Что же такое адаптация к школе?

Сургут • Разделы    → Маме на заметку

Поступление в школу - важный этап в жизни ребенка. Каждый из нас знает, как бывает тяжело и даже немного страшновато браться за новое дело, которое полно неизвестности. Начало обучения в школе - это абсолютно новые условия жизнедеятельности человека, новые контакты, новые обязанности, новые отношения. Жизнь ребенка изменяется полностью: все подчинено школе, учебе, школьным заботам и делам. В школе от ребенка потребуется активизация внимания и сосредоточенность, соблюдение дисциплины, привыкание к умственному труду. К этому можно прибавить необходимость спокойно сидеть на уроках, то есть ребенку придется меньше двигаться.

Для того чтобы ребенок смог по-настоящему освоиться в школе нужно время. Это может быть довольно длительный процесс. В основном большинство детей готовы к школе. Их привлекает желание новизны, осознание того, что они приобретают новый статус: "я - ученик!". Обязанность учителя - с самого начала дать детям понять, что от них будет требоваться. Обычно, учитель для ученика является высшим авторитетом, первое время даже авторитет родителей несколько снижается. Одной из главных задач, которые школа поставит перед ребенком, является необходимость приобретения им определенной суммы знаний, навыков и умений. Адаптация к школе является одним из самых ответственных и трудных этапов в жизни ребенка, сложности которого часто можно не заметить за праздничной атмосферой 1-го сентября, но после праздника наступают будни с их проблемами обучения и общения. Первоклассник еще очень мал, чтобы справиться со всем этим в одиночку. Еще многое зависит от нас, взрослых, от внимания родителей, от нашей поддержки, от приветливости и чуткости первого учителя.

Когда родители могут быть уверены, что ребенок прошел период школьной адаптации?

Прежде всего, тогда, когда он с желанием идет в школу, и в самый первый раз (в первый класс), и через несколько лет. Ребенок является продолжением наших амбиций и неисполненных желаний, и все мы хотим, чтобы он оказался самым лучшим. Но не стоит торопить время, отнимать у ребенка детство, обременяя его интеллектуальной подготовкой перед школой. Везде нужно знать меру. Безусловно, ребенок, ранее посещавший детский сад, намного легче адаптируется к школе, чем "домашний" ребенок, который не привык к режиму дошкольного учреждения и длительному нахождению в детском коллективе.

Родители не должны расстраиваться, срывать своё зло на малыше, если он первое время в чем-то будет отставать от одноклассников. Ваши опасения и тревоги могут стать преждевременными, и в дальнейшем малыш успешно наверстает умение писать, читать, вычислять. Неплохо, если вы приобретете для домашнего чтения детские книжки, содержащие очень коротенькие рассказы или стишки, и попросите его пересказывать своими словами содержание, но так, чтобы он понимал смысл прочитанного. Вместе вы должны дома организовать рабочее место ребенка так, чтобы он не терял времени на поиски разных нужных предметов. Не обязательно иметь специальные приспособления для хранения тетрадей, учебников, фломастеров, ручек и других важных вещей первоклассника, вы можете сшить из лоскутков или сделать из картона разноцветные карманы, разложить в них все необходимое, подписать и поместить рядом со столом, за которым будет заниматься ребенок.

Нежелание идти в школу может быть связано с первыми трудностями в обучении, но обычно, это - следствие несложившихся взаимоотношений с учителем или со сверстниками. Поэтому не забывайте, что нежелание посещать школу далеко не всегда зависит от нежелания учиться. Другая проблема - "плохое" поведение ребенка. Часто оказывается, что хорошая успеваемость - следствие "хорошего" поведения. Успешность в школе - это не только "примерное" поведение и хорошие оценки, а, прежде всего, способность ребенка вписаться в школьный коллектив и признание учителями.

В первом классе уже может возникнуть и проблема ругани. Родители ужасаются, услышав от своего ребёнка ругательства, но не стоит спешить его обвинять: ему ещё не ясен смысл матерной ругани, и, возможно, произнося её, он хочет увидеть Вашу реакцию, надеясь, что вы сможете ему объяснить смысл незнакомых фраз. Необходимо объяснить ребёнку, что такие слова произносят невоспитанные дети, и попросить не становиться такими, как они.

Как же разобраться в том, насколько тяжело или легко справляется ребенок со школьной нагрузкой?

Хочется представить несколько признаков, по которым можно понять, что ребенок не очень хорошо приспособился к школьной жизни:

  • ребенок начинает хитрить, старается уклониться от посещения школы
  • ребенок боится школы, становиться очень беспокойным, часто плачет
  • ребенок проявляет негативные эмоции, которые ему раньше были не свойственны, становиться раздражительным, нервным
  • у ребенка нет желания рассказывать родителям о своих школьных делах
  • в школе ребенок не внимателен, пассивен, не хочет играть с одноклассниками, пребывает в подавленном настроении – это признаки «пассивного протеста»
  • наоборот ребенок в школе становиться активным нарушителем дисциплины, постоянно ссорится в классе с одноклассниками, иначе говоря «протестует» активно.

Трудности, которые могут появиться у ребёнка в начальный период обучения, имеют связь с большим числом факторов как внутреннего, так и внешнего порядка.
Наблюдение является наиболее распространённым и незаменимым методом для занятия с первоклассниками, хотя его можно применять для изучения развития детей в любом возрасте. Родители могут провести свой анализ того, как ребенок выполняет учебные задания: просматривать тетради, учитывать ход развития успеваемости по каждому школьному предмету.

Ещё один метод, позволяющий узнать об эмоциональных проблемах ребёнка (эмоциональное неблагополучие, тревожность) - метод Диаграммы « Хорошее – плохое».
Ребенку надо дать лист бумаги, на которой изображены четыре окружности (каждую подписать соответствующими названиями и обозначить центры), действуем по следующей инструкции.

Предложите ребенку, мысленно представить, что первый кружок - это его дом (семья), подписываем круг «Дом». Второй кружок обозначает класс, в котором он учиться, все события, связанные с ним (подписываем «Класс»). Третий круг представляет всю школу, в которой учатся другие дети, другие классы, события, происходящие с ними (подписываем «Школа»). Четвёртый кружок – место (город, село), в котором ребенок живет, и учиться (подписываем «Город»). Везде – и в городе, и дома, и в школе, и в классе – бывает хорошее, чему он радуется, и плохое, из-за чего он расстраивается, огорчается. Предложите ребенку, чтобы он отметил на каждом круге, по его мнению, долю хорошего (можно закрасить ярким цветом или оставить светлым), а плохую часть обозначить тёмным цветом.

Показатель эмоционального неблагополучия - большая доля плохого (особенно в кружках «Школа», «Класс»). Основание для того, чтобы задуматься станет ситуация, когда ребёнок вовсе ничего не смог обозначить.

Ребенок, который может правильно оценить свои возможности, с интересом учится в школе, он легче переносит неудачи, он более общителен, раскрепощен на уроках и в повседневной жизни, у него много друзей.

Для того чтобы определить самооценку своего ребенка, можно и в этом случае применить методику с “Кружками”.

Предложите ему нарисовать на листке бумаги четыре круга и пронумеровать их. Он должен представить, что все дети класса, в котором он учиться, находятся внутри этих окружностей.
В первой окружности пусть будут дети, которые никогда не делают ошибок, знают всё, что спрашивает их учитель, отвечают на все его вопросы, ведут себя всегда правильно, они не имеют ни одного замечания.
Второй круг заняли дети, у которых почти всё получается в школе: они могут ответить почти на каждый вопрос учителя, но некоторых ответов не знают, всегда почти они всё решают правильно, но бывает, делают и ошибки. Они почти всегда себя правильно ведут, но иногда получают замечания.
Третий круг занимают ребята, у которых многое в школе не получается: они часто делают ошибки, отвечают лишь на самые простые вопросы учителя. Они получают многократные замечания от учителя за плохое поведение.
Четвёртый круг принадлежит детям, у которых почти ничего не получается в школе. Они не отвечают почти ни на один вопрос учителя, делают много ошибок, отличаются плохим поведением, и имеют постоянные замечания.

Попросите своего ребенка показать, какой круг и почему хочет занять он. Если ребенок укажет на четвёртый круг, это говорит о том, что у него занижена самооценка, на первый – самооценка завышена.
Адаптация является своеобразным механизмом социализации личности, вовлечение её в систему всех общественных отношений и связей. Поступление в школу – самый ответственный и важный момент в жизни любого человека, так как от того, как он начнет свою школьную биографию, зависит развитие его личности. Только совместными усилиями учителя и родители способны помочь ребенку справиться с трудностями обучения.

Марина Романова

=Материал опубликован 28.12.2012