Время перемен

Сургут • Разделы    → Школьники

Сургутским школам предстоит пройти серьезную реорганизацию.

Что ждет сургутские школы с первого сентября? Об этом накануне рассказала директор департамента образования Татьяна Османкина на встрече с педагогическим коллективом МОУ гимназия №4.

Поводом для откровенного разговора послужило критическое письмо от коллектива образовательного учреждения в адрес департамента образования и самой Татьяны Николаевны. Коллектив гимназии выразил несогласие с новыми преобразованиями, которые их ждут, а именно - изменение статуса учреждения. На базе гимназии будет организована школа предпрофильного образования для учеников с 1 по 8 классы.

30 декабря 2012 года правительство России утвердило план («дорожную карту») мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». В ближайшее время регионы должны разработать собственные варианты «дорожных карт», т.е. адаптировать рекомендации правительства для своих условий и согласовать их с Минобрнауки России. «Временем перемен» станут 2013–2018 годы.

В первую очередь, время перемен наступит для самих педагогов, которым существенно будет увеличена заработная плата.

- Система образования очень мощно модернизируется. Наряду с тем, что заявлена очень высокая и справедливая цель – повышение заработной платы всем педагогическим работникам, требуются оптимизационные меры, которые бы обусловили в том числе наличие внутреннего резерва для реализации этих целей, - заявила Татьяна Османкина. - Введение подушевого финансирования приводит к тому, что каждая школа и каждое образовательное учреждение с 1 сентября будет иметь ровно такое финансирование, сколько обучает учеников. С января 2013 года убраны так называемые адаптационные коэффициенты, вся наша переписка с округом, все наши просьбы и расчеты о том, что эти коэффициенты должны быть сохранены для школ, где менее пятисот учащихся, не привели ни к чему. Здесь жесткая позиция федеральной власти и адаптационный коэффициент благополучно убрали.

То, что многие школы не могут самостоятельно выжить, показал прошлый год. Тогда, чтобы сохранить и педагогический коллектив, и сами здания, было решено объединить ряд учреждений, так, например, 11-я
школа была присоединена к 15-й. Точно такое же решение было принято в отношении 32-й школы. Словом, были проведены оптимизационные мероприятия, связанные с изменением экономического подхода к образованию. Правда, не обошлось и здесь без отторжения.

- Мы встретили колоссальное сопротивление со стороны отдельных педагогических работников, отдельных руководителей и родительской общественности. Но я вас уверяю, если бы мы не предприняли этих мероприятий и не реализовали бы их в полном объеме, то 1 сентября более тысячи детей начальной школы просто некуда было бы посадить, - добавила Татьяна Николаевна.

Есть и еще один момент, о котором напомнила директор департамента образования педагогам:

- Опять же я вас направляю к новому закону об образовании и к распоряжению правительства, где четко написано, что ни гимназий, ни лицеев с сентября 2013 года не будет (такого статуса).

Согласно новому закону, на смену гимназиям и лицеям придут старшие профильные школы, в рамках которых предполагается углубленное изучение отдельных предметов. Правда, как отметила Татьяна Османкина, углубленное изучение будет проходить не за счет бесконечного повышения числа часов на тот или иной предмет, а за счет аккумуляции усилий в систему дополнительного образования, систему внеурочной деятельности и другие, в частности, введение различных курсов.

- Если подходить с этой точки зрения, то соседние муниципалитеты Нижневартовск и Нефтеюганск идут в решении этого вопроса далеко впереди Сургута. Старшие профильные школы созданы и в Нижневартовске, и в Нефтеюганске. И, кстати говоря, результаты образовательного процесса в этих двух территориях сегодня намного лучше, чем в городе Сургуте. Как по ЕГЭ – Нижневартовск и Нефтеюганск – одни из первых в округе, а мы лишь на 15-м месте, – так и по олимпиадным вопросам, - добавила Татьяна Османкина.

Что предполагается?

Итак, пакет мероприятий на 2013-2016 годы. Прежде всего, в Сургуте есть ряд школ, которые не могут себя позиционировать как самостоятельные. Таким образом, для объединения ресурсов уже с сентября этого года будут объединены 22-я и 28-я школы, планируется объединить 12-ю школу и рядом стоящий комплекс начальной школы – детский сад «Сезам». Также планируется расширение приема детей в ряде образовательных учреждений, и причем не только по месту жительства, но и по городскому набору. Это целая серия школ, в том числе и лицей Хисматулина. Сегодня там учатся порядка трехсот детей, а он должен вырасти до 528 учащихся, то же самое касается 26-й школы и еще ряда школ. Отметим, что все директора образовательных учреждений уже получили соответствующее задание.

Что касается гимназии №4, лицея №2 и 18-й школы, в 2013 году после выпуска лицей №2 закрывается на комплексный ремонт на один год. Ни для кого не секрет, что здание лицея не ремонтировалось на протяжении 40 лет. Дети из лицея №2 продолжат учебу в нескольких образовательных учреждениях. В том числе и в 4-й гимназии.

- По завершении ремонта планируется, как требует законодательство, решить вопрос с профильным образованием. Начальная школа и дети 7-8 классов остаются в гимназии №4, для детей с 8 по 11 классы мы обязаны образовать профильное обучение. Для этого в ходе ремонта лицей №2 будет укомплектован под два профиля - научный профиль технологический, тот, который сегодня от нас требует рынок труда и государство. Сегодня всем уже известно, что рынок труда требует технарей, а не гуманитариев. И второе направление, куда дети отправятся, - это гуманитарное. Это гимназия № 2, она тоже занимается гуманитарным образованием.

Те же, кто не смог определиться, смогут перейти в 18-ю школу, там будут созданы специальные классы.

Таким образом, 4-я гимназия становится инновационной площадкой для современного профильного образования в Сургуте.

Что мы теряем?

Мы теряем часть педагогов в этом образовательном учреждении, но которые вместе с детьми переходят в другие, где, собственно говоря, и будут комплектоваться классы. Каждый из педагогов, по заверениям сотрудников департамента образования, дорог и на вес золота. Ведь эта сфера как никогда ощущает кадровый голод.

- Уверяю вас, все мероприятия, которые в том году были проведены, а в этом было задействовано девять образовательных учреждений, никто из педагогов не потерялся. Мы всех устроили, учителя переходили вместе с классами. Все абсолютно в порядке. Все обещания, данные учителям и родителям, даже подвоз детей к школе, нам удалось решить.

В итоге 70% учительского состава четвертой гимназии останется на прежнем месте, а вот остальные 30% перейдут в другую школу. Речь идет о педагогах, которые обучают учеников 8-11 классов.

Зачем?

Введение математической системы образования плюс требования рынка на инженерные технические специальности будет усиливать блок СПК, то есть среднее профессиональное образование. Возможности этих учреждений будут расширяться, причем значительно. В настоящее время ставится задача, чтобы до 30, а в отдельных регионах до 35% девятиклассников должны идти в среднюю профессиональную школу.

Еще одна причина – на сегодняшний день высшая школа сокращает число бюджетных мест, тем самым ужесточается набор на эти места, и требования к педагогам по подготовке детей к ЕГЭ в связи с этим только ужесточаются.

Автор: Злата Гуженова

stribuna.ugra-news.ru - Информационно-аналитический портал

=Материал опубликован 21.02.2013