Учить ли ребенка давать сдачи?

Сургут • Разделы    → Воспитание

Некоторые родители замечают, что их ребенок слишком агрессивен, а некоторые переживают за то, что их малыш слишком миролюбивый и не умеет дать сдачи обидчику или постоять за отобранную игрушку. Не только ребенок должен научиться за себя постоять в критической ситуации, но и родители должны правильно оценивать ситуацию и знать реакцию своего ребенка.

Конфликтная ситуация по - разному оценивается родителями и самим ребенком.
Бывает, ребенка действительно подавляют, унижают и обижают, а может взрослые, невольно, вспоминая свои обиды, навязывают малышу свое представление о жизни. Если взрослые преувеличивают значимость проблемы, этим они только вредят ребенку, так как вместе с пустяковой обидой они способствуют усилению самолюбия ребенка. Излишние самолюбие мешает строить нормальные отношения с окружающими. Такой человек будет во всем видеть подвох, заводиться от каждого неосторожного слова, сказанного в его адрес. Обида перерастает в душе только в зависть, злость и ненависть. Если родители учат ребенка тому, что его подавляют и унижают, тем самым они зарождают в ребенке комплекс неполноценности. Ребенок может быть ничего и не заметил, если бы взрослые не заостряли его внимание на незначительной несправедливости, совершённой по отношению к нему. Бывают ситуации, когда ребенка не приняли в игру, подразнили, толкнули. Примут играть в другой раз, и ваш ребенок может нечаянно толкнуть кого- нибудь. Обычно детские обиды проходят быстро. Если взрослые фиксируют на таких обидах свое внимание, пустяковые обиды приобретают другой качественный статус, их как бы признают официально. Если родители внушают ребенку мысли о жестокости мира, маленький ребенок не знает, как найти силы победить весь мир. В результате, у одних детей развивается агрессивность, у других - чувство страха.

По сути, за агрессивностью спрятано тоже чувство страха. Ребенок, который верит в то, что мир в котором он живет добрый, будет нормально развиваться. Конечно, малыш должен знать, что зло встречается, но добро всегда победит зло. Страх тормозит интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка. Для ребенка важно все то, что говорят родители, поэтому взрослые не должны своими словами подрывать у ребенка его представления о справедливости окружающего мира, о добре и зле. Также нельзя называть ребенка слабым и не способным дать отпор. Если дети боятся вызвать неудовольствие родителей, они зажимаются еще больше, скрывают свои переживания, отчуждаются от родителей, перестают им доверять. Потеряв опору в лице взрослых, ребенок становится полностью беззащитным. Взрослые обязательно должны обезопасить ребенка, особенно, пока он мал и не может защитить себя сам, чтобы малыш знал, что у него есть надежное прикрытие.

Если ребенка постоянно обижают в детском саду, родителям нужно поговорить с воспитателями. Детское учреждение отвечает за психическое и физическое здоровье ребенка. Воспитатели должны унимать драчунов, не разрешать детям дразнить друг друга, создавать благоприятный психологический климат в группе. Если в садике дела обстоят не так, нужно перевести ребенка в другой садик. Ситуация нередко складывается так, что достаточно перейти в другой садик или поменять школу, и вопрос, как избавиться от притеснений, решается сам собой. Но, если ребенок оказывается жертвой драчунов везде и всегда, значит, проблема с самим ребенком. Такой ребенок провоцирует обидчиков сам тем, что постоянно задирается, а потом бежит жаловаться. Такого ребенка нужно сначала научить ладить с коллективом (не завидовать, к ребятам относиться доброжелательно, не обижаться, не ехидничать и тому подобное), а потом учить постоять за себя.

Поведение ребенка зависит от особенностей его характера и возраста. В первый год жизни дети обычно играют в одиночестве. Дети двухлетнего возраста общаются, но каждый увлечен своей игрой. У двух или трехлетних малышей во время игры уже могут появляться сложные ситуации. Чаще всего дети не знают, как себя вести и не умеют разбираться сами, поэтому задача родителей состоит в том, чтобы помочь им найти достойное решение конфликта. Родители должны наблюдать за игрой, быть рядом, тогда ребенок будет эмоционально защищен. Взрослые могут объединить для интересной игры детишек, настроенных доброжелательно, тогда драчуны и забияки, чтобы не остаться в изоляции, захотят присоединиться к общей игре. Задача родителей - научить детей общаться, они должны при необходимости направлять игру в безопасное русло и не позволять малышам действиями или словами вредить друг другу. Начиная с четырехлетнего возраста, ребенок начинает задумываться, нужно ли было делать те или иные действия. Все эти особенности поведения детей говорят о том, что дошкольники еще не могут адекватно решить, давать сдачу или нет в конкретной ситуации.

Способность давать сдачу во многом определяет темперамент ребенка. Многие дети не умеют за себя постоять, зачастую, это тихие дети (меланхолики и флегматики). Более эмоциональными и вспыльчивыми являются холерики. От того, насколько ребенок эмоционален также зависит его способность уметь давать сдачу. Самая большая проблема появляется у тех детей, которых родители учат давать сдачу. Когда родители говорят ребенку о том, что он может применить физическую силу против того, кто его обижает, ударить кого-то в ответ, это не означает, что ребенок применит физические действия в той ситуации, которой бы хотелось взрослым. В ответ на разрешение взрослых ребенок чаще всего начинает применять агрессию вообще. Ребенок пробует использовать физическую силу как способ разрешения конфликта в разных ситуациях на практике, социальных норм поведения он еще не знает. Естественно, возникают ситуации, когда применении силы не оправдано. Если родители разрешают ребенку давать сдачи, они должны быть готовы к тому, что между детьми будут конфликты, драки и ответственность за это будут нести родители. Не исключаются ситуации, когда ваш ребенок может принести другому ребенку сильный физический урон.

Поведение детей может быть абсолютно непредсказуемым. Детские психологи не советуют учить детей давать сдачи физически. Прежде всего, ребенка надо учить постоять за себя при помощи слов. У шестилетнего ребенка появляется зависимость от оценки взрослых, появляется чувство долга и ответственности. Ребенок уже определил для себя, что значит, быть хорошим. Также дети этого возраста отличаются повышенной внушаемостью. Если ребенок не дает сдачу и не может постоять за себя, это может объясняться тем, что ему внушали, что драться нельзя, за это его могут наказать. Возможно также, что опыт общения у ребенка был позитивным и ребенок не умеет договариваться и справляться с конфликтом.

Если родители всегда предупреждали и решали все конфликты, ребенок не научился сам выходить из трудных ситуаций. Также такое поведение ребенка может быть связано с особенностями воспитания и поведением родителей в семье. Есть семье, в которых взрослые без конфликтов могут решать свои проблемы. Активная и волевая мама может решать за ребенка его проблемы и делать самую трудную работу. Также есть мамы, которые оберегают ребенка от лишних контактов, любых потрясений. В 2-3 годика ребенок демонстрирует самостоятельность, если его ограничивали в этой самостоятельности, ребенок будет пытаться избегать неудач вместо того, чтобы добиваться цели. Родители должны давать возможность ребенку как можно больше контактировать с другими детьми.

Ребенок, конечно, должен уметь себя защищать. Но это не означает, что нужно сразу начинать махать кулаками. Сначала он должен научиться анализировать ситуацию и стараться урегулировать конфликт мирным путем. Ребенка не умеющего давать сдачу нужно научить другому способу защиты. Формируйте у малыша чувство уверенности в себе. Родители должны пересмотреть систему наказаний и запретов, не перегружать ребенка излишними ограничениями, важна также поддержка и похвала родителей.

=Материал опубликован 20.03.2014