Как помочь ребенку определиться с профессией?

Сургут • Разделы    → Подростки

К девятому классу мы начинаем тотально беспокоиться о профессиональном будущем своего ребенка. На кого учиться? Куда податься? Какое выбрать направление? Данная статья дает советы родителям, которые хотят помочь своим детям с таким нелегким выбором.

1) Сделать тесты.
В наше время, в молодежных центрах занятости (или у психолога в школе) можно сделать различные тесты, которые помогут выявить сильные стороны вашего ребенка, его приоритеты и интересы. Это делается абсолютно бесплатно и не занимает много времени. Единственное требование - на все вопросы следует отвечать предельно честно.

2) Пройти курс ТПК.
Сейчас почти во всех школах в 9 классе идет курс ТПК – твоя профессиональная карьера. Обычно его ведет школьный психолог. На уроках класс делает тесты, читает теоретический материал, играет в игры на определение профессионального направления. В целом, для четверти школьников этого оказывается достаточно, чтобы приблизиться к правильному выбору ремесла.

3) Изучить наглядный материал.
Очень часто ребенок не может выбрать профессию только потому, что не может в полной мере представить, в чем будет заключаться его работа. Все описания в журналах и рассказы родственников, во-первых, не всегда совпадают с реальностью, а во-вторых, все равно не дают детально вообразить какую-то специальность. Вы на работе наверняка часто общаетесь, или даже дружите с другими отделами. Договоритесь с представителем каждого из них, о том, чтобы ваш ребенок «походил за ним хвостом» полдня. Многие даже стараются приобщить ребенка к делу (просят о помощи, рассказывают и показывают что-то). Экономисты, менеджеры, отдел продвижения, инженеры и тд. – понаблюдав немного за практической работой специалиста, ваше чадо сможет определить для себя – нравится ему это, или нет. Моя дочь хотела заняться экономикой, но проведя шесть часов в компании нашей молодой экономистки, резко изменила свое мнение и теперь учится на дизайнера.

4) Рассмотреть увлечение (талант) как профессию.
Задумайтесь. Если ваш ребенок потрясающе рисует или не вылезает из походов – значит, ему это очень нравится. Более того – у него это получается. Так почему бы не рассмотреть такой вариант, как превращение увлечения в профессию. Поговорите об этом с ребенком. Предложите ему рассмотреть вариант с профессией инженера или дизайнера (в первом варианте), или с направлением тренерства. Найдите дополнительные материалы, покажите, что можно заняться этим на более высоком уровне.

5) Определить возможности.
Наши желания это здорово. Но не стоит делать что-то наперекор нашим способностям. Если ваша дочь с трудом справляется с математикой и физикой – не стоит намекать ей о том, что инженеры сейчас много получают. Если ваш ребенок хочет учиться на кого-то конкретного – это замечательно, если он еще не определился – это можно решить, но если при упоминании какой-то специальности у него появляется внутренний барьер – ни в коем случае не давите на него! В лучшем случае он с трудом окончит университет и будет всю жизнь жалеть что не пошел на дизайнера/биолога/и т.д., а в худшем случае проучится несколько лет, вылетит с вуза, и замкнется в себе. Пусть ваш ребенок будет заниматься тем, что ему нравится, даже если вас это по каким-то причинам не устраивает.

6) Составить таблицу плюсов и минусов.
Когда вы прошли тесты, определили ваши таланты и способности, и сделали список возможных профессий – самое время прибегнуть к проверенному годами способу – составить таблицу плюсов и минусов.

Распишите специальности по таким категориям:

  • зарплата
  • возможность карьерного роста
  • занятость (определите количество рабочих дней в неделю и сам график работы – журналисты и администраторы работают по-разному)
  • отпуск (отпуск может быть от 30 до 60 календарных дней в году)
  • интерес к профессии (например, по пятибалльной шкале).

Если пройти такой «курс подготовки», то выбрать направление деятельности, вашему ребенку не составит труда. В любом случае, чтобы он не выбрал – поддержите его. Удачи вам!

Мария Румянцева

=Материал опубликован 09.02.2012