Зачем сургутские дети активно учат английский?

Сургут • Разделы    — Школьники

Своей историей успеха с «СТ» поделился победитель югорского этапа Всероссийской олимпиады школьников Александр Храмченко.

Язык для развлечения

Саша учится в десятом классе сургутской средней школы №25. На региональный этап олимпиады он ездил и раньше, однако особых успехов не снискал – был только 8-м в итоговом протоколе. На сей раз, абсолютно того не ожидая, уже после первого письменного тура ему удалось занять лидирующую позицию среди сверстников. От ближайшего конкурента, также ученика из Сургута, его отделял только один балл, дальше никто и близко не стоял. А вот после второй части соревнований – устной речи – лидерство Саши стало непререкаемым.

- В этот раз задание второго тура было очень творческим, - вспоминает победитель олимпиады. - Каждому участнику дали папку с тремя случайными фотографиями животных. Нам надо было войти в роль профессионального фотографа и сочинить в разговоре с редактором журнала, что эти фотографии входят в какую-то тематическую серию, и их необходимо по тем или иным причинам опубликовать. Беседовали мы друг с другом, нужно было поочередно примерить на себя обе роли.
Такие задания рассчитаны отнюдь не на средних школьников, считает учитель английского языка 25-й школы и классный руководитель Саши Лариса Марченко. Для того чтобы успешно справиться с подобными творческими задачами, необходимо владеть дополнительными знаниями из разных сфер жизни и при том суметь выразить свои мысли на иностранном языке.

- Простому ребенку, даже если у него отличное знание языка, очень сложно добиться призовых мест на таком соревновании. Редкие дети могут себя так проявить, - говорит педагог. – Сашу как раз отличает широкий кругозор, глубокое мышление. У него колоссальные знания в разных сферах жизни, абсолютно на все у него есть свое мнение, пусть оно иногда и отличается от общепринятого.

О зрелом не по годам мышлении школьника говорит, например, его увлечение историей. Этот предмет, по словам классного руководителя, Саша знает великолепно. Оно неудивительно: на досуге десятиклассник не прочь изучить очередной исторический период. Притом делает это Саша не по заведенному школьной программой порядку: сначала он может познакомиться со временем распространения ислама в Индии, затем переключиться на советско-финскую войну, оттуда перейти к колонизации Америки и т.д. Иными словами, Саша делает только то, что ему по-настоящему интересно. Его не заботит получение золотой медали по окончании школы: он учится на «хорошо» и «отлично», и этого достаточно, ведь молодой человек расставил для себя приоритеты, он делает упор только на важные для себя знания.

- Сейчас английский мне нужен, скорее, для развлечения. Зная язык, гораздо проще потом знакомиться с иностранными культурами, - говорит Саша. – В этом отношении меня интересуют иностранные фильмы, книги, мировые новости, политика, происшествия.
Пока школьник не определился, какую специальность станет осваивать, однако направления он наметил: экономика, бухучет, маркетинг. Для освоения той или иной области Саша намеревается поступить в один из московских вузов. Отличное владение английским в этой задаче, несомненно, будет его значительным преимуществом.

Дорога в будущее

Высокую роль освоения языка в любой профессии наши современники сегодня осознают все больше. В городе за последние десять лет появилась уйма центров дополнительного изучения иностранных языков. Теперь это не только английский и местами немецкий с французским, но и до некоторого времени экзотические языки восточных народов. Школу дополнительного лингвистического образования посещал и Саша Храмченко. Важное значение именно этого фактора в победе школьника на олимпиаде признают и школьные учителя:

- Школьная программа не может обеспечить ребенка теми знаниями, на которые ориентированы задания олимпиады. Без дополнительного образования здесь не обойтись. Сейчас огромное внимание изучению иностранных языков уделяют как родители, так и дети, - говорит Лариса Марченко.
Сегодня хорошее знание языка становится весомым преимуществом. Школьники, владеющие сокровенными знаниями, часто становятся лидерами в группе сверстников, и овладеть желанной специальностью им становится в разы проще. Притом, язык не является самоцелью, это лишь сильный инструмент в освоении многих других областей.

- Английский язык сам по себе ничего не будет значить, если мы не будем знать культуру чужой страны. Именно через язык это знакомство и происходит, - рассказывает нам директор Гуманитарного лицея Лингва-центра Журавлевой Татьяна Трифонова. - Приведу простой пример. В русской культуре в завершение разговора мы обычно говорим фразу «Рад был тебя видеть». В иноязычной культуре, наоборот, – в начале разговора мы слышим: «Приятно тебя видеть». Это вроде бы незначительное различие говорит о многом в разнице наших культур. Таких нюансов очень много. Если ребенок выучит иностранный язык и будет знать его на пятерки, но при этом не научится его правильно использовать в языковой среде, то он не станет успешным. Нужно, чтобы он мог не только в магазине объясниться, но и, например, претендовать на работу в зарубежной компании.

По словам Татьяны Трифоновой, современные родители, понимая все это, не просто отправляют ребенка в школу изучения иностранных языков, но и активно участвуют в процессе образования: интересуются деталями обучения и нередко берутся их корректировать. Притом, общее образование в отличие еще от времен начала 2000-х не вступает в конфронтацию с дополнительным. Представители обеих сфер все активнее поддерживают связь друг с другом, одно без другого уже не существует.

Школьник Саша Храмченко как раз относится к категории подростков, которые знают английский язык и пользуются этим отнюдь не для успешной сдачи единого госэкзамена или получения высокой отметки в школе. Эти ребята мечтают об успехах в абсолютно разных сферах жизни, при этом используя иностранный язык как средство к достижению целей.

stribuna.ugra-news.ru - Информационно-аналитический портал

=Материал опубликован 24.01.2014