Как научить ребенка играть самостоятельно?

Сургут • Разделы    → Воспитание

Игра для детей является увлекательным процессом, который помогает развивать воображение, учит самостоятельности, тренирует память. Специалисты считают, что ребенка нужно учить играть самостоятельно. Если ребенок почти все свое время проводит вместе с мамой, он может вырасти безынициативным, постоянно будет нуждаться в чьей-либо помощи и подсказке, не сможет сам принимать решения. В игре дети передают свое отношение к окружающей их действительности. Ситуации, за которыми малыш наблюдает в жизни, он потом моделирует в игре. Ребенку интересно игрушку изучить, потрогать, собрать. Познавательная деятельность малыша начинается уже в возрасте полгода, когда малыш играет с погремушками. Ребенок может занять сам себя двумя - тремя яркими игрушками в кроватке или манеже. Кроха эти игрушки трясет, бросает, пробует на вкус, трогает, и такое занятие его не утомляет. Когда малышу наскучат старые игрушки, нужно купить ему другие.

Самостоятельно играть дети могут уже с двухлетнего возраста. Родители часто наблюдают, как малыш увлеченно собирает пирамиду или перебирает кубики, в это время взрослым лучше ему не мешать. Но есть дети, которые не отходят от мамы ни на минуту и не желают играть в одиночестве. Родителям в этом случае следует действовать очень аккуратно. Можно купить девочке кукольный набор, ведь любая девочка мечтает иметь кроватку для кукол, столик, стулья, одежду. Мальчику в такой ситуации покупают новую машинку. Игрушки оказывают на детей почти волшебное действие. Когда у ребенка появляется игрушка, о которой он мечтал, малыш может играть с ней по нескольку часов. В этот момент ребенка нужно оставить одного, чтобы он побыл наедине с новой игрушкой.

Как приучать ребенка к самостоятельности?

Для детей сегодня продают огромное количество разных игрушек. Ребенку можно купить конструктор, развивающие игры, книги. Игрушки стимулируют активную деятельность ребенка. Некоторые родители рано отдают ребенка в детский сад для того, чтобы он там учился самостоятельности. Но детский коллектив не может научить ребенка самостоятельно проводить время. В детском саду ребенок постоянно находится среди детей и воспитателей, его ни на минуту не оставляют в одиночестве. Постоянное пребывание в кругу воспитателей и сверстников не дает развиваться самостоятельности. Вся дальнейшая жизнь ребенка, учеба, работа, дружба, семья зависят от личных качеств характера человека: инициативности, самостоятельности, упорства и целеустремленности. Эти качества развиваются в процессе воспитания. С раннего возраста ребенку нужно предоставлять личное пространство, в котором он сможет проводить время самостоятельно. Если ребенка постоянно контролировать и водить за руку, он становится неуверенным, замкнутым, безынициативным, таким человеком он и вырастет.

Родители должны, прежде всего, знать, что игрушек не должно быть много. В шкафчике с игрушками нужно постоянно наводить порядок. Игрушка, с которой ребенок долго не играет, должна быть убрана, а вернуть ее можно немного позже. Иногда малышу большую радость может доставить возвращение старой игрушки, чем покупка новой. Ребенка всегда можно увлечь, если поставить перед ним мешок любимых старых машинок и кукол. Для самостоятельной игры ребенку больше всего подходят наборы разных инструментов, наборы парикмахера и доктора. Все эти предметы являются умешенными копиями реальных предметов из мира взрослых. С такими игрушками ребенок сможет подражать работе взрослых. Для самостоятельной игры очень хорошо подходят игрушки для игры с песком или с водой (ведерки, формочки). Играя, ребенок изучает свойства предметов и тем самым познает мир. Хорошо, когда у ребенка есть любимая игрушка. Обычно это плюшевый мишка или кукла. Самостоятельно дети очень хорошо играют в домиках. Это могут быть покупные палатки или постройки из стульев и столов, накрытые покрывалами. Малышу всегда интересно самостоятельно играть с мячами разных размеров и другими спортивными игрушками, с коляской, машинкой на веревочке, разными каталками. Не обязательно покупать ребенку интерактивные игрушки. Такие игрушки не развивают воображение, а ведь именно воображение помогает ребенку играть самостоятельно. Фантазия ребенка может превратить, например, пустую коробку в машину или лодку. Игра и должна развивать фантазию и воображение. В развивающих играх обычно есть определенные правила, следовательно, в таких играх нужна помощь взрослых. А в привычную любимую игру ребенок потом сможет играть и самостоятельно. Родители учат детей действовать. Сначала ребенок учиться есть ложкой, со временем - самостоятельно одеваться. Малыш наблюдает за тем, как его кормят, одевают, и все эти действия запоминает после многократных повторений. Все обстоит точно также и с играми. Ребенка нужно научить играть с игрушками, показать, как это правильно нужно делать. Если недостаточно показать один раз, значит, нужно повторить для ребенка, как пользоваться игрушкой несколько раз, чтобы он мог играть с ней самостоятельно.

Первые игры (в возрасте двух лет) больше имитируют действия взрослых. Дети особенно проявляют интерес в этом возрасте к настоящим вещам, а не к игрушкам. Взрослые должны помочь малышу выбрать персонажей, назначить исполнителей главных ролей в игре (ребенок - “водитель”, мама – “пассажир”; кукла - “дочка, а ребенок – “мама”), научить вести диалог в игре. Родители сами тоже могут участвовать в этом действе и показывать ребенку пример, комментировать вслух свои действия. А могут только озвучивать игру и подсказывать следующие варианты действий. Сюжет может быть таким: « Кукла хочет кушать, надо ее покормить. Кукла устала, положи ее спать». Когда у ребенка уже появится игровой опыт, он может переходить к новым формам игры – сюжетно - ролевым. В таких играх у ребенка появляется возможность исполнять разные роли. Часто малыши сами придумывают роли, вдохновленные тем, что увидели или услышали. Взрослые могут помочь придумать более сложный сюжет, подсказать идею или новую игру. В возрасте два - три годика ребенок с удовольствием будет играть в доктора, продавца в магазине, с машинками, куклами, зверями. С ребенком можно играть в разные профессии - воспитателя, повара, парикмахера, строителя. В ролевой игре можно повторять сюжеты любимых мультфильмов и книг, или придумать новое развитие сюжета, свою сказку. В игре можно путешествовать на самолете, ехать в автобусе, плыть на корабле. Детям очень нравятся игры со сменой нарядов и переодеваниями. Взрослым, главное - не навязывать свои правила и не ограничивать фантазию ребенка. Можно и позже научить ребенка играть по правилам. Чем больше взрослые будут играть с ребенком, тем сильнее он начнет проявлять интерес к играм, соответственно быстрее научится играть самостоятельно. Играть всегда нужно с удовольствием и с увлечением.

Чем заменить самостоятельные игры?

Если ребенок еще не умеет играть самостоятельно, можно воспользоваться некоторыми родительскими хитростями, при помощи которых родители смогут немного отдохнуть от ребенка. Чаще всего дети забираются туда, куда им запрещают лазить, им нравится разбирать вещи и при этом безобразничать, в это время их ни видно и ни слышно. Такое занятие увлекает ребенка на достаточно продолжительное время. Ребенку можно оставить такую обманку: открыть дверь шкафа, в котором много интересных и безопасных предметов или положить на видное место пачку старых открыток. У каждой мамы должен быть мешочек с коробочками, пузырьками, пробками от бутылок, тесемочками, мелкими игрушками, пуговицами, бусами, природными материалами. Для детей это будут настоящие сокровища. Но все эти предметы должны быть безопасными. Такой мешочек надолго увлекает ребенка. Время от времени мешочек нужно пополнять и не давать малышу слишком часто с ним играть. Можно занять ребенка, если попросить его принести из комнаты любимую игрушку. Пока ребенок будет ее искать, он может так увлечься, что пройдет какое- то время. Когда малыш выполнит вашу просьбу, можно дать ему новое задание. Например, принести две мягкие игрушки, три предмета на букву «М», два круглых предмета.

Для ребенка постарше нужно выбирать задания, которые будут сложнее. В комнате можно разложить пакетики с сюрпризами и дать ребенку задание их найти. Ребенка могут увлечь пластмассовые звери, которые будут стоять на видном месте. Для самостоятельной игры можно использовать лист бумаги и фломастеры. На листе надо нарисовать квадратики разного цвета и попросить ребенка нарисовать в каждом домике предметы такого же цвета. Можно с ребенком поиграть в выставку, для этого малыш должен будет все приготовить (рисунки, игрушки, поделки). Пообещайте ребенку, что, когда все будет готово, обязательно придете на его выставку. Ребенку нужно внимание родителей. Чем больше родители общаются с ребенком, тем проще им будет оставить его одного.

Марина Романова

=Материал опубликован 19.02.2014