Здравствуйте, Екатерина!
Спасибо за вопрос. С одной стороны то, что Вы описываете (играет с детьми, играет в комнате, но важно, чтобы мама была рядом), для данного возраста нормально. Привязанность к матери (близкому взрослому) обеспечивает ребенку чувство безопасности, самосохранения, чувство «базового доверия» к миру («Со мной ничего не случится, если мама рядом»). Это чувство «базового доверия», складывающееся именно из отношений с мамой в раннем детстве, во многом определяет черты ребенка, его уверенность в себе и мире. Неожиданные разлуки с мамой (ситуации «обманного ухода», отъезды на более длительный срок) могут подорвать это доверие. Поэтому поведение девочки вполне понятно и объяснимо – она постоянно находится в напряжении, боясь упустить маму из виду. Все что ей сейчас требуется – это Ваше внимание, забота, ощущение безопасности (ровно столько, пока не придет насыщение). Как создать ощущение безопасности для ребенка?
- Не создавать ситуации неожиданного для ребенка ухода
- Проговаривать вслух свои планы, намерения, действия (даже если это «домашние дела»)
- Мягко включаться в интересы, игры ребенка и также мягко включать его в свои занятия (особенно полезным будет работа с тестом, мукой, водой).
Если позволите, я для примера приведу две ситуации, прочитав которые можно понять, где есть условия для поддержания «базового доверия», а где есть условия для формирования неустойчивых амбивалентных отношений.
Петя, мальчик полутора лет, играет на полу с игрушками. Мать заканчивает работу по хозяйству, подходит к ребенку и наблюдает за его игрой. "Какая красивая машинка и кубики. У тебя получился настоящий гараж, молодец Петя!" – говорит мать. Петя улыбается и продолжает играть. Мама берет книгу, начинает читать. Прошло несколько минут. Петя берет детскую книжку, подходит к матери, и пытается забраться к ней на колени. Мать сажает малыша на колени, откладывает свою книгу и говорит: "Хочешь, чтобы я почитала тебе эту книжку?" Петя отвечает "да", мать начинает читать.
Другой двухлетний мальчик, Саша, играет с игрушками. Закончив свои дела, мать говорит ему: "Подойти ко мне, я почитаю тебе интересную книжку". Саша оборачивается, но не подходит к матери, а продолжает увлеченно катать машинку. Мать подходит к сыну берет на руки и говорит: "Давай почитаем". Саша вырывается и протестует. Мать отпускает его, и Саша возвращается к своим игрушкам. Позднее, закончив игру, Саша берет детскую книжку подходит к маме, пытается влезть к ней на колени. "Нет, - говорит мать, - ты не хотел читать, когда я тебе предлагала, а теперь я занята".
В первой ситуации мать была отзывчива и внимательна к ребенку, она ориентировалась на его потребности (дала возможность доиграть в игру), чутко реагировала на инициативу ребенка (просьбу почитать книжку).
Во второй ситуации мать больше склонна "подстраивать ребенка под себя", не считаясь с его потребностями и желаниями.
В любом случае выводы делать Вам о том, чего Вы хотите как мама для своей девочки и что Вы готовы для этого сделать. По поводу садика или кратковременной группы – я с Вами согласна, не рекомендовала именно сейчас отдавать девочку в группу, чтобы не ухудшить ситуацию, но общение с детьми должно быть обязательно. Я бы рекомендовала Вам вступить в какой-нибудь родительский клуб, где была бы возможность для девочки - получить общение с детьми, а Вам – общение с другими мамами, завести новые знакомства, расширив тем самым круг общения свой и дочери. Я знаю, что при данном сайте существуют мамочки, которые активно общаются, организовывают встречи для себя, для своих детей, вдохновляя и поддерживая этим друг друга.
Размышляя о теме привязанности в принципе, в поиске материала об этом, нашла, на мой взгляд, интересную информацию. Хотела бы кратко ею поделиться. Возможно, это пригодится другим родителям.
Некоторые специалисты выделяют несколько типов привязанностей в этом возрасте, которые грубо можно разделить на надежную и ненадежную. Наиболее благоприятной для развития является надежная привязанность. Такие дети уже в раннем детстве проявляют общительность, сообразительность, изобретательность в играх. В дошкольном и подростковом возрасте они демонстрируют черты лидерства, отличаются инициативностью, отзывчивостью, сочувствием, а также психологически устойчивы. Взрослые с надежным стилем привязанности и на работе чувствуют себя уверенно, они не боятся сделать ошибку и не позволяют, чтобы личные отношения мешали работе.
Дети с ненадежной привязанностью (аффективной, двойственной и индифферентной, избегающей) часто более зависимы, требуют больше внимания со стороны взрослых, их поведение неустойчиво и противоречиво по сравнению с детьми с надежной привязанностью. При тревожной двойственной привязанности у взрослых людей отмечается большая зависимость от похвалы, страх отвержения и, кроме того, они допускали, чтобы личные отношения сказывались на их деятельности. Избегающие привязанности взрослые используют работу, чтобы избегать социальных взаимодействий. В последнее время говорится еще об одном типе привязанности – отвергающем. Это тип поведения (паттерны), в которых эмоциональная близость отвергается, люди чувствуют себя некомфортно при установлении близких отношений, предпочитают не зависеть от других, но при этом формально поддерживают отношения. http://www.portal-slovo.ru
Однако, надо понимать, что в зависимости от жизненных обстоятельств тип наших привязанностей может меняться, что мы можем сочетать несколько паттернов поведения: один с мужчинами, один – с женщинами, третий – с начальником и т.д.
Как психолог добавлю также, что скорректировать дисгармонично закрепившуюся привязанность к людям возможно, однако для этого нужна глубокая внутренняя работа и поддержка специалиста.
С уважением, клинический психолог
Баянова Мария
Комментарии
Дополнение
При ответе упустила еще один важный пункт (к тем трем) - распределение обязанностей (в том числе воспитательных) с папой девочки. Понятно, что папа много времени проводит на работе, устает, но от этого он не перестает быть папой (по-своему нужным и незаменимым). Поэтому очень важно было бы включать папу в ваши с девочкой "дела", чаще и больше быть вместе (просмотр ТВ сюда не отношу). Попробуйте быть посредником между ними, помогающим им понимать друг друга.С психологически близким взрослым ребенку хорошо и спокойно. Частое присутствие папы, его понимание помогут стать еще одним значимым для девочки взрослым.Но на это тоже нужно время.