Быть или не быть? О проблеме суицида в молодежной среде

Сургут • Разделы    → Подростки

Тема, о которой сегодня пойдет речь, весьма непроста для обсуждения, но ее замалчивание кажется нам неприемлемым именно теперь. Как вы знаете, по стране прокатилась волна суицида среди молодежи. Основной причиной официальные власти назвали интернет, точнее, зависимость от него. Так ли это на самом деле или причина коренится в чем-то другом? На эти вопросы мы и попробуем ответить.

Суицидологи вынуждены констатировать: в нашей стране ежегодно добровольно расстаются с жизнью около 2500 несовершеннолетних. Причем иногда целые города охватывают эпидемии детских суицидов.

Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих. Исследователи считают, что многие подростки решались на самоубийство для того, чтобы… обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы, и протестовали таким образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых.

Но это, на наш взгляд, то, что лежит на поверхности, это общие слова, жалкая попытка научными терминами объяснить то, что сами взрослые пока не понимают. Многие дети, подростки жили во вполне благополучных семьях, их никто не притеснял, не унижал.

Только вот в душу ребенка не заглянешь. Что там творится?

Давайте представим, как проходит день среднестатистического подростка. Рано утром он идет в школу, которая ему ненавистна. Он не знает, зачем ему туда нужно идти. Просто потому что надо! Преодолев ряд конфликтов с учителями, которые насильно пытаются вложить в голову подростка знания, и со сверстниками, которые также насильно пытаются сунуть его голову в сугроб (в лучшем случае), наш тинэйджер возвращается домой. Чем же он занимается дома, если он не наркоман, не алкоголик?.. «Делает уроки!» - радостно воскликнете вы и окажетесь неправы. Он играет в компьютерные игры и сидит в соцсетях. И так до вечера. Родители, придя с работы, радостно обнаруживают свое бледное чадо на месте. Мама идет на кухню готовить ужин, папа – к телевизору (оттуда он будет с завидной переодичностью задавать один и тот же вопрос: «Скоро ужин?») Родители не тревожат сына (дочь), они рады, что дитя не шляется по темным переулкам, сидит дома без «дорожек» на руках, здоровый и трезвый. Но однажды они откроют дверь и увидят распахнутое в черную снежную полночь окно. И пустую комнату.

Долго – и полиция, и журналисты, и педагоги, и сами родители – будут выяснять причины случившегося. И, скорее всего, сошлются на интернет или общую возбудимость, эмоциональность детей этого возраста. То есть придумают чепуховую причину, которая была бы понятна, рациональна. Ведь, в самом деле, в остальном была благополучная семья…

Конечно, от этого никто не застрахован. И мы понимаем, что в каждый случай индивидуален. Однако…

В той схеме семьи, которую мы набросали, возможно, приблизительно и поспешно, родители и их ребенок встречаются в течение дня только один раз – за ужином. Диалог в данном случае получается весьма скупой (трудно жевать и разговаривать одновременно):

Папа. Что получил?

Сын. Три - по биологии, два – по русскому.

Звук подзатыльника.

Мама. Не бей ребенка.

Папа. Я его еще и ремнем выпорю. Распоясался совсем. Я в его возрасте (дальше возможны варианты: 1) вагоны разгружал; 2) в колхозе наравне со взрослыми вкалывал; 3) за мамкину юбку не держался, цель в жизни имел). В общем, все как в плохом российском кино.

Кто из нас, родителей, может положа руку на сердце сказать, что у него с ребенком доверительные отношения, что сын (дочь) делится с вами самым сокровенным, считает вас своим другом, прислушивается к вашему мнению? Единицы. Тогда другой вопрос: «Откуда же берется эта доверительность?» Единого рецепта нет, но есть ряд мыслей по этому поводу.

Родители часто думают, что если ребенок одет и обут, у него есть компьютер, они выполнили свой долг (особенно в нашем городе, куда большинство приехало заработать, да так и осталось на ПМЖ). Обилие информации, суета, неотложные дела, словно волны, отрывают от нас самых близких и дорогих людей.

Но самое опасное – это мысль, которая подспудно или явно внушается нашим детям: «Нужно жить сегодняшним днем. Все материально. Нужно ловить момент. Саrре diem!» И наступает пресыщение. У детей забирают самое дорогое – надежду, мечту, романтику, чистоту отношений. Им нечего хотеть. Мечты нет – зачем жить?

А если попробовать месяц пожить без телевизора и компьютера? Если проводить вечера вместе за чтением вслух художественной литературы (была такая замечательная дореволюционная традиция), настольными играми, просто за душевной беседой? Если сделать сообща какое-то дело: наклеить обои, испечь пирог, сплести макраме, в конце концов?! Если на выходные выбраться в лес на лыжах или на каток (но уже на коньках)? Как вариант – концерт; так себе, но вариант – кинотеатр. Но – обязательно! – с последующим обсуждением. Можно просто совершать ежевечерние прогулки по нашему прекрасному городу, если погода позволяет…

Мы не выдумываем ничего нового, а просто лелеем надежду на то, что возродятся утерянные в «лихие 90-е» семейные ценности, традиции, когда близкие были действительно близкими, а не «дармоедами», «спиногрызами» и «обузой» для старших.

Можно пережить все, если знаешь, что у тебя есть «надежный причал», где тебя любят, понимают и принимают со всеми недостатками.

И чем раньше мы будем практиковать эти нехитрые дела, тем больше вероятность, что наши дети не будут выпрыгивать из окон, на рассвете жизни разочаровавшись в нас, в обществе и родной стране.

Виктор Гаврилов, к.п.н., доцент СурГПУ

СИА-ПРЕСС

=Материал опубликован 15.09.2012