Чем детям помогают игры в песок?

Сургут • Разделы    → Маме на заметку

Все мы хорошо знакомы с таким абсолютно простым и понятным материалом как песок. Однако в действительности песок является удивительным и таинственным материалом. Любой ребенок готов возиться в песке часами, строить замки или просто наблюдать, как он пересыпается. Песок бывает очень разным. Легкий и сухой или влажный и тяжелый, он способен принимать любую форму. В тоже время он очень непостоянный, песочные фигурки способны в один миг рассыпаться. Такие замечательные свойства песка, дают простор для фантазии и творчества. Заметьте, что для создания композиций на песке вовсе не требуется каких-либо специальных навыков, как скажем, при рисовании на бумаге. Поэтому здесь нет понятия «неправильно», исключены любые ошибки. Дети чувствуют себя более раскованно, им не надо оценивать и контролировать свои действия. Ведь понятий «правильная» или «красивая» в песчаной композиции просто не существует. Мамы часто любят совсем еще маленькому ребенку вручать ведерко, совочек, формочки и отправлять играть в песочницу.

Каждый ребенок с удовольствием играет в песок, который оказывает на них какое-то магнетическое действие. Малышу нравиться насыпать холмики, раскапывать ямки, строить замки, потом их ломать и снова возводить. А если еще к этому добавляются миниатюрные игрушки, фигурки, тогда образуется целый мир, разыгрываются драматические истории, военные баталии, городские зарисовки и семейные сценки.

Да и мы взрослые, оказавшись на пляже, обязательно начнем копаться в песке. Каждый из нас любит наблюдать, как струится песок, как он ускользает сквозь пальцы. Занятия и игры с песком являются естественной потребностью человека. Оказалось, что при взаимодействии с песком наступает стабилизация эмоционального состояния человека.

Песок - средство для нормального развития ребенка, играя с ним, ребенок преодолевает внутренние конфликты. Игры с песком способны помочь раскрыться, рассказать о своих чувствах и эмоциях, которые так трудно порой передать словами.

Итак, в процессе наблюдений и многочисленных опытов было доказано позитивное влияние игры в песочнице на эмоциональное состояние ребенка и взрослого, это - прекрасное средство для успокоения. Песчаные картинки подобны нашим снам. Это отражение нашего бессознательного мира.

Но многие родители мало знают, зачем и как следует играть с малышом в песочнице, и как им самим попытаться организовать эти игры.

Как бы это ни казалось странным, песок способствует обучению письму и чтению, коррекции произношения звуков, развитию мелкой моторики рук и многому другому. Игры с песком в итоге выполняют развивающую функцию. Идет процесс развития творческих способностей, другими словами песочницей можно воспользоваться как обучающим инструментом, скажем, это могут быть самостоятельные рисунки на песке, ребёнок может учить буквы и цифры, овладевает понятиями времён года, понятиями «право», «лево», временными понятиями дня и ночи. Используя песочные постройки можно развивать восприятие, память, наглядно-образное мышление. Совершенствуется умение выражать свои чувства, мысли, идеи, устанавливается словесно-логическая связь, улучшается словарный запас и речевая активность. Закрепляются определенные знания об окружающем мире и о себе. И, естественно, в песочнице происходит мощное развитие тактильной чувствительности.

Но самое главное, что мир, который ребенок построил на песке, много расскажет вам о том, каково внутреннее состояние ребенка, о его противоречиях и конфликтах, вам даже не понадобиться его об этом расспрашивать. Ведь зачастую маленький ребенок затрудняется выразить свои переживания по причине того, что у него недостаточно развит вербальный аппарат. В песочнице посредством игры, ребенок сумеет разрешить некоторые проблемы, “обыграть” острую ситуацию, да и, в конце концов, снять напряжение. Разыгрывая разнообразные сюжеты на песке, ребенок приобретает ценный опыт в символическом разрешении разных жизненных ситуаций. Такой опыт находиться пока в бессознательном виде, некоторое время происходит активное усвоение нового материала в имеющейся системе мировосприятия. И вдруг настает момент (у каждого срок индивидуален), когда начинают происходить определенные изменения в поведении человека. Он свой песочный опыт начинает применять в реальной действительности.

Итак, песочную терапию можно применять для детей трехлетнего возраста при следующих проблемах: психосоматические заболевания, неврозы, при различных формах нарушения поведения, при повышенной тревожности, страхах, агрессивности. Также терапия советуется при возникающих трудностях во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями, воспитателями, психологических сложностях, связанных с переменами в семейной жизни (при разводе родителей, появлении младшего ребенка и так далее); разных социальных ситуациях (переезд, детский сад, школа).

Главное достоинство песочницы - она позволяет группе всей детей или индивидуальному ребенку создавать реальную картину мира в трехмерном живом пространстве, появляется возможность сотворить модель своего микрокосмоса, ощутить себя его творцом. Итак, мы имеем с одной стороны, прекрасную развивающуюся среду. С другой стороны, происходит работа по проекции, переносу внутреннего мира.

О занятиях в песочнице.

Для песочной терапии можно использовать поднос, имеющий стандартные размеры, песок, воду и коллекцию миниатюрных фигурок. Бортики и дно и песочницы обычно выкрашивают в голубой цвет, это позволяет смоделировать небо и воду. В коллекцию включаю все, что можно встретить в окружающей действительности. Мифологические и реальные, созданные природой и человеком фигурки, и те, которые символизируют отрицательных и положительных героев. Применение естественных материалов дает возможность ощутить темную связь с природой, а с помощью рукотворных миниатюр происходить знакомство с тем, что сделано человеком. Игрушки должны быть разной фактуры, цвета, материала, - и это имеет большое значение. Установите рядом с песочницей кувшин, наполненный водой. Если понадобиться, ребенок будет использовать ее для игры.

Надо предложить малышу большой выбор различных фигурок. Выбранные фигурки он будет располагать в песочнице по своему усмотрению. То есть, на песке он выражает то, что спонтанно возникло в процессе занятия. Ребенок может смешать песок и воду, если он захочет сформировывать горы, холмы или разнообразные влажные ландшафты, скажем, болото. Ребенок, таким образом, создаёт некую картинку на песке – свою страну или целый мир. Ребенку очень нравиться сочинять сказки, а когда он видит в песочнице множество расставленных фигурок, сюжет возникает как бы сам по себе. Происходит процесс творческого развития, а одновременно какое-то понимание жизненного опыта, проигрывание различных ситуаций. Причем события получат ту развязку, которая необходима малышу. Он становиться Волшебником, он владеет миром, а его герои будут играть те роли, которые захочет он. Обыгрывая волнующие ситуации, малыш освободиться от напряжения и бессознательно получит ответы на все те вопросы, которые взрослые не смогли ему объяснить.

Можно сказать, что в распоряжении ребенка находиться неведомая вселенная, внутри нее он создает свой мир. Он не может рассказать вам обо всех своих трудностях, как это делают взрослые, но он попытается это сделать с помощью песочных картин.

Если говорить об обучающей и развивающей функции песочницы, то есть множество игр, которые направлены на то, чтобы помочь изучить чтение, письмо, счёт, а также развить логического мышления. Обучение с использованием таких песочных игр будут проходить очень увлекательно. Ведь игра является естественной средой для ребёнка, и ему будет очень интересно через игру познавать мир и учиться преодолевать трудности, не бояться неизведанного.

Ребенок в песочнице может не только индивидуально заниматься, но и привлекать своих сверстников. В процессе группового создания песочных картин много позитивного, так как каждый участник игры на примере другого учится формированию навыка жить и творить вместе, способности бесконфликтно существовать в обществе. Между детьми налаживается эмоциональный контакт, формируются коммуникативные навыки – умение знакомиться, представить себя, просить и предлагать помощь.

Игры на песке являются простым, привычным, естественным и приятным времяпровождением!

Марина Романова

=Материал опубликован 24.04.2013