Развитие мышления у детей

Сургут • Разделы    → Маме на заметку

Все родители хотят видеть своего ребенка счастливым и здоровым. И согласно этому покупают ему детское питание, нужные витамины, вещи, одежду, игрушки.

Тем не менее, может получиться так, что, заботясь о будущем своего ребенка, родители не задумываются о такой существенной вещи, как совершенствование логического мышления малыша. А между тем, без ежедневной тренировки логики, развитие ребенка будет считаться неполноценным. Разумеется, каждый ребенок обладает нормальным мышлением, но вот поступив в школу, ему будет сложнее учиться, чем другим детям.

Полноценное развитие логического мышления ребенка надо тренировать, начиная с 3-х месячного возраста до поступления его в первый класс (и даже тогда необходимо систематически заниматься развитием мышления ребенка). Для определенных возрастных промежутков существуют разные методы по развитию логики.
Ребенок, не достигший трехлетнего возраста, с легкостью усваивает любую информацию, так как в этот период происходит его знакомство с окружающим миром. Ребенок в этом возрасте по максимуму должен быть обеспечен различными игрушками, с ним необходимо больше разговаривать, разбирать простые зрительные задачи, скажем, можно спрятать в руке игрушку и снова ее показать, убрать ненужную фигурку из выставленных в ряд игрушек, пройти по листку бумаги, словно это - мостик и другое. Разделите предметы по группам, и познакомьте с ними ребенка. Скажем, можно разделить на группы игрушки и фрукты, предметы синего и красного цвета, маленькие и большие и тому подобное. Можно нарисовать рисунок и разрезать его на несколько частей с целью собрать обратно в единое целое, демонстрируя этот процесс своему ребенку. Выложите из имеющихся под рукой предметов какое-либо сооружение. Ребенок должен учиться анализировать происходящее и проявлять свою фантазию.

Ребенок старше трех лет учиться относиться к миру более абстрактно. Теперь он может не только запоминать все, что видит, но и создавать в голове различные образы, пытаться самостоятельно решать задачки, не пользуясь наглядными примерами. Малыш уже должен уметь справляться с простыми логическими задачами, это опять же, найти в ряду лишний предмет, пройти лабиринт, сложить вместе одинаковые вещи и так далее. Выложим предметы, которые характеризуются определенными признаками в один ряд, а теперь будем добавлять в этот ряд лишнюю фигуру или перемешаем предметы, и попросим ребенка убрать из ряда лишние из них или пусть он самостоятельно сгруппирует предметы по их признакам.

Начинайте учить ребенка рисованию, ему надо показать, как рисовать правильно и давать возможность рисовать самостоятельно, пусть проявляет фантазию. Он должен уметь нарисовать деревья, цветы, дом, предметы мебели, людей и разные предметы. Можно знакомить ребенка с различными загадками, играть в несложные игры. Купите для малыша конструктор. Ребенок уже способен что-либо нарисовать или построить из имеющихся предметов. При этом заметив, что малыш в чем-то ошибся, надо указать ему на это.

Ребенок старше шести лет должен уметь в уме осмысливать информацию, он уже умеет справляться с простыми математическими примерами. В этот возрастной период можно учить ребенка играть в шашки и шахматы, разгадывать словесные загадки, играть в название городов и многое другое. Надо знакомить ребенка с синонимами и антонимами, учить подбирать их к словам. Скажем, низкий – высокий. Задавать ребенку логические задачи посложнее. К примеру, какой цвет будет у желтого квадрата, если он попадет в группу красных квадратов?

Можно решать самые простые математические уравнения, учить вместе алфавит, таблицу умножения, тренировать память, запоминая различные небольшие стихотворения. Ребенок должен уметь играть в настольные игры. Главное, стремиться по максимуму, использовать способность ребенка мыслить в уме.

Младший дошкольники играет чаще в одиночку, но в своих играх уже совершенствует воображение, восприятие, мышление, память, двигательные способности.

В среднем дошкольном периоде игры становятся в основном совместными. Их суть — подражание определенному поведению взрослых. Дети выделяют правила и роли, стараются им соответствовать. Особый класс составляют игры-соревнования, где происходит формирование и закрепление мотивации на то, чтобы достигнуть успеха.
Старший дошкольный возраст отличается тем, что конструкторская игра превращается в трудовую деятельность. Дошкольников учат элементарным трудовым умениям, они узнают о свойствах предметов, учатся применять предметы домашнего обихода, инструменты, составлять план своих действий.

В конце дошкольного периода формируется словесно-логическое мышление, оно способствует развитию умения использовать слова, разбираться в логике рассуждений. И в этом вопросе обязательна помощь взрослых, чтобы исправлять нелогичные детские рассуждения при сравнении, скажем, количества и величины предметов. Дошкольники начинают использовать слова, которые мы взрослые называем понятиями.

Развивающиеся игры надо использовать для детей старшей дошкольной возрастной категории, так как именно в этом возрасте они часто невнимательны, рассеянны, несобранны, поэтому испытывают трудности с точностью рассуждений.

Развиваем воображения с помощью настольных игр.

Среди развивающих игр особое место отводиться играм, в которых надо составить плоскостное изображение животных, предметов, птиц, домов из определенного набора геометрических фигур.
Набор фигур подбирают не произвольно, это - половинки разрезанной конкретным образом фигуры: прямоугольника, квадрата, овала или круга. Ребенок увлекается результатом — составлением, задуманным или увиденным на образце. Он включается в активную практическую работу по подбору способов расположения фигур в создании силуэта.

Большая роль в развитии логической деятельности ребенка принадлежит задачам - головоломкам. Они помогают совершенствовать не только психическое, умственное, но и нравственное развитие, стимулируют волю, активность в преодолении трудностей, поиска ответа.

Упражнения по решению занимательных задач, игр на составление головоломок, фигур-силуэтов благоприятно влияют на становление и развитие таких личностных качеств, как настойчивость, целенаправленность, самостоятельность (способность мысленно и зрительно исследовать поставленную задачу, обдумывать способы решения и пути для планирования своих действий, проводить постоянный контроль за своими действиями и сравнивать их с поставленными задачами, давать оценку полученному результату).

Дошкольное детство является периодом интеллектуального развития каждого психического процесса, обеспечивающие ребенку средства для ознакомления с окружающим миром.
Дети учатся говорить, воспринимать, думать; они овладевают многими методами манипуляций с предметами, усваивают определенные правила и начинают управлять собой. Все это направлено на работу памяти. Память в развитии ребенка играет огромную роль. Приобретая знания о самом себе и об окружающем мире, овладевая навыками и умениями, привычками, дети развивают свою память. Школьное обучение предъявляет особенно большие требования к памяти ребенка.

Для того чтобы успешно освоить программу школьного обучения ребенок должен не только много знать, но и догадываться, доказательно и последовательно мыслить, проявлять умственное напряжение, мыслить логически.

Постигнув любые способы запоминания, ребенок должен уметь выделить цель и провести для ее реализации работу с материалом. Он понимает необходимость в повторении, сопоставлении, обобщении, группировании материала в целях запоминания.

Развивать логическое мышление можно при помощи головоломок, дидактических игр, смекалок, решения всевозможных лабиринтов и логических игр, которые вызывают у ребенка большое любопытство. В этой деятельности у ребенка формируются качества личности, имеющие особенное значение: сообразительность, самостоятельность, находчивость, вырабатывается усидчивость, развиваются полезные умения. Ребенок учится планировать собственные действия, обдумывать их, предугадывать результат, обнаруживая при этом творческие качества.

Дидактические игры - лучшие занятия для развития элементарного логического мышления для дошкольников. Ведь игра является ведущей деятельностью ребенка. Игры логического содержания способствуют воспитанию у ребенка познавательного интереса, способствуют исследовательскому и творческому поиску, желанию и умению учиться.

Совершенствование у дошкольника способности мыслить меняет поведение и психику ребенка: увеличивается самоконтроль и самостоятельность его деятельности.
Обучение в процессе игры, должно превратиться в стремление получать радость от игровой деятельности, а позднее радость от учения. Учение должно приносить радость.

Автор: Марина Романова

=Материал опубликован 24.01.2013