Приучаем ребенка к правильному режиму дня.

Сургут • Разделы    → Маме на заметку

Все родители хотят, чтобы их малыш рос здоровым, этому во многом способствует правильный распорядок дня.
Режим дня представляет собой распределение времени кормления, бодрствования, сна, а также чередование определенных видов деятельности вовремя периода бодрствования.

Необходимо установить режим кормления уже для двухмесячного ребенка. Просто надо проследить, в какие часы ребенок просит кушать и начать его кормить в определенное время. Режим кормления естественно устанавливается с учетом индивидуальных потребностей малыша.

Приучая ребенка к правильному режиму, вы не только способствуете его физическому развитию, но и прививаете ему полезные привычки, укрепляете волю.

Зачем ребенку нужен режим?

Конечно, режим будет считаться оптимальным, если часы кормления, посещения туалета, укладывания спать будут совпадать с нуждами ребенка на данный момент. Ведь ребенок растет, и режим дня будет меняться. Переход к другому возрастному режиму должен быть постепенным, чтобы не вызывать у ребенка отрицательные эмоции. Его хорошее настроение – показатель правильности ваших действий. Для малыша режим дня является основой воспитания. Организовывать режим дня надо с учетом индивидуальных особенностей ребенка и, конечно, его возраста. У малыша, которого не приучают к соблюдению режима, в конце концов, возникнут проблемы. Учить ребенка следовать определенному порядку бодрствования и сна лучше в самом раннем детстве.

Соблюдая определенный режим, дети приучаются быть организованными, в дальнейшем они легко смогут привыкнуть к режиму дня в детском садике. Кроме того намного облегчается жизнь и родителей, и самого малыша.

Если не соблюдать режим, это может привести к нарушению здоровья. Ребенок делается раздражительным, плаксивым, капризным. У него часто ухудшается настроение, связано это с переутомлением, недосыпанием. Отсюда – нарушение в развитии нервно-психической деятельности. Вам будет сложнее приучить ребенка к опрятности, гигиеническим навыкам.

Маленький ребенок быстрее устает и поэтому ему нужен более частый и продолжительный отдых, в том числе сон. У взрослого ребенка уменьшается время сна, а соответственно время бодрствования увеличивается.

Детям школьного возраста нужно выделять время на подготовку к урокам.

Сну придается существенное значение, так как при сокращении времени на сон организм не сможет полностью отдохнуть, а это отрицательно повлияет на его нормальную деятельность, а у школьника и на учебный процесс. Ребенок становится вялыми. Школьник хуже усваивает учебный материал, делает много ошибок в письме и счёте.

Трехлетний ребенок должен спать (речь идет об общей продолжительности сна) не менее 14 часов, четырех и пятилетний — 12—13 часов, шести - семилетний — 12 часов, старшие школьники 9—8 часов.

Здоровый ребенок дошкольного возраста и учащийся первых классов должени днем 2 часа спать. Ребенку с ослабленным здоровьем, не зависимо от возраста надо для сна отводить больше времени.

Разберемся в режиме годовалого и полуторагодовалого ребенка.

Дети этого возраста должны днем два раза спать, 2,5 часа-длительность первого дневного сна, 1,5 часа – второго. Малыша надо заранее подготовить ко сну (прекратить шумные и активные игры, умыть). Хорошо, если вы будете укладывать малыша в одно и то же время. Таким образом, можно выработать рефлекс на время, скоро малыш будет сам засыпать и просыпаться в нужный час. Нельзя ребенка при уже налаженном режиме сна будить, потому что это оказывает влияние на его настроение. Летом можно сократить период ночного сна, чтобы продлить его дневной сон.

Обеспечьте ребенку четырехразовое питание. Он должен завтракать, обедать, полдничать и ужинать. Режим надо строить так, чтобы после кормления малыш бодрствовал, затем спал. Постарайтесь кормить ребенка в определенное время дня. Постепенно детский организм привыкнет, и сам уже в конкретное время будет требовать пищу. Не устраивайте из процесса кормления игру, иначе это войдет в привычку, что впоследствии явиться помехой в детском саду, так как там никто так вашего ребенка кормить не будет.
За сутки малыш должен бодрствовать не более пяти часов. Нежелательно укорачивать время на сон, это приведет к нарушению поведения малыша. Во время бодрствования ребенок занимается играми, гуляет на свежем воздухе, приучается к водным процедурам. Два раза в день ребенок должен находиться на улице, дышать свежим воздухом. Самое лучшее время для таких прогулок - перед обедом и после полдника. Продолжительность прогулок - не менее 1,5 часа. Конечно, в плохую погоду время пребывания на улице надо сократить.

Очень важно у ребенка в этом возрасте воспитать культурно-гигиенические навыки. Он должен уметь есть ложкой, знать, что перед едой руки обязательно надо помыть и так далее. Самостоятельность для него очень важна. Соблюдайте во всем постепенность. Старайтесь соответствовать временному режиму, определенные действия необходимо делать в конкретное время.

Но если вы все-таки упустили тот важный момент, а вам надо через месяц отдавать ребенка в садик, как быть? Там в любом случае придется соблюдать режим, и лучше, если вы избежите ненужных конфликтов. Начинаем с утреннего подъема. Постараемся учить малыша вставать рано, скорее всего малыш, привыкший поздно засыпать и поздно вставать будет капризничать. Попробуйте этого избежать, скажем, накануне вечером пообещайте малышу, что вы пойдете с ним на карусели в парк, или посетите детский театр кукол. Ребенок поймет, зачем ему надо будет завтра пораньше встать. Таким образом, можно заинтересовывать малыша несколько дней подряд. Вам не понадобиться и какие-то сверхъестественные усилия, чтобы раньше обычного уложить его спать. Новые впечатления и усталость сделают свое дело. Поднимаясь утром пораньше, ему обязательно захочется или днем подольше отдохнуть, или вечером пойти пораньше в кровать. Также надо приучать ребенка к вечерним гигиеническим процедурам. Причем делать их надо до интересной вечерней детской телевизионной передачи или перед привычным для ребенка чтением на ночь. Читать сказку следует только после того, как ребенок будет готов ко сну. Вечерняя сказка является подведением дневных итогов.

Попробуйте организовать дневную деятельность своего ребенка. Можно предложить следующий вариант, сделайте ленту из листа ватмана, на которой должны быть нарисованы (наклеены) картинки. На этих картинках изображен ребенок, который выполняет различные действия. Его последовательные действия - это отражение режима дня. Вам понадобиться также яркий кубик или любая игрушка, которую малыш должен будет поставить под ленту. На картинках должен быть изображен малыш, который утром встал, умылся, оделся, позавтракал, начал играть, заниматься и так далее. Повесить ленту на стенку надо в комнаты, где ребенок проводит большую часть своего времени. Возьмем яркий кубик и поставим его под самой первой картинкой — пора вставать. Решите вместе с ребенком, кто будет перемещать кубик, вы или он сам. Через какое-то время малыш с удовольствием сам станет это делать, а выполнение режима дня принесет ему радость. С ребенком следует обращаться ласково и спокойно, но твердо.

Отклониться от поставленной цели можно только, если ребенок сильно расстроен или заболел.

В режим дня ребёнка любого возраста необходимо по максимуму использовать воздух, солнце и воду.

В летние дни ребёнок можетвесь день гулять на открытом воздухе. Осенью, зимой и весной в режиме дня также должно выделяться время для пребывания на воздухе независимо от погоды.

Для ребенка дошкольного возраста, находящегося дома, разумно, как это предусматривает режим детского сада, выделить время для занятий лепкой, рисованием, вырезанием, заниматься счётоми так далее. Лучшее время для такого рода занятий - после завтрака, затем можно заниматься и играми.

Основной вид деятельности школьника - занятия в школе.

В свободное от занятий время школьник может использовать для своей творческой деятельности (занятия музыкой, конструирования, рисование и тому подобное), а также для занятий по дому. Ребенок младшего возраста должен приучаться убирать для начала свою комнату, научиться мыть посуду, чистить овощи. Старшие школьники уже должны выполнять более сложную домашнюю работу.

В режим дня входят и навыки личной гигиены: умение ухаживать за своей обувью и платьем, правильно чистить зубы, мыть лицо, руки, шею и уши, мыть ноги. Если вы сумеете добиться того, что соблюдение правильного режима станет для школьника устойчивой привычкой, превратиться в его потребность, тогда будут и не нужны лишние напоминания со стороны родителей.

Марина Романова

=Материал опубликован 16.02.2013