом году что-то изменилось в сдаче экзамена и в подготовке к нему?

- На самом деле, много изменений, но с точки зрения организации и безопасности. Если говорить в отношении учеников и контрольно-измерительных материалов, то здесь следует отметить, что
в этом году впервые у нас будет открытый банк заданий, который доступен абсолютно всем выпускникам на сайте федерального института педагогических измерений.
Если ученик мотивирован (никакой тайны в этом нет), он знает, с помощью каких заданий будут проверять его знания. Абсолютно по каждому предмету есть видео-консультации о том, к какому заданию лучше приступить и в какой последовательности. Это очень серьезное подспорье и помощь выпускникам, для того, чтобы качественно готовиться. То есть, открытый вариант банка заданий – это серьезный момент. Что касается самого содержания контрольно-измерительных материалов и их структуры, то по сравнению с прошлым годом, значительных изменений не произошло. Они, конечно, с каждым годом совершенствуются, но с точки зрения проверки на ответвите ошибок, уточнение формулировок. Что касается вопроса организации и самой процедуры проведения, то общий девиз на проведение Единого государственного экзамена в этом году – «За честный ЕГЭ». Не секрет, что в прошлом году было много, скажем так, конфликтных и скандальных ситуаций по поводу надежности информации, ее открытости и размещения материалов. Сделано все возможное, чтобы во всей стране обеспечить единый подход и единые условия. О чем здесь идет речь? Во-первых,
все пункты проведения ЕГЭ, аудитории и штаб-пункты проведения экзамена оснащены системой видеонаблюдения.
Мы уже стали свидетелями того, как сегодня в онлайн режиме, через ситуационно-информационный центр, который находится в пресс-службе контроля и надзора, общественные наблюдатели (ими могут стать только те, кого аккредитовал Рособрнадзор) могу «войти» в любую аудиторию и посмотреть, каким образом проводится экзамен. Во-вторых, ведется запись экзамена, что позволяет потом отсматривать материалы и установить, не было ли нарушений со стороны выпускников.

Самое главное нарушение, о котором мы говорим нашим выпускникам, и обращаем на него особое внимание с девизом «Не рискуй», - это запрет на наличие любых средств связи у выпускника в пункте проведения.
Для того чтобы обеспечить полное отсутствие таких источников связи, есть еще одно изменение – вход осуществляется с помощью рамки металлоискателя либо ручного металлодетектора. Мы просим тоже с пониманием отнестись к этой процедуре. Для нас она привычна и понятно, когда мы пользуемся услугами авиаперелета. Если мы говорим о безопасности, надежности и ответственности, то ничего страшного в этой процедуре нет. Она нужна, чтобы убедиться, что выпускник действительно пришел без телефона и не поставил ни себя в ситуацию риска, ни тех ребят, которые будут находиться вместе с ним в аудитории. Просто, если будет установлено, что это повлекло за собой и искажение результатов других, они могут быть аннулированы для всей аудитории. Это очень серьезная и ответственная процедура, на которую надо обратить внимание.

Кроме того, если говорить об организационных условиях этого года, то это отсутствие свидетельств о результатах ЕГЭ.

- Про это был у нас вопрос…

- Здесь хотелось бы обратить внимание, что ранее родители и выпускники волновались, они приходили уже после того, как все результаты были получены (это было связано с отъездом, с подачей документов). Для того, чтобы упростить эту процедуру и убрать лишние организационные проблемы, с этого года свидетельства о результатах ЕГЭ не будут выдаваться.
Выпускники будут получать результаты как в схеме, которая существовала в предыдущие годы, когда результаты будут передаваться ответственным лицам в образовательные учреждения, подчеркну, для индивидуального ознакомления, так и есть вариант ознакомления с результатами на сайте «Госуслуги».
И выпускник, подавая заявления в то или иное учебное заведение, просто указывает, какие предметы он сдавал, а на местах, у приемной комиссии учебных заведений, есть такой же доступ к данным. Это, конечно, организационно очень упрощает процедуру.

Есть еще один момент, на который я хотела обратить внимание – срок действия этих результатов. Действительны они будут четыре года, что отличается от предыдущего срока. При этом, если какой-то результат не устроил, в следующем году его можно улучшить. У выпускника это право есть, при условии сохранения результатов по другим предметам. Еще очень важно знать эту информацию выпускникам 2012 и 2013 года – их результаты также действуют на протяжении четырех лет.

- Вы говорите «Не рискуй», но как не рисковать, когда ты можешь потерять целый год жизни и не поступить в заветное образовательное учреждение? Есть даже такая статистика, что школьники сейчас выбирают вузы не по своим предпочтениями или детской мечте, а подбирают себя в те рамки, которые вуз допускает. А ведь за этого год может все так сильно измениться: можно пойти продавать сотовые телефоны и изменить мечте...

- Я подчеркну, что этот слоган «Не рискуй!» относится к тому, что можно вообще остаться без аттестата.
Соблюдение правил процедуры ЕГЭ… Все решают только знания. Если выпускник знает, он уверен и пришел на экзамен, то он должен воспользоваться только знаниями. Однозначно, по всем случаям прошлого года, которые были допущены в округе аннулировали результаты без права пересдачи. Если это случилось с русским языком или математикой, то выпускник вообще лишается права получить аттестат.

Если же говорить о перспективной задаче – поступление — то, конечно, здесь вы правы, надо ориентироваться, прежде всего, не только на тот вуз, где достаточно будет баллов. Практика показывает… Сегодня у нас в рамках выставки «Образование и карьера» выступали и представители высших учебных заведений, и работодатели. Они говорили, что если по такому принципу поступать, ради того, чтобы просто куда-то поступить, то не случайны потом и уходы, как с первого, так и с третьего курса. Из тех, кто потом устраивается по специальности, многие уходят в другие сферы, что требует затрат на переподготовку. Поэтому, конечно, ответственные выбор и образовательного учреждения, и своей образовательной траектории – это успешная профессиональная карьера.

- Под страхом не сдать ЕГЭ большинство школьников идет к репетиторам. Нна дому или учителя проводят какие-то дополнительные курсы, не входящие в программу. Как вы относитесь к репетиторству? Особенно сейчас, когда всех, кто этим занимается, просят выйти на чистую воду и создать ИП. У нас ведь многие просто не станут этим заниматься.

- Если говорить о страхе не сдать и в связи с этим заниматься у репетитора… Здесь я бы даже немного иначе прокомментировала. Здесь, скорее, подстраховка или неуверенность в своих силах. Поэтому здесь играет роль психологических фактор того, что нужно еще дополнительно заниматься. Это одна проблема. О второй мы говорили в рамках выставки «Образование и карьера». Когда школьники выбирают 10 класс, им надо ориентироваться на дальнейшее получение образования, а не только на желание остаться в своей школе. Зачастую, необходимость обратиться к репетиторам происходит потому, что меняются кардинально те предметы, которые он изучал или вообще не изучал на профильном уровне. Например, иностранный язык: на базовом уровне это два-три часа, а на профильном – шесть. Разница в этом есть. И если ученик выбирает этот предмет после базового уровня, то он начинает готовиться у репетитора. Это очень важно! И неслучайно мы на выставку приглашаем 8-9 классы для того, чтобы они посмотрели, насколько важно правильно выбрать предметы, которые нужны им для получения дальнейшего образования.

Что касается того, где они занимаются и какие находят формы подготовки, то здесь, конечно, есть негосударственные структуры, которые нацелены на оказание дополнительной помощи, есть и индивидуальные репетиторы. Конечно, если это востребовано, то всегда появятся те, кто такие услуги предлагает. Мы, в связи с этим, работая с образовательными учреждениями, использовали собственные ресурсы не на репетиторство, а на создание элективных курсов, на организацию индивидуальных образовательных маршрутов, которые бы позволили целенаправленно готовиться и изучать программу, а не готовиться только к ЕГЭ. Качественные программы, объем, хороший учебный план – вот на это должны быть направлены усилия образовательных учреждений.

- Я помню ситуацию в прошлом году в восьмой школе, когда учителя преклонного возраста увольнялись, предпочитая ЕГЭ заслуженный отдых. Ведь это, действительно, сложно. Учителя боятся ЕГЭ по-прежнему?

- Я бы знаете как поставила вопрос? Это, скорее, боязнь не самого ЕГЭ, а ответственности за те результаты. Мы с вами начали с этого разговор – государственная итоговая аттестация. Само слово «итоговая» говорит о том, что это предъявление и родителям, и обществу, и своему образовательному учреждению результатов труда самого педагога и его выпускника.
Принятие ответственности за результаты своего труда, готовность продемонстрировать результаты своего труда – это серьезная процедура, через которую должен пройти каждый педагог.
И вопрос здесь абсолютно не в возрасте, а в готовности работать в новых условиях. Единый государственный экзамен у нас существует уже больше десяти лет и, еще раз подчеркну, что это не система обучения, а форма проверки знаний. Если учитель работает с современными технологиями, работает творчески и ответственен за результаты своего труда, то бояться ему ЕГЭ, конечно, не стоит, потому что его ребята проявляли эти результаты и в 9 классе. Они участвовали в олимпиадах, готовы к проверке знаний в разных формах и на разных этапах. Конечно, можно заниматься репетиторством и не нести за это никакой ответственности, потому что вы же сами попросили об этой услуге, и она не будет за это отвечать. Предъявить претензии, если эти отношения не оформлены, невозможно.

- Вы говорили про спортсменов – это, конечно, замечательно. Но есть же классы, в которых почти 70 процентов – мигранты, которым трудно на отлично сдать русский язык и английский тоже трудно. В этой ситуации учителя лицо свое на общем фоне теряют...

- Не соглашусь с вами. Никто ведь не ставит задачу, что все должны сдать на «отлично».
Подчеркну, задача состоит в том, чтобы продемонстрировать пороговое значение.
Для многих это очень важное достижение – преодолеть этот порог, который показывает, что стандарт освоен, но освоен на уровне, который позволяет выдать документ государственного образца, или освоен так, что позволяет выпускнику претендовать на самые высокие результаты, на обучение в престижных вузах. Главное, чтобы была возможность зафиксировать освоение стандарта и получить аттестат для тех, у кого была такая задача. У кого-то же была задача максимум… Вот соответствие запросов и результатов – вот это должно обязательно демонстрироваться. Да, есть проблемы у ребят, которые не так давно прибыли, но здесь надо правильно говорить о целесообразности и необходимости, о правильном выборе образовательно траектории на старшей ступени. Может быть, нужно говорить о получении среднего профессионального образования – о соответствии возможностей и реальных маршрутов обучения.

- Кстати, недавно были гости из округа в нашем Сургутском профессиональном колледже. Сейчас поток туда переметнулся из вузов, да? У них там чуть ли не конкурс на места…

- В учреждения среднего образования всегда был запрос выше, чем он мог принять. Это если говорить о Сургутском профессиональном колледже, то достаточно востребованы такие образовательные учреждения. Мы сегодня тоже обсуждали перспективную задачу и абсолютно все работодатели говорили о том, что востребованы на рынке труда, конечно, рабочие специальности. Поэтому профильное обучение и обучение на старшей ступени нужно правильно определить и родителям, и выпускникам. Они должны понять, на что они нацелены. Какую образовательную траекторию они хотят выстроить: это учреждения среднего профессионального образования, это 10-11 классы и продолжение образования в вузах… Однозначно, что этот выбор надо делать правильно и делать его уже после 9 класса.

- Что касается оценки школы… Наверное, система поощрения медалистов – это было изящнее, чем ЕГЭ. Ваше мнение – нужно ли вернуть статус медалей? Я знаю, что в некоторых школах их выдают, но абитуриент не может предъявить медаль в качестве своего достижения…

- Серебряные и золотые медали выдавались успешным школьникам вплоть до прошлого года. Только в этом году министерство образования заявило, что медалей не будет. Было очень широкое обсуждение и пока только в устной форме известно, что будут возращены медали, только неизвестно с какого года.
В нашем округе было принято решение, что будут сохранены системы грантовой поддержки для ребят, которые проявили особые успехи в обучении, потому что аттестат с отличием, аттестат особого образца сохранен.
Конечно, это правильно – отмечать тех, кто на протяжении всех лет обучения, действительно, проявлял особые успехи в учении. Эта система заложена и в концепции поддержки одаренных детей. Но почему вообще возникла идея отмены и почему так активно это обсуждали? Поскольку результаты ЕГЭ никак не влияют на получение медали, получается, что это ограничивается только школьной отметкой. Вот для того, чтобы это была более надежная процедура и можно было отмечать, действительно, лучших… Пока это идет на переходном этапе и в этом году у нас и аттестаты будут нового образца, но медали пока отменены и положение о том, что они будут выдаваться нет. Но решение о том, что таких детей нужно поощрять, было принято и на уровне округа, и мы в своем городе традиционно чествуем учеников, которые с отличием окончили школу. До этого года у нас было торжественное вручение медалей, но и в этом году мы продолжим эту традицию – глава города вручит медали тем, кто проявил особые успехи в своем обучении.

- Как вы относитесь к частным школам? Как они проходят процедуру ЕГЭ?

- Абсолютно так же. Они имеют государственную регистрацию, и обучение у них заканчивается государственной итоговой аттестацией. Поэтому здесь нет никаких исключений – для всех общеобразовательных учреждений в РФ существуют единые условия для проведения государственной аттестации. Негосударственные учреждения достаточно успешно работают и имеют право точно также предъявить свои результаты.

- Сейчас одни родители будущих первоклашек подбирают школу по принципу близкого расположения к дому, а другие - рейтинговые школы. Как вы думаете, нужно ли на таком раннем этапе задумываться над тем, как в этой школе дети справляются с экзаменами и какие там заслуженные учителя работают?

- Конечно, существуют разные критерии, которыми руководствуются родители при выборе образовательного учреждения. На сегодняшний день на сайтах образовательных учреждений размещается информация о достижениях, публичный доклад об эффективности, об условиях обучения, о тех программах, которые там реализуются. На самом деле, родители сегодня достаточно серьезно относятся к выбору образовательного учреждения. Но если говорить о начальных классах, то здесь группа критериев, она дополняется и территориальной доступностью, понимая, что это маленький ребенок и ему самостоятельно нужно будет ходить в школу. Еще в качестве критерия выступает наличие группы продленного дня, развитая система образования.
Но когда мы проводим опросы среди родителей о том, что является для них важным критерием, очень многие в качестве критериев ставят не только результативность, но и комфортность образовательной среды и территориальную доступность (практически 65 процентов родителей ставят этот критерий во главу угла).
То, что учитывается результативность – это очень важный показатель. Но сегодня мы понимаем, что государственная итоговая аттестация, как форма независимой оценки, в 11 классах и с этого года в 9 классах – это итог обучения. А начальную школу, конечно, родители выбирают по территориальной доступности, комфортность и учителя, который будет принимать в этом году класс, потому что они понимают, что в начальных классах большинство предметов ведет один учитель.

- То есть, не получится так, что в одной школе будет семь первых классов, а в другой даже два набрать не могут?

- На сегодняшний день уже подано более трех тысяч заявлений в первый класс. Принцип комплектования первых классов идет исходя их потребностей в микрорайоне и возможностей принятия в образовательном учреждении. Не секрет, что у нас особая демографическая ситуация и сильная занятость в образовательных учреждениях, поэтому количество классов зависит и от возможностей школы, и от потребностей в микрорайоне. Конечно, есть учреждения, в которых 16 первых классов, есть те, где три первых класса, но это не значит, что оно менее популярно. Это зависит еще и от пропускной возможности и умения организовать образовательный процесс.

- Вернемся к вопросам, которые были на сайте. Знаете, они посвящены не только вопросам о государственных экзаменах. Но вот есть вопрос о том, что будет, если заболеть на время ЕГЭ.

- Если ухудшилось состояние во время проведения экзамена, то на пункте дежурит медицинский работник, который фиксирует факт ухудшения состояния здоровья и тогда экзамен считается прекращенным для этого выпускника. Мы направляем эту информацию в главную экзаменационную комиссию и она, в связи с ухудшением, дает разрешение на участие этого выпускника в дополнительные сроки. У нас есть резервные дни по предметам, которые дают право сдать дополнительно этот экзамен. Такие случаи бывают редко, но, правда, разные бывают ситуации и для того, чтобы зафиксировать такой факт у нас и дежурит медицинский работник.

Если ребенок заболел и не пришел в пункт, то подчеркну, что в резервные дни сдают только выпускники, пропустившие экзамен по уважительной причине. То есть, должен быть документ, подтверждающий факт, что ученик находился в медицинском учреждении или невозможности его физического пребывания на пункте. Такие условия порядком предусмотрены, но для этого должно быть не просто звонок с сообщением, что у меня болит голова. Такие случаи приниматься во внимание не будут.

- В резервные дни условия сдачи все те же?

- Абсолютно! Все условия проведения одинаковы.

- Вопрос не про ЕГЭ. Многие родители хотели бы, чтобы их дети не учились в субботу. Как этот вопрос решается: на уровне школы или города?

- На самом деле, решение о пятидневном или шестидневном типе работы принимает решение образовательное учреждение.
Пятидневный режим работы у нас есть только для пятых классов – это обязательно. А по всем другим классам решение принимает школа, за исключением тех, кто реализует программу повышенного уровня.
Понятно, что там в пятидневный режим очень сложно вместить нужную образовательную программу. Но мы не должны забывать, что мы живем на Севере и у нас очень большое количество актированых дней, и возможность усвоения программ в связи с этим затруднены. Не случайно образовательное учреждение не принимает решение о переведении на пятидневный режим работы, понимая, что объем стандарта от этого никто не изменит. Все мы понимаем, что и состояние здоровья наших детей в последнее время идет не в сторону улучшения. Именно поэтому значительная часть образовательных учреждений занимается в шестидневном режиме обучения. Есть рекомендации к начальным классам, чтобы этот шестой день в большей степени был развивающим, поэтому он идет больше в помощь, чем в нагрузку. Если говорить о старшеклассниках, то еще раз подчеркну, что шестидневный режим работы здесь более оптимальный, потому что количество предметов, объемы материалов и государственная итоговая аттестация требует систематической и достаточно плодотворной подготовки.

- По поводу выставки «Образование и карьера», о которой вы уже упомянули. Мы задались вопросом: «Для кого же она проводится?» Старшеклассники не приглашаются туда или они могут еще что-то изменить для себя?

- Выставка и режим ее работы продуманы таким образом, что, в первую очередь, потребители ее информации – 8-10 классы. В большей степени 9-10, как две целевые группы. Поскольку на выставке представлены и общеобразовательные учреждения, которые будут открывать профильные классы, с целью того, чтобы помочь девятикласснику определиться с траекторией обучения. Выпускники, если они планируют связать свою будущую специальность с инженерными профессиями, то, конечно, выбор должен быть в пользу физико-математических или информационно-технологических классах. Им как раз демонстрируется перечень предметов, условия.
С этого же года идут очень серьезные изменения – в профильные классы осуществляется индивидуальный отбор, где девятиклассники узнают об условиях, предметах и перспективах.
10-классники тоже неслучайная группа. Для них представлена система профессионального образования, потому что буквально после первого полугодия им нужно делать выбор предметов, учебного заведения, ознакомиться с тем, какие требования и какой перечень предметов им понадобится для поступления. Тогда у них пойдет более точная подготовка и целенаправленный выбор. Это наша основная аудитория, но в субботу мы даем возможность посетить выставку родителям, с учетом их занятости в рабочее время, и одиннадцатиклассникам, если есть такая необходимость.

- Правда, что в этом году было много иногородних гостей? Получается, что им интересен сургутский абитуриент?

- Действительно, в этом году география участников выставки достаточно большая: это вузы УРФО, Новосибирск, Санкт-Петербург и вузы нашего округа, нижневартовские и тюменские учебные заведения, их филиалы в Сургуте. В этом году были представлены у нас и международные участники: из Минска и Словакии есть вузы. Это неслучайно. Действительно, наши выпускники очень мобильны и они получают образование в разных регионах. И мы очень рады, что такой интерес есть к нашей выставке и вузы заинтересованы не просто в обеспечении набора, а в том, чтобы это были мотивированные и подготовленные выпускники. Мы выяснили, что имеем интерес со стороны других регионов.

- Возможно, они надеются, что те ребята, которые не сдадут ЕГЭ на высокие результаты, поступят к ним на коммерческой основе?

- Мы, конечно, так детально эти вопросы не задавали, но для наших выпускников в любом случае это возможность на одной площадке диалоговой получить максимум информации и задуматься о возможностях преемственного построения карьеры: это и профильные классы, и учреждения среднего и высшего образования.
Еще немаловажно, что у нас участвуют участники дополнительного образования и предприятия и организации, градообразующие предприятия, которые открыто говорят, по каким специальностям они ждут наших выпускников, они активно участвуют в реализации плановых проектов и программ, которые позволят нашим выпускникам быть успешными и правильно выстроить. Мы с вами уже сегодня обсуждали, что если выбрать специальность, которая не дает возможность трудоустройства, то трудно говорить о самореализации и успешности.

- Конечно, есть такие примеры, когда девочка все время и училась на отлично, и золотая медаль у нее, и вот она поступает в питерский вуз, попадает на коммерцию. В итоге у нее красный диплом и отличная работа, но вуз на ней заработал. Казалось бы, все трудные пути были пройдены, но родителям все равно приходится платить…

- Трудно комментировать данную ситуацию, но всегда же у выпускников есть выбор места обучения и вуза. Я просто уверена, что была альтернатива территории УРФО, но ведь зависит еще все и от того, какие приоритеты выбирает семья и сам выпускник. На самом деле, нужно оценивать и эти составляющие тоже. Правильный выбор вуза с точки зрения расположения, результативности трудоустройства выпускников – это ведь тоже сегодня информация открытая. Главное, чтобы та профессию, которую выпускник выбрал, она помогла ему самореализоваться, состояться, а не столько несла красивую вывеску обучения в Санкт-Петербурге.

- Вы говорили про градообразующие предприятия, что они ждут специалистов. А платить они готовы, как это было давно с Уральским политехническим, когда они оплачивали учебу студентов и платили свою стипендию?

- С каждым градообразующем предприятием у нас есть свои условия, свои проекты. Но в том, что все наши предприятия заинтересованы в качественно подготовленных специалистах, которые мотивированы на результативность – об этом сегодня говорили все участники выставки. Сегодня готовы активно включиться и в профориентационную работу и «Сургутнефтегаз», и «Газпром». И у нас есть много проектов с «ГРЭС» и «Тюменьэнерго».
Сегодня есть кадровый голод, связанный с технологичными специальностями, инженерными.
Это определяет кадровую политику в том числе и этих предприятий. У нас сегодня формируются классы и группы, которые будут поддержаны или уже поддерживаются градообразующими предприятиями в разных формах: это и целевой набор, и направления для обучения, это и профориентационная работа, это экскурсии и встречи с лучшими по профессии, это участие ученых из вузах в сессиях и практикумах и приглашение предприятиями за свой счет этих ученых. Поэтому сегодня градообразующие предприятия очень заинтересованы в том, чтобы готовить специалистов, которые вернутся и будут работать в родном городе, в родной Югре, получив качественную переподготовку в тех вузах, по тем специальностям, которые необходимы.

Сегодня Михаил Федорович Кириленко выступал (заместитель генерального директора ОАО «Сургутнефтегаз») и говорил, что порядка 50 тысяч в год дается тем, кто получил направление. Им возмещаются затраты на обучение. Да, эта практика сохраняется и поддерживается. Действительно, сегодня они заинтересованы в том, чтобы готовить высококвалифицированных специалистов. Но все начинается в школе, не зря все говорят о правильной подготовке, верном выборе профессии, траектории обучения.

- Значит, градообразующие предприятия тоже будут волноваться о том, ка сдадут ЕГЭ будущие их сотрудники?

- Многие как родители волнуются, многие как те, кто отвечает за подготовку кадров. Конечно, это наши дети и это тема, которая волнует абсолютно всех. Мы, конечно, можем только пожелать удачи и успехов нашим выпускникам, потому что, повторю еще раз слоган ЕГЭ 2014 года: «Все решают знания». Поэтому надеемся, что подготовка, которая осуществлялась в течение 11 лет, и та информационная разъяснительная работа, которую мы проводим сейчас для родителей, выпускников и педагогов… Сегодня удивительные информационные ресурсы есть, сайты, консультации.
Только правильными сайтами нужно пользоваться. У нас там был вопрос про источники. Они все официально определены. Это официальный сайт www.ege.edu.ru, сайт государственных педагогического университета, сайт федерального центра тестирования.
Только эти сайты, потому что триста источников, которые были проверены, они несут в себе информацию, которая не соответствует действительности. Поэтому я хочу еще раз призвать наших выпускников быть предельно внимательными и не верить той информации, которая может вселить надежду, что кто-то и где-то вам поможет. Надейтесь на свои знания, готовьтесь, тренируйтесь и готовьтесь психологически к сдаче Единого государственного экзамена.

- Тоже желаем удачи… А калькуляторам-то можно пользоваться на математике?

- Есть перечень предметов и перечень разрешенного оборудования, которые необходимы и возможны для использования. Например, в географии это линейка, транспортир и напрограммированный калькулятор. То есть, выпускники наши четко знают порядок и правила, перечень предметов. Что такое «не программированный» они тоже уже понимают – это только определенные действия типа синус и косинус и еще несколько функций. При входе в пункт у выпускников проверяется это оборудование на предмет его соответствия.

- То есть, современные Кулибины не смогут закутить туда программку, которая все ответы выдаст?

- Еще раз призываю не изобретать никаких способов, надеяться только на свои знания, готовиться и исключить все факторы, которые бы не позволили бы нашим выпускникам остаться без результатов. Жалею максимально нацелиться на подготовку и успешно справиться со всеми заданиями.

- Спасибо большое, что были с нами и ответили на вопросы.

- Мы всегда рады предоставить дополнительную информацию. В июне мы вернемся к этой теме и с удовольствием и читателям, и участникам онлайн-конференций, и родителям, а также расскажем, достигли ли мы своей цели.

Вера Куликова (СИА-ПРЕСС)

http://www.siapress.ru/conference/31624

СИА-ПРЕСС

=Материал опубликован 06.05.2014