Хочу в школу!

Сургут • Разделы    → С 3 до 7

Вопрос о том, когда отдавать ребенка в школу, так и останется вечным, и решить его могут только родители. Как же сделать правильный выбор, поступить верно и с юридической, и с психологической точки зрения?

Оксана Марухленко, мама первоклассницы: «Свою дочь я отдала в 5 лет в Салаховскую прогимназию и ни разу не пожалела. Образовательный процесс там выстроен таким образом, что дети успевали гулять, играть и при этом получать знания, делая уже в столь юном возрасте доклады, приобретая опыт публичного выступления. Эти два года очень важные – формируются основные качества личности, не вижу смысла ждать до 7 лет, ребенка можно смело отдавать в школу и в 6 лет. Главное, начинать готовить к школе не в последние полгода, а намного раньше. Считаю, что в 7 лет уже сложно «учить» учиться».

Анна Малахова, жительница г. Сургута, мама первоклассника: «У моего сына день рождения 30-го мая, и отдавать его в 6 лет и 3 месяца я посчитала слишком рано. В этом возрасте все слишком быстро меняется, и 1-2,5 месяцев все-таки играют роль. Погружать ребенка в школьную жизнь нужно вовремя, в зависимости от его развития».

Что говорит закон?

Во-первых, с сентября этого года в дошкольных образовательных учреждениях реализуется новый принцип формирования возрастных групп, утвержденный Министерством образования. Распределение по группам осуществляется в соответствии с закономерностями психического развития ребенка: младенческий (от рождения до года), ранний (от одного года до трех лет), младший (от трех до четырех лет), средний (от четырех до пяти лет) и старший дошкольный возраст – от пяти до семи лет.

Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, ребенок может посещать садик до семи лет. Другой вариант возможен только тогда, когда с образовательным учреждением заключен договор, в котором определена конкретная дата отчисления. Поэтому родителям стоит внимательно ознакомиться с документами при поступлении ребенка в детский сад.

В законе «Об образовании» четко прописано, что ребенок имеет право пойти в школу, когда ему исполнится ровно шесть с половиной лет. Тут у родителей возникает справедливый вопрос: что делать, если уже исполнилось семь лет, а до первого сентября еще далеко? Вариантов на самом деле несколько. Родителям стоит заблаговременно подумать об образовательной траектории своего чада. Если на первое сентября ребенку еще нет шести с половиной лет, ему не может быть предложено поступление в первый класс общеобразовательного учреждения. Исключение составляют случаи, когда родители сами изъявляют желание отдать своего ребенка в школу в более раннем возрасте. В таком случае, согласно ст. 19 закона РФ «Об образовании», необходимо разрешение учредителя.

С сентября 2012 года в Сургуте открыто несколько «школ полного дня»: прогимназия (б-р Писателей, 17), начальная школа-детский сад №43 (ул. 30 лет Победы, 39/1), школа №30 (пр. Ленина, 68/1). Здесь дети 6,5 лет находятся с восьми утра до шести часов вечера, с организацией дневного сна. Дети обеспечиваются трехразовым питанием, возможностью посещать кружки и занятия в рамках внеурочной деятельности.

Мнение психолога

Психолог детского сада «Садко» Надежда Гарибова убеждена, что календарный возраст ребенка – это еще не гарантия успешности в школе: «Готовность к школе – категория психологическая, поэтому психологический, а не паспортный возраст является фактором, имеющим решающее значение в этом вопросе».

От чего зависит, достигнет ли дошкольник возраста психологической зрелости к моменту расставания с дошкольным учреждением и можно ли ему в этом помочь? Можно, считает Надежда Гарибова, если создать условия для полноценного проживания ребенком всего периода дошкольного детства, начиная с колыбели. «На мой взгляд, – говорит специалист, – здесь все зависит от того, насколько родители понимают важность каждого прожитого ребенком дня, сколько любви и заботливого внимания он получает в семье, каким образом и как тесно семья взаимодействует с дошкольным учреждением на протяжении всего времени посещения сыном или дочкой детского сада. И если семья «повернута лицом» к ребенку, то рано или поздно он будет готов ко всему: к школе, к трудностям, к жизни вообще со всеми ее неизбежными сложностями. Практика нашей работы изобилует примерами, когда родители, живущие все дошкольное детство параллельно с ребенком, начинают развивать лихорадочную активность в направлении подготовки к школе непосредственно накануне поступления в нее. И хотя календарный возраст в таких случаях вопросов не вызывает, поскольку ребенок достиг 7 лет, трудности в школе более чем вероятны».

С другой стороны, и это тоже очень важно, школа должна быть готова к встрече шестилетних первоклашек, потому что психофизиологические характеристики шестилетнего ребенка имеют свою специфику, и они должны учитываться при организации образовательного процесса. Кроме того, в каком бы возрасте ни пришел ребенок в школу, переход от дошкольного детства к младшему школьному не происходит одномоментно. Он сопровождается адаптационными трудностями, которые мы, взрослые, пытаемся по возможности смягчить, а в отношении шестилетних школьников это нужно делать с особой тщательностью, с учетом специфики возрастного развития.

И последнее: готовность каждого конкретного ребенка к школе должна определяться индивидуально, и вопрос о переходе в школу должен решаться при безусловном приоритете его интересов. В любом случае, решение, когда отдавать ребенка в школу, принимают родители, учитывая при этом психологическое и физиологическое развитие ребенка.

На телеканале «С1» в утренней программе «Вставай!» стартовала новая рубрика «Хочу в школу!». В прямом эфире психологи, логопеды, физиологи, юристы и специалисты управления дошкольными образовательными учреждениями рассказывают родителям, как определить готовность ребенка к школьному обучению, какие игры и упражнения использовать родителям для подготовки ребенка к школе и диагностики его развития. Смотрите каждый вторник в 6.50.

Елена Громова

СУРГУТСКИЕ ВЕДОМОСТИ
№50 (577) . 22 декабря 2012 года

=Материал опубликован 25.12.2012